- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: октябрь 2012 г.

Наиболее заметные события месяца в Ливии развертывались вокруг города Бени-Валид, проживающее в районе которого племя варфалла, всегда выступавшее на стороне Муамара Каддафи,  бросило вызов новым ливийским властям. 2 октября эпицентр боев между сторонниками Каддафи и бригадами бывших «повстанцев» из соседнего города Мисурата, которых поддерживали правительственные войска, находился в долине Мардан в 10 км к востоку от Бени-Валид, где сторонники новых ливийских властей атаковали позиции защитников города.

У жителей двух городов давние противоречия. Если население Бени-Валид до конца поддерживало Каддафи, именно бойцы Мисуратской бригады, как следует из доклада правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», сначала пытали, а затем убили самого Каддафи, его сына Моатассема, а также по меньшей мере 66 человек из его окружения.

Бои вокруг Бени-Валид возобновились 10 октября. Они сопровождались самыми противоречивыми данными о потерях сторон.

Очередную атаку на Бени-Валид Мисуратская бригада, действовавшая под знаменами регулярной ливийской армии, предприняла 17 октября. По явно заниженным данным, в ходе атаки погибли 4 из числа нападавших и 7 среди защитников города. Эта атака совпала с первой годовщиной объявления об «освобождении» Бени-Валид от сторонников прежнего режима во время гражданской войны 2011 г. Судя по всему, эта атака, как и предыдущие, была отбита. Уже 18 октября представители ливийской армии сообщили, что ведут переговоры с вождями и полевыми командирами защитников Бени-Валид с тем, чтобы они позволили армейским подразделениям без боя войти в город и восстановить центральную власть. Со своей стороны совет самоуправления Бени-Валид известил, что не против вхождения в город регулярных армейских частей, однако не допустит в него «незаконные милиции», под которыми подразумевалась Мисуратская бригада.

Все время между атаками Бени-Валид подвергался артобстрелам со стороны тех, кто именовал себя ливийской «армией», в результате которых гибло местное население.

События вокруг Бени-Валид дали основания спикеру Всеобщего национального конгресса /ВНК – парламент/ Мохаммеду аль-Магарифу заявить 20 октбяря, что год спустя после гибели Каддафи «освобождение» Ливии от его режима не завершено. «Бани-Валид превратился в пристанище большого числа лиц, враждебных революции, а также наемников», — утверждал он в телевизионном выступлении, оправдывая новые военные операции против этого города. По данным медицинских источников в Мисурате, только за 20 октября в рядах атаковавших Бени-Валид погибли по меньшей мере 9 человек, 122 получили ранения. Медицинские источники в Бени-Валид сообщили о 17 погибших среди защитников города и мирных жителей.

В тот же день канцелярия премьер-министра объявила об аресте в Тархуне /этот город находится между Мисуратой и Бени-Валид/ бывшего официального представителя режима Каддафи Мусы Ибрагима. Эта информация была тут же опровергнута другими официальными источниками, равно как самим Мусой Ибрагимом, разместившим аудио-опровержение в Интернете.

24 октября появились сообщения о том, что бывшие «повстанцы» овладели Бени-Валидом. Тем не менее сами же «повстанцы» признали существование нескольких очагов сопротивления на юге города. По словам представителя переходного правительства Ливии Насера аль-Манаа, в ходе боев за Бени-Валид проправительственные отряды потеряли убитыми 50 человек.

1 октября международная организация «Репортеры без границ» /РБГ/ забила тревогу относительно действий новых ливийских властей, касающихся подавления свободы прессы, «неоправданных» арестов журналистов, запретов на видеосъемку и проблем с получением виз для иностранных репортеров. По данным РБГ, подобные ограничения особенно проявились после прошедших 7 июля с.г.  выборов в ВНК. В роли их исполнителя выступил Высший комитет национальной безопасности /ВКНБ/. Эти ограничения ужесточились после атаки 11 сентября на американское консульство в Бенгази, в результате которой погибли 4 американца, в том числе посол. РБГ потребовала от ливийских властей провести расследования по всем перечисленным в ее заявлении случаям нарушений свободы прессы.

В октябре продолжилась история с атакой 11 сентября американского консульства в Бенгази. 2 октября ливийские власти объявили, что они дали согласие на прибытие в Бенгази группы следователей ФБР, которые должны на месте разобраться с обстоятельствами атаки на американское консульство. Предполагалось, что американцы будут работать совместно с их ливийскими коллегами.

10 октября перед сенатской комиссией по расследованию трагедии в Бенгази выступил полковник национальной гвардии Эндрю Вуд, работавший в Ливии с февраля по август 2012г. По его оценке, присутствие в Ливии элементов «Аль-Каиды» «ощущалось постоянно и росло ежедневно». «Они внедрились в Ливии лучше, чем мы себе это можем представить», — сказал он.

3 октября премьер-министр Ливии Мустафа Абу Шагур представил Всеобщему национальному конгрессу /ВНК – парламент/ проект состава его кабинета. Как и ожидалось, в списке не оказалось ни одного либерала из Альянса национальных сил /АНС/ — формального победителя недавних парламентских выборов. Предусматривалось, что на следующий день парламент должен был рассмотреть по отдельности кандидатуры каждого из 29 претендентов на министерские посты, среди которых была всего одна женщина, зато были несколько министров из состава уходящего переходного правительства во главе с Абдеррахимом аль-Кибом.

Еще 2 октября АНС потребовал от премьера 9 министерских портфелей и принятия его программы в качестве правительственной, однако переговоры представителей либералов с главой правительства завершились безрезультатно. Аппетиты исламистов были еще больше – они хотели 11 портфелей.

