- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: взаимоотношения гражданских властей и армии

На протяжении шестидесятипятилетней истории Пакистана армия играла одну из решающих ролей в жизни пакистанского общества. Высшее военное руководство всегда оказывало и оказывает влияние на внутри- и внешнеполитическую жизнь; армия четыре раза захватывала власть в стране в результате военных переворотов и каждый раз — в силу субъективных и объективных причин, когда гражданские администрации подводили страну к черте социально-политического коллапса.

Согласно ст. 243(1) Конституции Пакистана, федеральное правительство осуществляет контроль и командование Вооруженными силами. Согласно ст. 259 (1), Вооруженные силы, в соответствии с указаниями федерального правительства, призваны защищать Пакистан от внешней агрессии или угрозы войны и, в соответствии с законом, при необходимости оказывать помощь гражданской власти.

Конец 2007 – начало 2008 г. был переломным периодом в политической истории страны. На смену военно-гражданской администрации генерала-президента П. Мушаррафа пришли гражданские власти в лице коалиционного правительства во главе с Пакистанской народной партией. Одной из первых политических кампаний новых властей стала традиционная чистка государственных институтов от присутствия военных, в первую очередь из фискальных, контролирующих учреждений.

Со своей стороны, генералитет подтвердил полную поддержку итогов всеобщих выборов и выполнение своих функций в рамках конституции. Иными словами, генералитет первоначально занял традиционную для армии нейтральную позицию.

В рассматриваемый период армия официально придерживалась позиции невмешательства в вопросы внутренней и внешней политики. Однако ее позиции в Пакистане оставались значительными — стоит вспомнить, например, ее «ключевую роль» в антитеррористической кампании в Афганистане и те локальные военные операции, которые она вела против боевиков в северных районах страны.

Взаимоотношения армии и гражданской администрации в течение последних четырех лет менялись, часто носили напряженный характер, но военный истеблишмент, как более опытный в данных исторических условиях, приходил на помощь правящей элите, нейтрализуя остроту ее внутренних противоречий, в частности, с судебной властью; в марте 2009 г. командующий армией генерал А.П. Кияни оказывал давление на правительственные круги с целью восстановления в должности главного судьи Верховного суда И. Чоудхри.

Продолжение и даже усиление роли армии в политической жизни Пакистана определялись особенностями конкретной обстановки в рассматриваемый период, проявлением новых острых вызовов, с которыми столкнулась страна. К ним прежде всего относятся ухудшение климатических условий, кибервойна, сектантский терроризм, антипакистанская пропаганда, слабая экономика, энергетический кризис и плохое управление государственными делами в целом.

Эти вызовы лишь обострили объективные и субъективные причины напряженности военно-гражданских отношений в пакистанском обществе. Объективные (внутреннего характера): сложный период трансформации от военно-гражданских методов правления к демократическим, слабость демократических институтов гражданской власти. Правящая коалиция (ее лидер — ПНП) постоянно на протяжении последних четырех лет, во-первых, лавировала между политическими партиями, входящими в состав ее коалиции, во-вторых, отражала жесткие атаки оппозиции. Современная правящая элита не имела достаточного опыта административного и хозяйственного правления, многие ее представители находились вне пределов страны. Результатом стало неумение эффективно провести социально-экономические реформы, хозяйственный разлад, резкий спад экономического развития страны, энергетический кризис, несбалансированность внутренней политики, всплеск экстремизма, сепаратизма.

Следует отметить, что армия активно участвовала в кампаниях по ликвидации стихийных бедствий (наводнения 2010 и 2011 гг.). Она привлекалась к восстановительным, строительным, социальным и благотворительным проектам. Гражданская администрация показала себя как недостаточно способную управлять пострадавшими районами и выполнять обычные гражданские проекты без помощи армии.

Одной из серьезнейших проблем в стране было усиление исламистского экстремизма. И сегодня экстремизм и терроризм остаются серьезной проблемой. В апреле 2009 г. в силу ряда причин в районах долины Сват в Северо-западной пограничной провинции (с апреля 2010 г. — Хайбер-Пахтунхва) активизировалось Движение за установление шариата, выступившее против федеральной власти. Правоохранительные гражданские структуры, спецслужбы не смогли удержать ситуацию под контролем, и только армия остановила наступление боевиков на столицу.

