- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Новые салафиты» в «новой Ливии»

В Ливии в настоящее время действует три основные группировки, которые разделяют идеологию «Аль-Каиды»: «Ансар аш-Шариа в Дерне», «Ахрар Ливия» в Сирте и «Бригада Дира» в Куфре. Эти организации используют  символику и риторику головной структуры. При этом «Ансар аш-Шариа» стала наиболее влиятельной из  салафитских организаций.

Сторонники «чистого ислама», сохраняя некоторую автономность, находятся в тесном контакте с региональными и международными организациями. Через военно-тренировочные лагеря ливийских салафитов проходят маршруты джихадистов, намеренных принять участие в боевых действиях против режима  Б.Асада в  Сирии. Радикальные исламисты в Ливии наладили взаимодействие с экстремистами из «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» в области предоставления убежищ активистам вооруженных группировок, транспортировки оружия и хранения его.
Ситуация осложняется во многом в связи с тем, что ряд радикальных исламистских группировок официально внесли значительных вклад в свержении режима Каддафи, великолепно зарекомендовали себя в боях против правительственных войск прежнего режима. В настоящее время они заявляют о своей лояльности правительству.

Вместе с тем в своем большинстве группировки салафитов являются выходцами из рядов Ливийской боевой исламской группы (ЛБИГ).

После начала «арабской весны» в бывшей Джамахирии часть ЛБИГ  перешла с радикальных на более умеренные позиции, изменив название на Ливийское исламское движение за перемены. Другие  боевики, в том числе тысячи освобожденных на волне мятежа из ливийских тюрем исламистов образовали бригады, которые в своем большинстве влились в подразделения Военного совета Триполи под руководством А.Бельхаджа.

После окончания активной фазы военных действий исламисты под влиянием событий в Египте, Тунисе осознали, что лучший способ легализоваться и стать «системной оппозицией», значит отказаться от радикализма.

Ливийские «Братья-мусульмане» создали новую политическую партию в Ливии под названием Партия справедливости и развития (ПСР). Новое политическое формирование объединило различные группы исламистов, не связанных с какой-либо одной исламской организацией, а его созданию не помешало даже то, что в Ливии отсутствовало законодательство, регулирующее процесс формирования партий. Исламисты, которые одержали победу в других странах, таких как Египет и Тунис, в Ливии заняли только второе место, ПСР получила 17 мест в ливийском парламенте-Всеобщий национальный конгресс.

Наряду с ПСР в голосовании в ВНК участвовала также созданная А.Бельхаджем организация  «Хизб аль-Ватан», которая не смогла пройти в парламент. «Хизб аль-Умма аль-Васат», под руководством С.Саади получила только одно место.

 

Во время своего руководства Военным советом Триполи А.Бельхадж оказал поддержку при создании исламистской группировки «Бригада 17 февраля», которая формально заявляет о своей лояльности правительству. Несколько ее представителей охраняли американское консульство в  г.Бенгази. При необходимости численность этой группировки может быть увеличена с 1500 до 3500 боевиков, на вооружении которых находятся крупнокалиберные пулеметы и тяжелые орудия.

Наряду с этим в Ливии действует группировка  радикальной исламистской направленности «Бригада мученика Рафаллы Сахати» под руководством И.Салаби. В начале выступлений против режима М.Каддафи эта организация  принимала участие в боевых действиях в составе «Бригады 17 февраля». Однако позднее отделилась от нее. Вместе с тем обе структуры при необходимости вступают в тесное взаимодействие.

«Бригада Дира» («Щит»), возглавляемая В.Хамадом, считается одной из наиболее влиятельных группировок из числа салафитов, чьи боевики нередко направляются властями страны в самые отдаленные районы страны для подавления вооруженных выступлений племен.

Салафиты стремятся заручиться поддержкой ливийских племен. Так, отряды, подконтрольные «Дира» оказали помощь арабским племенам на юге страны во время столкновений с африканским племенем тубу, населяющим приграничные районы Ливии и Чада.

Одновременно в стране действует радикальная группировка «Ансар аш-Шариа» в г.Бенгази, возглавляемая М.Захави. Структура наладила прочные связи с «Ансар аш-Шариа» в Тунисе, а также с группировкой с аналогичным названием из ливийского г. Дерна под руководством в прошлом узника Гуантанамо Абу Суфьяном бен Куму. О численности этих организаций говорить очень сложно, но судя по видео-отчетам, счет их активистов идет на тысячи. Салафиты стали инициаторами разрушений суфийских мечетей и гробниц тарикатских шейхов в Ливии.