Выбором премьера были недовольны не только либералы. 4 октября несколько сотен человек проникли в здание парламента, чтобы выразить свой протест в связи с отсутствием в проекте списка нового кабинета представителя западных районов Ливии. В связи с этим инцидентом ливийские власти предложили главе МИД Франции Лорану Фабиусу отложить его визит в Триполи, который планировался на 6 октября.

По оценке проживающего в Бенгази политолога Мифтаха Бузейда, «никого не удовлетворил предложенный состав правительства». «Некоторые кандидаты вообще никому не известны. Я не думаю, что такое правительство будет работать долго», — предсказал он.

По оценке одного из депутатов, «Абу Шагур не сформировал правительство, которое он обещал». «Предлагаемый им кабинет – это ни правительство национального единства, ни правительство, представляющее все регионы», — заметил он.

В итоге ВНК вечером 4 октября отверг предложенный премьером состав кабинета. Абу Шагуру дали время до 7 октября для того, чтобы предложить другой список кандидатов на министерские посты.

7 октября Абу Шагур предложил ВНК утвердить «кризисное правительство», в составе которого значились всего 10 министров, отобранных по критерию компетентности без учета их географической или политической принадлежности. Тогда же стало известно, что если ВНК отвергнет во второй раз предложенный состав правительства, Абу Шагур уйдет в отставку, и парламенту придется вновь выбирать премьер-министра.

Так все и получилось. 125 депутатов ВНК отказали в доверии «кризисному правительству», 44 депутата поддержали предложение Абу Шагура, 17 – воздержались. Чтобы не допустить безвластия, депутаты предложили продолжить работу переходному правительству А.аль-Киба.

Отставка Абу Шагура стала следствием немыслимого ранее альянса между АНС и близкой к «Братьям-мусульманам» исламистской Партии справедливости и созидания /ПСС/, которые договорились взаимодействовать в рамках планировавшегося ими «правительства единства».

14 октября после нового голосования депутаты ВНК избрали премьером бывшего противника режима Каддафи 62-летнего Али Зейдана. Заручившись поддержкой либералов, Зейдан получил 93 голоса. Его основной противник действующий министр по делам местных органов власти Мохаммед аль-Храри, получивший поддержку исламистов, набрал 85 голосов. Процесс голосования транслировался в прямом эфире по национальному телевидению. В процедуре голосования участвовали 179 депутатов из 200. Зейдану было поручено представить предложения по составу его кабинета в двухнедельный срок.

Перед голосованием Зейдан представил программу действий своего правительства. В ней определялось, что «приоритетом из приоритетов для него будет строительство новой ливийской армии и полиции». Другим приоритетом называлась «интенсивная кампания по подготовке и набору новых кадров для армии и полиции» с тем, чтобы заменить офицеров, служивших в силовых структурах при Каддафи. В плане внутренней политики одним из приоритетов называлось достижение национального примирения.

Про Зейдана известно, что этот карьерный дипломат бежал со своего поста сотрудника посольства Ливии в Индии в 1980 г., после чего присоединился к радикальной оппозиции и свыше 30 лет жил в эмиграции. В этом он похож на спикера ВНК Мохаммеда аль-Магарифа, до побега работавшего послом Ливии в Нью-Дели.

30 октября Зейдан представил ВНК список кандидатов в министры из 30 человек. В нем были представлены как либералы, так и исламисты. Основные портфели предлагалось отдать независимым. Так, посты министров обороны и внутренних дел предлагалось поручить двум офицерам – уроженцам Бенгази, 71-летнему Мохаммеду аль-Баргати и 58-летнему Ашуру Швайелю соответственно.

Про первого известно, что он был военным летчиком. Вышел в отставку в 1994 г. Он был одним из первых экс-офицеров, примкнувших к восстанию против Каддафи. Второй 35 лет прослужил в ливийской полиции.

О том, было ли утверждено правительство Зейдана, будет рассказано в следующей статье о событиях в Ливии.

6 октября благополучно разрешился кризис, вызванный похищением в июле с.г. в Бенгази семи сотрудников иранского отделения Красного Полумесяца. Все это время их удерживала одна из местных бригад бывших «повстанцев», причем не просто удерживала, но и подвергала допросам на предмет возможной их причастности к шиитскому прозелетизму. Сообщивший об этом сотрудник ливийских спецслужб не стал говорить название бригады, упомянув лишь, что речь идет об «исламистских экстремистах». Иранцев освободили, и они не стали испытывать судьбу, тотчас покинув Ливию.

10 октября назначенные Международным уголовным судом /МУС/ адвокаты удерживаемого «повстанцами» Сейф аль-Ислама Каддафи заявили, что если сын бывшего ливийского лидера будет судим в Ливии, «он без сомнения будет приговорен к смерти через повешение». МУС и Триполи оспаривают право судить Сейф аль-Ислама, который с ноября 2011 г. находится в плену у Зинтанской бригады бывших «повстанцев».

В целом, в любом случае впереди у нового правительства главный тест на дееспособность – сможет ли оно обуздать и разоружить чинящие произвол и хорошо вооруженные бригады бывший «повстанцев», часть из которых переформировалась из территориальных по идеологическому признаку. Это в первую очередь касается исламистских бригад. До сих пор новые армия и полиция были бессильны против таких бригад. Отсутствие необходимых условий безопасности, в частности, не позволяет вернуться в Ливию многим иностранным компаниям, работавшим там до гражданской войны. Исключение составляют лишь нефтедобывающие компании, которые обеспечивают охрану объектов своей инфраструктуры с помощью частных охранных структур.