- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Российско-турецкие отношения в оценках турецких экспертов

Рабочий визит в Турцию президента России В.В. Путина, принявшего участие в третьем заседании российско-турецкого Совета сотрудничества высшего уровня 3 декабря 2012 года в Стамбуле, вызвал в экспертном сообществе Турции широкое обсуждение современного состояния российско-турецких отношений. Росту внимания к данному вопросу способствовали два обстоятельства: перенос согласованной ранее даты визита российского президента и острая ситуация в Сирии, в отношении методов урегулирования которой Москва и Анкара придерживаются различных позиций.

Итоги визита стали свидетельством о том, что получившие распространение в СМИ утверждения об «охлаждении» и даже «кризисе» в отношениях между Россией и Турцией не соответствуют действительности. Лидеры России и Турции подтвердили намерение в ближайшие годы увеличить до 100 млрд долларов российско-турецкий товарооборот, который в 2012 году приблизится к отметке 35 млрд долларов. Уже сейчас Россия занимает второе место среди крупнейших торгово-экономических партнеров Турции, а Турция входит в десятку ведущих партнеров России.

Стороны подписали одиннадцать документов, направленных на развитие сотрудничества в таких сферах, как экономика, финансы, энергетика, наука и технологии, безопасность и культура. По итогам заседания Совета сотрудничества высшего уровня были подписаны:

1. Соглашение о сотрудничестве по созданию совместного предприятия в области маркетинга, дистрибуции между ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и ОАО «Чалык холдинг».

2. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Сбербанк России» и Экспортно-кредитным банком Турции.

3. Меморандум о взаимопонимании между ОАО «Сбербанк России» и Агентством по поддержке и привлечению инвестиций в Турцию.

4. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации и Академией дипломатии Министерства иностранных дел Турецкой Республики.

5. Меморандум о взаимодействии в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

6. Среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2012–2015 гг.

7. План действий российско-турецкого Форума общественности.

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об учреждении и деятельности культурных центров.

9. Совместное заявление между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Министерством энергетики и природных ресурсов Турецкой Республики по проекту атомной электростанции «Аккую».

10. Совместное заявление по итогам встречи сопредседателей Смешанной Межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о местах российских захоронений на территории Турецкой Республики и турецких захоронений на территории Российской Федерации.

Известный турецкий политолог Мехмед Али Биранд, комментируя итоги визита, отметил, что в прессе получил распространение поверхностный взгляд на российско-турецкие отношения. В действительности, между Россией и Турцией установились настолько прочные экономические и политические связи, что наличие разногласий и даже взаимная критика по отдельным вопросам, не могут повлиять на общий тренд развития российско-турецких отношений. Накануне визита все ожидали напряженности, связанной с Сирией и планами по размещению в Турции зенитно-ракетных комплексов «Пэтриот», но на первый план были вынесены экономические интересы. Встреча лидеров двух стран оказалась «самой продуктивной за последние годы» и подтвердила, что «ни Россия не может отказаться от отношений с Турцией, ни Турция не может отказаться от отношений с Россией». На фоне общего масштаба российско-турецкого сотрудничества разногласия по Сирии выглядят незначительным вопросом. По-мнению турецкого эксперта, основным источником обеспокоенности Москвы является не позиция Турции, а политика Вашингтона. Россия не желает допускать, чтобы США вмешивались во внутренние дела стран региона и по своему усмотрению меняли там лидеров.

Турецкие аналитики отмечают прагматичный характер российско-турецких отношений, движущей силой которых выступают экономические проекты. Динамика развития сотрудничества в сфере экономики позволила сторонам на саммите «вынести за скобки» политическую проблематику, не фокусируя внимание на разногласиях. Политолог турецкого Института международных стратегических исследований Хабибе Оздал считает, что вопрос о размещении в Турции комплексов «Пэтриот», по сути дела, является вопросом не российско-турецких отношений, а отношений между Россией и НАТО, поэтому должен рассматриваться не в двустороннем, а в многостороннем формате.

В экспертном сообществе Турции сохраняет свою интригу вопрос о том, «кто же все-таки пошел на уступки в вопросе о Сирии, премьер-министр Р. Т. Эрдоган или президент В.В. Путин?» На совместной пресс-коференции лидеров двух стран президент В.В. Путин сказал о том, что Россия с пониманием относится к сложностям, с которыми столкнулась Турция в связи с событиями в Сирии. Позиции Москвы и Анкары полностью совпадают по оценкам событий в Сирии и по той ситуации, которая должна быть достигнута. Россия и Турция пока не могут найти общего подхода к методам урегулирования проблемы, однако консультации по данному вопросу будут продолжены.

Высказывания российского президента вызвали положительный отклик турецких политологов и одновременно породили предположения о том, что это является сигналом определенного изменения позиции России по Сирии. В этой связи обозреватель популярной турецкой газеты «Миллийет» Сами Кохен написал, что Турция и Россия «проводят настройку» своих позиций, но это не означает ни отказа сторон от своих принципиальных подходов, ни каких-то односторонних «шагов назад». По словам С. Кохена, признаки появления «гибкости» можно заметить в действиях обеих сторон. Так, премьер-министр Р. Т. Эрдоган в ходе одного из своих недавних выступлений заявил, что сирийскую проблему невозможно урегулировать без участия России. В свою очередь Москва налаживает контакты с сирийской оппозицией. Самым важным итогом стамбульского саммита, по-мнению турецкого журналиста, является то, что Россия и Турция подтвердили решимость нивелировать влияние «внешних» вопросов на свои двусторонние отношения.

Комментируя насыщенную экономическую повестку дня и перспективные планы расширения российско-турецкого сотрудничества, журналист турецкой газеты «Радикал» Мурат Йеткин образно отметил, что президенту Путину «удалось сделать то, что не смогли сделать Петр I,  Николай I и Сталин», а именно «получить выход к теплым морям», но не за счет войны с Турцией, а благодаря развитию торгово-экономических отношений.