- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О саудовско-шведских отношениях

Характеризуя саудовско-шведские отношения, следует отметить их ровный, стабильный и, во многих отношениях, предсказуемый характер. В традиционной для скандинавских стран манере отношения Швеции с самой большой экономикой Ближнего Востока изначально были построены на принципах паритетности и взаимоуважения с целью максимальной реализации имеющегося у сторон потенциала к сотрудничеству в разных сферах.

В отличие от Норвегии, входящей в десятку крупнейших экспортеров сырой нефти, Швеция, как известно, является полностью зависимым от импорта углеводородного сырья государством. Собственно по этой причине Швеция в последнее время с завидной регулярностью заявляет о своих планах полностью отказаться от импорта нефти к 2020 году, предпринимая для этого конкретные практические шаги по развитию источников альтернативной энергии. Согласно промежуточным данным, опубликованным Евросоюзом в 2007 г., 37% потребляемой в Швеции электроэнергии производится с помощью атомных электростанций, 26% потребностей страны в электричестве удовлетворяются через использование альтернативных источников (гидроэлектростанции, ветряные генераторы и т.п.), оставляя тем самым лишь 37% рынка под импортируемые источники энергии (нефть, сжиженный газ).

Отсутствие у Швеции сырьевой энергетической базы в определенном смысле способствует налаживанию всестороннего сотрудничества с Саудовской Аравией, учитывая взаимодополняемость экономик этих стран. Несомненно, речь вряд ли может идти о налаживании поставок сырой саудовской нефти в Швецию, которая полностью обеспечивает свои потребности в углеводородном сырье за счет поставок из Норвегии, Дании и России, экономя на транспортировке нефти миллионы долларов в год. Вместе с тем, Швеция, как высокоразвитое в интеллектуальном и промышленном плане государство, имеет что предложить изголодавшемуся по «ноу-хау» разработкам саудовскому рынку. Речь идет в первую очередь о шведской машиностроительной технике, пилотажно-навигационной аппаратуре, инновационных биоэнергетических технологиях, «зеленом» инжиниринге, продукции ВПК, фармакологии, деревообрабатывающей промышленности и пр.

Согласно саудовским статистическим данным, в 2011 году товарооборот между Швецией и Саудовской Аравией превысил отметку в 1,9 млрд долл. США, превзойдя тем самым результат 2008 года (1,68 млрд долл. США), предшествовавшего глобальному финансово-экономическому кризису. Данная статистика лишний раз подтверждает довольно неплохую динамику торговых отношений Швеции с аравийским экономическим «локомотивом», учитывая, что за тот же 2011 год Саудовская Аравия смогла «наторговать», к примеру, с Польшей всего на 0,7 млрд долл. США, Россией – 0,9 млрд долл. США, Новой Зеландией – 1,29 млрд долл. США, Австрией – 1,3 млрд долл. США и т.д. Отметим также, что по информации шведских статистических ресурсов, Саудовская Аравия входит в двадцатку крупнейших торгово-экономических партнеров Швеции в мире.

Наиболее значимыми политическими событиями в двусторонних отношениях скандинавской и аравийской монархий стали: исторический визит короля Саудовской Аравии Абдаллы в Стокгольм в 2001 году в статусе Наследного Принца, давший импульс представителям деловых кругов двух стран к скорейшему налаживанию сотрудничества по  направлениям, представляющим приоритетное для обеих сторон значение. В 2004 г. в Эр-Рияд был нанесен ответный визит, который совершила Наследная Принцесса Швеции Виктория. Одним из наиболее запоминающихся событий в современной шведско-саудовской истории стал визит шведского монарха Карла XVI Густава в Саудовскую Аравию, в рамках его участия в качестве почетного председателя Всемирной организации скаутского движения. За один лишь 2009 г. министр торговли Швеции Е.Бьёрлинг четырежды посещала Саудовскую Аравию для проведения переговоров с местными партнерами. В результате упомянутых встреч и поездок шведам удалось подписать 19 совместных контрактов в сфере телекоммуникаций, металлургии, электроэнергетики, поставок грузового транспорта, холодильных установок и пр. Саудовский экспорт в Швецию практически полностью состоит из продукции химической промышленности на общую сумму чуть более 100 млн долл. США. Таким образом, торговый баланс со Швецией является для Саудовской Аравии негативным с «перекосом» в 1,8 млрд долл. США в пользу шведского импорта.