Три ветви гражданской власти (законодательная, исполнительная, судебная) в 2008–2012 гг. оказались не в состоянии адекватно ответить на вызовы современности. Армия своевременно и в полном объеме реагирует на риски безопасности, что и позволяет гражданскому обществу спокойно заниматься своими внутренними проблемами. Неспособность нейтрализации одного из рисков потенциально может привести к несостоятельности государства Пакистан. В активе пакистанской армии — многолетний опыт боевых действий, дисциплина, организованность, сплоченность.

Усиление роли какого-либо государственного института в жизни общества (в данном случае — армии) вызывает недовольство и ревность других ветвей власти, жесткую критику и давление с их стороны.

На внутреннюю и внешнюю политику и, соответственно, на отношения между военным истеблишментом и гражданскими силами влияют внешние факторы — осложнение на границах с Индией и Афганистаном; пакистано-американские отношения; давление администрации президента Б. Обамы на лидеров правящей коалиции Пакистана (президента, премьер-министра, экс-министра иностранных дел Ш.М. Куреши и т.д.) с целью продвижения своих национальных интересов. Несколько примеров: в сентябре 2009 г. начальник штаба сухопутных войск генерал А.П. Кияни подверг критике американский законопроект Керри–Лугара, заявив, что он противоречит национальным интересам Пакистана. Летом – осенью 2011 г. армия «одернула» правящую коалицию в вопросе так называемого мемогейта (президент Асиф Али Зардари якобы обратился к Вашингтону с просьбой ослабить воздействие военных на политическую жизнь Пакистана и предотвратить возможный военный переворот).

Традиционно на индийском и афганском направлениях решения принимал в основном пакистанский военный истеблишмент. В 2008–2012 гг. пакистано-индийские отношения сводились в основном к сотрудничеству преимущественно внешнеполитических ведомств обеих стран. Но события в Мумбае (атака пакистанскими террористами гражданских кварталов города) в конце ноября 2008 г. вновь подвергли испытанию взаимоотношения генералитета и президента Асифа Али Зардари, который только за несколько дней до событий принес клятву верности Конституции в качестве нового главы государства; «…он в панике позвонил начальнику штаба сухопутных войск, приказав привести вооруженные силы в состояние боевой готовности…», но генерал А.П. Кияни отказался.

Генералитет осознавал, что армия Пакистана не в состоянии вести борьбу на два фронта. Это в свою очередь вынудило Исламабад пойти на последующее сближение с Нью-Дели.

Начиная с 80-х годов ХХ века, армия Пакистана руководит афганским вектором внешней политики страны. Один из примеров: после авиаударов США/НАТО по блокпосту Салала в пакистано-афганском пограничье армия через государственные механизмы, в частности, Комитет по обороне при федеральном кабинете министров, выступила с требованием уважать суверенитет страны. В результате в ноябре 2011 г. были блокированы поставки грузов США/НАТО/МССБ в Афганистан, что привело к резкому ухудшению отношений Пакистана с США.

В настоящее время главную угрозу Пакистану представляет не традиционная прямая угроза внешней агрессии, а терроризм и комплекс связанных с ним социальных и жизненных проблем. Основная опасность, по заявлению Комитета по обороне сената Пакистана, «исходит не из традиционных источников, и на повестке дня больше не стоит вопрос о защите страны от иностранной военной агрессии со стороны границ».

Наибольшую опасность представляют такие виды угроз (помимо названых выше), как терроризм, социальное неравенство, бедность, неграмотность, социально-экономическая отсталость, некомпетентность управленческого аппарата, коррупция. Подчеркивается, что эти препятствия будут преодолены при условии, «если политические силы и армия Пакистана будут работать в команде, и, основываясь на политической воле, принимать решения по этим вопросам…»

Укрепление демократии, по утверждению генералитета Пакистана, начинается с осознания и затем четкого исполнения конституционных обязанностей всеми государственными институтами, что в свою очередь не допускает вмешательства их в демократический процесс. Механизмом укрепления демократического процесса, как неоднократно подчеркивал генерал А.П. Кияни, является консенсус, т.е. «объединение усилий армии, народа, власти».