- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Очередная неудача «Газпрома» в Израиле. Кто в проигрыше?

На днях израильские СМИ сообщили, что после продолжительных переговоров геологоразведочный консорциум, владеющий правами на разработку газового месторождения «Левиафан», в составе компаний Noble Energy (39.66% акций), Delek Energy(45,34%) и Ratio Oil Exploration(15%) объявил, что сделал окончательный выбор стратегического партнера.

Треть прав на «Левиафан» получит вторая по величине энергетическая компания Австралии Woodside, заплатившая  за них 2.5 млрд долларов. После оформления сделки права на «Левиафан» будут распределены следующим образом: Woodside и NobleEnergy – по 30%, Delek – 30%,  Avner Oil и Ratio– по 5%. Стоит заметить, что Delek Drilling и Avner Oil – дочерние компании израильской Delek Energy (владелец Ицхак Тшува), владели ранее в консорциуме долями по  22.67% каждая. Все эти перераспределения привели к тому, что на долю израильских компаний приходиться не более 40%.

Woodside выступит в качестве стратегического партнера, отвечающего за сжижение добытого газа и его транспортировку на дальневосточные рынки, тогда как Noble Energy будет отвечать за бурение, прокладку газопровода и снабжение газом Израиля. Согласно планам, бурение скважин на месторождении начнется в 2013 году, а газ из «Левиафана» должен будет полностью обеспечить потребности Израиля уже к 2016 году, после чего станет возможен экспорт энергоносителя.

По сообщениям СМИ, выбор Woodside в качестве стратегического партнера обусловлен в основном тем, что он якобы в отличие от большинства других претендентов на «Левиафан», имеет большой опыт работы со сжиженным газом. Еще одним соображением в пользу Woodside, скорее всего, стало желание правительства укрепить политические связи с Австралией, имеющей значительное влияние на рынки Юго-Восточной Азии. Однако есть еще ряд существенных причин от геополитических до амбициозных, склонивших чащу весов в пользу Woodside.

С одной стороны Noble Energy сегодня единственная компания имеющая опыт проведения подобных буровых работ на море. Но даже при наличии определенных успехов в деле разведывания новых месторождений на израильском шельфе, как не парадоксально, руководство компании допустило ряд ошибок и просчетов, что привело к определенным финансовым потерям. Однако ее партнеры по консорциуму в  силу своих возможностей практически ни как не реагировали на них. И поэтому компания Noble Energy, желая и впредь оставаться единственным «специалистом», а значит и руководителем проекта, не особенно была заинтересована в стратегическом партнере с таким же опытом работ. И поэтому, несмотря на то, что один из основных партеров консорциума  владелец Delek Energy Ицхак Тшува выступал за союз с «Газпромом»,  Noble Energy сделал все, чтобы отклонить, столь серьезного партнёра, а возможно и конкурента.

Стоит отметить и такой «неблагоприятный» для «Газпрома» фактор, как его принцип ведения переговоров. Руководство компании видимо постоянно путает Израиль с коррумпированными африканскими режимами, где легко и просто договариваться при наличии определенного рода подношений, либо с монархическими ближневосточными режимами, где слово, сказанное на самом верху, решает все проблемы до самого низа. В итоге по быстренькому, оббежав всех и ни с кем, ни о чем, конкретно не договорившись, «Газпром» видимо просто стал уповать на лоббистские возможности российского президента.

С другой стороны, сам статус «Газпрома» в мире, как одного из самых серьезных, но и самых богатых игроков сыграл против него. Как говориться на Ближнем Востоке, если такой богатый купец желает приобрести наш товар за любую цену, то значит что мы, слишком мало просим за наш товар. Одно только желание иметь в своем активе «Левиафан», да и еще лоббирование данного проекта самим российским президентом, резко разожгло аппетиты владельцев консорциума. Недаром в итоге победитель конкурса компания Woodside вынуждена была заплатить за свою долю 2.5 млрд долларов, что значительно больше прогнозировавшейся цены.

Согласно оценкам экспертов, стоимость разработки «Левиафана» оценивается в 10-15 млрд долларов, что вынуждало израильско-американский консорциум искать крупного инвестора, обладающего соответствующими финансовыми возможностями, а так же  опытом и рычагами влияния. Хотя по заявлению, членов консорциума проект нуждался не столько в деньгах, сколько в опыте работы на мировом рынке – как поставок природного газа, так и сжиженного природного газа (СПГ), однако предложенные  деньги Woodside, тоже сыграли свою роль.

Но это все вторично. По мнению экспертов, не маловажную роль в этой сделки сыграл геополитический фактор. Как уже не раз сообщалось (см. публикацию за 26 сентябряИзраильский газ, как новый вектор региональной геополитики [1]), Израиль неожиданно стал центром интересов практически всех энергетических игроков. Обнаруженные на израильском шельфе газовые месторождения «Левиафан», «Далит», «Тамар» и ряд других, в том числе и очень перспективных,  но еще не разведанных участков, хотя по мировым меркам, не очень и велики, но в геополитическом плане имеют очень существенное значение.

Найденные запасы газа, как в израильской экономической зоне, так и в граничащим  с ним кипрским участком  (№12), поставили вопрос не столько об их успешной разработке, сколько о том, как и кому,  они будут продаваться? В принципе в техническом плане возникало ряд предложений, либо строительство различного типа заводов СПГ на средиземноморском побережье Израиля или Кипра, либо строительство трубопровода через Кипр и Грецию в Европу. Однако в этих двух вариантах потребителем газа становились страны Евросоюза.