Серьезное значение придается подписанному несколько лет назад саудовско-шведскому межправительственному соглашению о взаимной защите инвестиций, которое должно стать, согласно оценке сторон, прочной основой для более широкого участия саудовских и шведских инвесторов в перспективных проектах на территории обеих стран. С этой целью в Эр-Рияде в 2011 году был создан Шведский деловой совет (ШДС), призванный предоставлять необходимую организаторскую поддержку, а также консультационную помощь шведским компаниям, желающим начать свой собственный бизнес в королевстве. По оценкам ШДС, в ближайшие 15 лет Саудовская Аравия планирует реализовать огромное количество новых инфраструктурных проектов на общую сумму 1 трлн долл. США, которые будут охватывать такие виды работ, как расширение сети железных дорог, строительство скоростных автомагистралей, установка новых телекоммуникационных систем, сооружение и ввод в эксплуатацию современных систем водоочистки и дренажа, модернизация медицинских и образовательных учреждений и пр.

Наиболее крупными шведскими инвесторами на саудовском рынке на данный момент являются корпорация ENVAC, занимающаяся разработкой и внедрением современных технологий в области переработки отходов, всемирно известные ретейлеры H&M и Lindex, а также  IKEA.

Не стоит забывать и о перспективных направлениях сотрудничества в образовательной и академической сферах. Благодаря большому личному вниманию, уделяемому саудовским монархом вопросам обучения, подготовки и повышения квалификации национальных кадров в рамках реализации общегосударственной программы по т.н. «саудизации» всех отраслей экономики королевства, между рядом шведских и саудовских университетов подписаны меморандумы про сотрудничество, предусматривающие подготовку саудовских студентов в лучших ВУЗах Швеции. В свою очередь, в рамках образовательной программы короля Абдаллы, шведским студентам-востоковедам ежегодно предоставляются стипендии на изучение арабской филологии в ведущих образовательных учреждениях королевства.

Не остается в стороне и традиционная для Швеции политика гендерного равенства, которая «красной линией» проходит во всех программах и концепциях шведской модели развития государства. Важным событием в этой сфере стало награждение известной саудовской бизнес-леди Любны аль-Олайян орденом Полярной звезды второй степени, традиционно вручаемым шведскими королями с 1748 года за заслуги перед Швецией. Занимая долгое время должность Главного исполнительного директора финансовой компании «Олайян», Л.аль-Олайян способствовала укреплению саудовско-шведских отношений посредством реализации совместных проектов с такими именитыми шведскими машиностроительными компаниями, как «Atlas Copco» и «Scania», а также промышленными корпорациями «Nitro Nobel» и «Electrolux». Отметив Л.аль-Олайян столь высокой государственной наградой, шведское правительство, по-видимому, хотело тем самым поспособствовать расширению участия саудовских женщин в деловой жизни страны ради постепенного устранения социально-религиозных барьеров, мешающих им в полной мере реализовать свои возможности. Л.аль-Олайян стала девятым саудовским гражданином (и первой саудовской женщиной), удостоенным данной награды, включая ее родного отца, шейха Сулеймана аль-Олайяна, получившего «Полярную звезду» в 1988 году.

Серьезным испытанием на прочность для саудовско-шведских отношений стало сотрудничество в области военно-промышленного комплекса. По информации ряда ведущих шведских СМИ (в частности, газеты Stockholm News), в 2002 году между Швецией и Саудовской Аравией был начат переговорный процесс о поставке Эр-Рияду наступательного вооружения, произведенного шведской оборонно-промышленной корпорацией SAAB. Факт подписания данной сделки, состоявшееся в 2005 году,  был подтвержден в Агентстве по нераспространению и экспортному контролю Швеции, заявившем, что договор был подписан благодаря лоббированию со стороны членов социал-демократической партии Швеции, находившейся в том время у власти. В 2007 году в шведской прессе появились сообщения о продаже шведским концерном SAAB для нужд армии Саудовской Аравии управляемых противотанковых снарядов Bill 2. Данная новость вызвала тогда широкий резонанс среди шведских правоцентристских партий, упрекнувших власть в продаже оружия режиму, попирающему права собственного народа. Откреститься от данного контракта не преминула упомянутая нами ранее министр торговли королевства Е.Бьёрлинг, заявившая в 2010 году о том, что ничего не знала о данной сделке. Из открытых данных известно, что всего в 2011 году Швеция, по разным оценкам, экспортировала оружия на сумму от 1,7 до 2 млрд евро (в списке импортеров шведского оружия Саудовская Аравия занимает второе место после Таиланда).