После свержения режима Каддафи «новая Ливия» стала ареной для  столкновений между последователями мистической суфийской традиции и салафитами. Гражданская война в Ливии продолжается, и пока ливийские власти не могут справиться с экстремистами.

Сторонники «чистого ислама» на бульдозерах въехали на территорию «языческой святыни» аш-Шааба ад-Дахмани и уничтожили возведённую в XV в. гробницу А. аль-Асмара в Злитене.

Салафиты действуют, руководствуясь указанием Шейх аль-Ислама Ибн Таймийи о том, что: «все мечети, построенные на могилах пророков, праведников, правителей или кого-либо иного, подлежат обязательному удалению, либо через разрушение, либо иным путём. Это то, относительно чего я не знаю никаких разногласий среди известных учёных (Иктида, с. 159) Сам Ибн Теймийя однажды разрушил столб в мечети Дамаска, у которого люди обычно искали благословения (см. «Аль-бидая ва-н-нихая», 13/34 и 14/122–123).

По оценкам западных информагентств, у салафитов немало сторонников в руководстве силовых структур Ливии. В частности, приказ о сносе мечети дали в МВД в силу подозрений о том, что суфии поклоняются могилам и занимаются «черной магией». При мечети находятся около 50 могил известных суфиев, в том числе и усыпальница известного ученого Абдуллы аль-Шааба и могилы воинов, которые сражались еще с колонизаторами.

Набирает силу и авторитет «Бригады Шейха Омара Абдурахмана», представленную боевиками из различных мусульманских и европейских государств. Название этой группировки  было выбрано в честь идеолога египетской организации «Гамаа аль-Исламийя», отбывающего в США пожизненное заключение за организацию теракте во Всемирном торговом центра в Нью-Йорке в 1993 г.

Анархия в Ливии, неспособность  новой власти обеспечить безопасность в стране создают благоприятную почву для укрепления позиций радикальных исламистских группировок. Более того «Аль-Каида»  разместила на некоторых экстремистских сайтах стратегию действия на ближайшую перспективу.

Высшее руководство  «Аль-Каиды» рекомендует своим последователям собирать оружие, создавать тренировочные лагеря, наладить  инфраструктуру по поддержке боевиков, создать исламское государство и «институт шариата» в Ливии.

«Аль-Каида» считает необходимым реализовать план, состоящий из 3 постепенных этапов.

Организационная фаза: создание как можно большего количества ячеек организации в различных регионах Ливии; проникновение в госучреждения посредством вербовки сотрудников  правительственных структур; образование в безопасных регионах страны военно-тренировочных лагерей и очагов «чистого ислама»; проведение пропагандистской кампании, в которой будет сделан акцент на неспособности нынешней власти нормализовать обстановку в Ливии.

Экспансионистская фаза: организация беспорядков, провоцирование волнений для подрыва эффективности функционирования социально-экономических институтов страны; нацеленность на перехват инициативы у светских сил при проведении антиправительственных демонстраций; усиление пропагандистских мероприятий и вовлечению в свои ряды новых сторонников; проведение отдельных акций террора против  чиновников; усиление координации действий между создаваемыми салафитскими ячейками.

Фаза активных действий: проведение диверсионных операций в городских районах; вытеснение правительственных структур из труднодоступных районов Ливии и создание в них параллельной власти, руководствующейся принципами «чистого ислама»; подавление инакомыслящих и образование массового салафиткого движения в стране с последующим провозглашением эмирата.

Руководство головной «Аль-Каиды» в Пакистане направило в Ливию в качестве эмиссаров несколько представителей, которые могли бы контролировать этот процесс. При этом им рекомендуется воздержаться от использования «бренда» «Аль-Каиды. Вероятно, салафиты реализуют идею Усамы бен Ладена, который, находясь в изоляции в Абботабаде понимал, что происходит в мире. Он хорошо отдавал себе отчет, что его организация стала, по сути, синонимом терроризма, и вместо того чтобы привлекать поддержку людей, она их оттолкнула.

К такому выводу пришли чиновники США, проанализировав письмо, написанное Усамой бен Ладеном и найденное в его  компьютере, который вместе с рядом других документов был конфискован из его дома в Абботабаде. Письмо доказывает, что бен Ладен понимал необходимость «создания нового образа» «Аль-Каиды» и изменения названия организации, чтобы новое имя не несло в себе стигму старого.