- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О судано-иранских отношениях

Министр иностранных дел Судана А.Карти  дал интервью ряду арабских СМИ в отношении ряда ключевых вопросов внешней суданской политики. Исходя из этих оценок, можно сделать некоторые выводы  о принципиальных установках суданской верхушки о внешнеполитических приоритетах.

А.Карти подверг резкой критике действия суданского министерства обороны в связи с тем, что оно позволило иранскому военному кораблю встать в док  в Порт-Судане в прошлом месяце. Как заявил министр иностранных дел, после получения формального запроса от иранцев в отношении захода своего военного судна в Порт-Судан, он переправил его по инстанции в министерство обороны и президенту для принятия решения. По его оценке, «военный иранский корабль не должен был заходить в наш порт, а тем более проводить какие-то ремонтные работы, так как президент страны негативно воспринял запрос об этом из Тегерана». А.Карти также заявил, что он узнал о том, что иранские моряки уже находятся в Порт-Судане, «из газет». В этой связи он еще раз повторил, что не считает эту практику правильной и списал случившееся на отсутствие координации между различными министерствами.

Заявление А.Карти прозвучало в разгар критики суданского правительства за подержание с Тегераном контактов по линии военно-технического сотрудничества. Внутрисуданская оппозиция в этой связи указывает на то, что суданская территория превратилась в полигон по производству иранского оружия, которое затем частично переправляется в сектор Газа, Сирию и в Ливан для «Хизбаллы». Делается это через египетскую территорию, что является принципиальным моментом для объяснения позиции суданского министра иностранных дел.

«Мы утверждаем только то, что знаем наверняка. Иран не нуждается в том, чтобы производить оружие в Судане ни для себя, ни для своих союзников», — заявил А.Карти. Одновременно он категорически отверг связь между «бомбардировкой израильской авиацией» фабрики в Ярмуке и визитом  в Судан еще двух иранских военных кораблей, который состоялся через два дня после нее. При этом А.Карти дал понять, что эти визиты не имеют цели демонстрации враждебности по отношению к государствам Персидского залива, и данные шаги координируются с Эр-Риядом.

Касаясь этой темы, министр иностранных дел признал, что внешнеполитическая концепция предусматривает развитие гармоничных отношений как с Ираном, так и со странами Персидского залива без нанесения ущерба для взаимных интересов. При этом он признал, что некоторые шаги Хартума,  в частности, визит иранских кораблей нуждаются в дополнительных разъяснениях для партнеров в Персидском заливе. Совершенно очевидно, что присутствие иранских военных в Порт-Судане более чем нервирует Эр-Рияд и его вряд ли могут успокоить заявления МИД Судана о строгом дистанцировании во внешней политике от Тегерана.

Таким образом, необходимо  констатировать глубокий раскол в суданском руководстве по вопросу военного и экономического альянса страны с Ираном. Так, по крайней мере, выглядит ситуация на первый взгляд.  МИД выступает за сворачивание судано-иранских контактов в рамках продолжения сближения по всем областям с Египтом и аравийскими монархиями. Министерство обороны же выступает за всяческое укрепление связей с Тегераном. И, судя по всему, военных в этом решении поддерживает президент Судана Омар аль-Башир. Объяснить «несогласованностью» между министерствами можно один визит иранских кораблей, но не регулярный процесс. У министерства обороны фактически нет, кроме иранских, других источников пополнения арсеналов вооружения, и в особенности – авиабомб, которые активно используются суданскими военными для сдерживания действий повстанцев в проблемных штатах. Кроме того, иранцы поставляют патроны, снаряды и запасные части, без которых суданская армия не сможет поддерживать необходимый минимум боеготовности. Очень важный и принципиальный момент, который делает это сотрудничество еще более привлекательным. В контексте жесточайшего экономического кризиса и дефицита валюты  все эти услуги осуществляются иранцами  в кредит и «по бартеру». И визиты иранских кораблей  являются частью этого «бартера».

Отказаться от такой схемы сейчас в условиях отсутствия альтернативных источников снабжения боеприпасами Хартум просто не может. Монархии Персидского залива при этом не торопятся оказать помощь Судану, а уже тем более осуществлять поставки в кредит.  И заявления главы суданского МИДа А.Карти в этой связи необходимо оценивать скорее с точки зрения «дымовой завесы» вынужденного сотрудничества с иранцами перед «заливниками»  и американцами, нежели чем свидетельства о действительном серьезном расколе в суданском руководстве.