Конфликт вокруг планов Стокгольма увеличить объемы военных поставок в Саудовскую Аравию  достиг своей кульминации в марте 2012 г. после того, как стало известно об отставке министра обороны Швеции С.Толгфорса. Упомянутый шведский чиновник был вынужден оставить свой пост в результате разгоревшегося скандала вокруг намерений шведских производителей принять участие в строительстве на территории Саудовской Аравии завода по производству ракетного топлива и взрывчатки. О своем крайне негативном отношении к вопросу о поставке шведского оружия Саудовской Аравии выразила также Партия зеленых Швеции, лидер которой заявил весной с.г. о том, что Швеция не должна поддерживать саудовский «диктаторский режим». Подобная риторика стала звучать также из уст нового министра обороны Швеции К.Энстрем, сменившей на посту ушедшего в отставку С.Толгфорса. Так, в августе с.г. К.Энстрем назвала саудовским режим «авторитарным» и «грубо нарушающим права человека». Наблюдатели отмечают, что скандал вокруг продажи шведского оружия Саудовской Аравии возник как раз после того, как в Бахрейн был введен контингент «Щита Залива», подавившего народные демонстрации в этом крошечном островном государстве.

Обвинения в нарушении прав человека, прозвучавшие из уст главы оборонного ведомства Швеции К.Энстрем не остались без внимания саудовской общественности. Так, в конце августа с.г. в Саудовской англоязычной газете «Arab News» было опубликовано открытое обращение отставного коммодора королевских ВМС Саудовской Аравии А.аль-Мульхима к министру обороны Швеции К.Энстрем. В своем письме саудовский военный написал о своем разочаровании словами, сказанными шведской чиновницей в адрес Саудовской Аравии. «Не знаю доводилось ли Вам, уважаемая госпожа министр, бывать ранее в моей стране? Если нет, хотел бы сообщить Вам о том, с каким восхищением и трепетом каждый саудовский гражданин относится к Швеции вне зависимости от того посещал ли он Вашу страну или нет», – пишет автор обращения. Далее в дружеском тоне автор подчеркивает, насколько высоко саудовский народ ценит продукцию таких шведских производителей, как Volvo, IKEA, Ericsson. В письме говорится также о том, что саудовские газеты на регулярной основе размещают множество позитивных публикаций о Швеции, ее народе, его культуре и традициях, что способствует популяризации потенциала Швеции как дружественного для Саудовской Аравии государства. Комментируя критику шведского министра относительно нарушений прав человека, саудовский отставной коммодор отмечает, что многие в Саудовской Аравии так и не смогли понять, что конкретно имела ввиду госпожа К.Энстрем. Отсутствие каких-либо реальных оснований для критики саудовского режима со стороны шведских властей А.аль-Мульхим объясняет тем, что совместный шведско-саудовский контракт на строительство военного завода в КСА так и не был начат. Словно парируя шведскому министру, А.аль-Мульхим пишет о том, что каждое государство имеет право на самовооружение для обеспечения собственной безопасности. Далее он выдает такую фразу: «Госпожа министр, если бы ваша армия была лучше оснащена и вооружена, вы бы не проиграли русским войну 1809 года, в результате которой Ваша страна потеряла восточную провинцию (Финляндию-авт.). Защищая консервативность саудовского общества, А.аль-Мульхим говорит о том, что причиной неспешного темпа реформ в королевстве является нежелание самого народа сломя голову претворять в жизнь планы по модернизации страны, предложенные королем Абдаллой. Кроме того, он отмечает, что саудовская женщина, приезжающая, к примеру, в Стокгольм продолжает добровольно носить хиджаб. Неужели саудовский режим и в Стокгольме заставляет наших женщин носить хиджаб!? – иронично спрашивает А.аль-Мульхим. Завершая свое открытое письмо, А.аль-Мульхим просит К.Энстрем впредь не делать заявлений от имени саудовцев и саудиток, а прислушаться к мнению самого саудовского народа. Кроме того, зная лояльность шведского иммиграционного законодательства, А.аль-Мульхим напоследок спрашивает шведского министра: «Госпожа Энстрем, посмотрите, а есть ли у Вас в стране хотя бы один беженец-саудит? Вот ответ на все Ваши вопросы!»