Стоимость этих проектов, включая саму разработку и обвязку месторождений, оценивалась в десятки миллиардов долларов. И вот тут возникал очень существенный геополитический нюанс. Дело в том, что в мире не так уж много энергетических гигантов, имеющих и подобный опыт работы, а главное необходимые средства для осуществления всего комплекса работ. Одним из таких игроков, является российский «Газпром», который вот уже несколько лет, пока правда безуспешно, пытается войти на израильский рынок.

«Газпром» сегодня удовлетворяет почти четверть потребностей Европы за счет собственных поставок газа. И естественно дополнительные поставки в еврозону, израильского газа с помощью «Газпрома» еще более укрепили бы  позиции российского монополиста в Европе. В тоже время поставки газа с помощью европейцев или американцев, существенно бы подорвали позиции «Газпрома», а значит и российский бюджет. В этой связи в Израиле возникала парадоксальная ситуация, не то, что надо было выбирать, с кем дружить, а решался вопрос с кем можно ссориться, с Россией или Европой?

О серьезности намерений «Газпрома», защитить свои доходы в Европе, говорил и тот факт, что его  интересы лоббировал сам президент РФ Владимир Путин. Во время визита в Израиль в июне этого года Путин говорил о создании компании «Газпром-Израиль», которая будет сотрудничать с израильскими властями в вопросах создания газовой инфраструктуры, включая разработку месторождений, прокладку газопровода и газовых коллекторов. В этой связи политические и экономические обозреватели в Израиле и за рубежом не исключали, что «Левиафан» будет отдан «Газпрому» в обмен на отказ России от поддержки Ирана или от поставок оружия Сирии. Но видимо это были лишь «израильские мечты» и благие пожелания, на которые Россия ни как не отреагировала. В итоге израильское руководство, видимо решив, ни с кем не ссориться, приняло «соломоново решение» в пользу австралийцев.

Стоит отметить, что израильское «соломоново решение» в пользу австралийцев не противоречит интересам России в целом и «Газпрома» в частности, поскольку снимает угрозу поставки израильского газа в Европу. Скорее всего компания Woodside, имеющая сильные позиции на Дальнем Востоке, как и заявляла, направит поток израильского газа именно в этот регион, оставив Европу россиянам. Еще одним преимуществом австралийцев является отсутствие у них инвестиций в нефть и газ в мусульманских странах. Помимо Израиля, компания разрабатывает месторождения в Австралии и в Мьянме.

Однако до этого еще пока далеко. Пока необходимо решить, где и как строить завод по сжижению газа ) и как в дальнейшем осуществлять поставки  на Дальний Восток. В этой связи в Израиле было озвучено, а до сих пор и лоббируется ряд предложений. Один из вариантов  предполагает перекачку природного газа с шельфа в Ашдод или Ашкелон, затем его транспортировку по действующему нефтепроводу в Эйлат, а там сжижение и загрузку в специализированные танкеры. Но тут возникла проблема: в Эйлате на побережье Красного моря недостаточно места для установки подобного завода. Как альтернатива – переработка газ на  плавучем заводе на среднеземноморском рейде. Но это – новые технологии, имеющиеся пока только у южнокорейских фирм, но созданных с использованием израильских технологий.

Преимущество переработки в Эйлате и транспортировки через Красное море очевидна, здесь не требуется проходить через дорогостоящий и к тому же слишком забитый судами Суэцкий канал. В итоге, если будет реализован проект СПГ с его последующей транспортировкой через Эйлат на Дальний Восток, то возможно израильским руководством будет с энтузиазмом воспринят другой российский проект, о продлении газопровода «Голубой поток» из Джейхана (Турция) в Ашдод или Ашкелон. Ведь в этом случаи Израиль становиться еще и крупнейшей энергетической магистралью, со всеми вытекающими отсюда экономическими плюсами. Хотя это продление будет целесообразным лишь в том случае, если «Газпром», используя свой высокий мировой авторитет, сумеет заключить долгосрочные контракты с такими мощными потребителями, как Южная Корея, Индия, Китай, Япония, Новая Зеландия.

Так что сегодня в израильских энергетических проектах еще рано ставить точку. Работы только начинаются, а вот найдут ли в них свое место российские компании, зависит в первую очередь от них и их умении работать, на не простом израильском рынке. Так что особо проигравших пока нет.

Пока же государственная компания по транспортировке газа «Нативей Газ» начала крупномасштабные работы по постройке морского плавучего терминала для приема природного газа. Терминал будет построен в море напротив Хадеры, в 10 километрах от побережья.

Ранее в связи с острой нехваткой природного газа на израильском энергетическом рынке, министр энергетики и водных ресурсов д-р Узи Ландау отдал распоряжение разработать программу, которая поможет преодолеть временной разрыв между истощением месторождения «Ям Тетис» и началом регулярных поставок газа с месторождения «Тамар», намеченном на апрель 2013 года. Постройкой терминала стоимостью примерно в 170 млн долларов занимается итальянская компания Micoperi. Годовой объем поставок составит 2-3 млрд куб. м газа. Кстати, этот проект по поставкам сниженного газа в Израиль «Газпром» так же проиграл.