Другим скандалом внутри самой Швеции обернулся с виду весьма политкорректный маркетинговый ход шведской IKEA, решившей для соблюдения саудовских норм морали удалить изображения женщин со всех страниц каталога своей продукции, предназначенного для распространения в Саудовской Аравии. Узнав об этом, шведская пресса обвинила IKEA в нарушении прав женщин в угоду собственным финансовым интересам.

На международной арене Швеция и Саудовская Аравия имеют во многом близкие взгляды на ряд актуальных проблем, среди которых, в первую очередь, следует назвать арабо-израильский конфликт, феномен «арабской весны», ситуация в Сирии, иранское ядерное досье и др. Фактором, сближающим внешнеполитические курсы обоих королевств, является открытая поддержка шведских властей идеи создания независимого палестинского государства. В качестве одного из последних примеров, подтверждающих наши слова, приведем перечисление Швецией в августе 2011 г. палестинскому руководству 4 млн евро для выплаты зарплат госслужащим ПНА. По оценкам палестинских министерств и ведомств, общее число палестинских беженцев, проживающих на территории Швеции, может доходить на сегодняшний день до 40 тыс. человек. По оценкам же шведской стороны, данная цифра составляет примерно 10 тыс. человек, из которых 80% являются безработными. На территории Швеции действует большое количество палестинских общественных организаций, из которых основными являются: Федерация палестинских ассоциаций  Швеции, Альянс «Право на возвращение», Ассоциация палестинского народа и Иерусалимский клуб в Упсале, Арабский культурный центр, Ассоциация палестинско-шведской дружбы в Евле, Клуб мира в Гетеборге, Ассоциация палестинцев Мальме, Арабский клуб в Хельсингборге, Центр правосудия в Гётеборге и др. За последние годы членами шведского парламента стали две женщины палестинского происхождения: Н.аль-Алями и Э.Рувейда

В целом можно сказать о том, что вторая половина текущего года выдалась непростой как для саудовских, так и для шведских дипломатов, чья задача состояла в том, чтобы сгладить недоразумения и конфликты, которые оставили после себя политики и военные обеих стран. Во время официального приема, устроенного посольством Саудовской Аравии в Стокгольме по случаю окончания Рамадана, глава саудовской королевской дипмиссии А.аль-Джудиа в своем торжественном выступлении отметил глубокие исторические корни саудовско-шведской дружбы, которую необходимо всячески хранить и беречь. В то же время он был вынужден отметить, что в нынешнее время саудовской дипломатии приходится вести активную разъяснительную политику среди западных обществ с тем, чтобы противостоять «гневной и озлобленной информационной кампании, которую ведут в шведских СМИ отдельные безответственные и небеспристрастные чиновники».

Несмотря на существующие на данном этапе разногласия между Швецией и Саудовской Аравией в вопросах, касающихся отдельных аспектов оборонного сотрудничества, а также в том, что касается традиционной для саудитов «ахиллесовой пяты» – прав женщин, свободы слова и прочих атрибутов демократии в ее западном истолковании, саудовско-шведские отношения продолжают прогрессировать на фоне  региональной тенденции к замедлению темпов невоенного сотрудничества в условиях нарастающего внутриполитического напряжения на Аравийском полуострове, вызванного событиями «арабской весны». Невзирая на это, Швеция является безусловным лидером среди скандинавских стран по объемам двусторонней торговли с Саудовской Аравией, что лишний раз свидетельствует о комплементарности экономик двух государств, а также подтверждает желание руководства обеих стран к углублению сотрудничества вопреки мелким разногласиям, которые, в сравнении с существующими межарабскими раздорами, кажутся сущими пустяками.