- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О поисках выхода из сирийского кризиса: политические игры в условиях тупика

В последние дни заметны политические усилия основных игроков во внутрисирийском конфликте по поиску выхода из нынешнего тупика , когда стало ясно, что на данном этапе ни правительственные войска, ни силы вооруженной оппозиции не в состоянии одержать в ближайшее время победу исключительно силовым путем.  Более того, в связи с перебоями в получении оружия и денег из Саудовской Аравии и Катара, а также уменьшением притока боевиков-наемников в ряды вооруженных отрядов оппозиции, в последние несколько дней сирийские войска смогли даже нанести несколько чувствительных ударов по мятежникам, потеснив их на ряде направлений. Это еще раз показало, что «революция» в САР была бы обречена на скорое поражение без постоянного притока иностранной помощи отрядам оппозиции и внешнего вмешательства в конфликт. Кроме того, на определенное изменение восприятия сирийской ситуации, особенно в США и в НАТО , существенно повлияли последние бурные события в Египте в связи с референдумом по новой конституции страны, которые показали, что почти половина население АРЕ, по крайней мере его наиболее продвинутая и образованная часть, отвергает исламизацию, шариатизацию и фараонизацию страны « Братьями – мусульманами» и их более радикальными союзниками . Романтические настроения египетских «революционеров» стали быстро сходить на «нет», когда движущие силы «арабской весны» столкнулись с

суровой реальностью практической реализации в жизнь идеологических постулатов всемирного исламистского «братства». И Египет де-факто раскололся опять . На Западе наконец-то  осознали , что в реалии «Братья – мусульмане» не являются носителями неких демократических идей с местной арабской спецификой, а последовательно следуют своим установкам на закручивание гаек в обществе, игнорируя права национальных и религиозных меньшинств, женщин и т.д., подгоняя всех  под единую гребенку законов шариата. Да и во внешней политике их действия не совсем отвечают интересам США и ЕС. Одно дело – выдавливать с их помощью Россию из арабского мира, и совсем другое – создавать коалицию, цель которой – уничтожение Израиля и истребление в регионе либеральных ценностей европейского происхождения. Ведь общество , построенное на жестких исламских догмах, никак не воспринимает демократические ценности западного образца.

А с падением нынешнего сирийского режима кольцо режимов, созданных на базе правления « Братьев – мусульман» и их разнообразных ответвлений, на Ближнем Востоке будет замкнуто в единое целое. Особенно если учесть, что идеологические постулаты правящих на Аравийском полуострове консервативных режимов, особенно ваххабитских властей Саудовской Аравии и Катара, мало чем отличаются от установок «Братьев – мусульман». И, в общем –то, не так уж чужды идеям хомейнизма в Иране. И только историческое соперничество шиитов и суннитов, арабов и персов, не

позволяет сраститься суннитским и шиитским «революционерам» в единое движение радикального исламизма.

Однако некоторые новые нюансы в позиции США, Турции и ряда стран ЕС по Сирии вовсе не означают, что они взяли курс на отказ от цели свержения режима Б.Асада. Это уже невозможно, учитывая, что антиасадовский «поезд набрал скорость» и его уже не остановить. Точка невозврата была пройдена, когда президент США Б.Обама в своей недавней речи признал Национальную коалицию сирийской оппозиции легитимным представителем сирийского народа. Тем более что основные арабские союзники в лице Саудовской Аравии и Катара этого просто не поймут, как и общественное мнение на Западе, мастерски обработанное целым арсеналом СМИ. Другое дело – выработать более мягкие и внешне международно — легитимные формы смещения нынешнего сирийского режима в условиях, когда Дамаск не сдается, а Россия и Китай отказываются идти по ливийскому сценарию. Запад пытается сейчас определить такой вариант переходного периода на постасадовский период, который бы позволил укрепить либеральное крыло в коалиции сирийской оппозиции, чтобы оно могло существенно подорвать влияние радикальных исламистов. Уже сейчас заметно, что натовцы стали более избирательно подходить к тому, кому конкретно направлять помощь, чтобы она не попадала сразу же в руки радикалов и исламистских боевиков. Отсюда – попытки договориться с Россией посредством серии консультаций

относительно отстранения режима в Дамаске путем переговоров и замены его на «умеренную» оппозицию. Причем к этому процессу активно привлекается спецпосланник ООН и ЛАГ Л.Брахими, учитывая приверженность Москвы действиям под зонтиком ООН и на основе известных женевских соглашений. Характерно, что в зарубежных СМИ, в частности французских, на днях прошла даже информация о том, что российские и американские представители якобы недавно обменялись в Женеве именами возможных кандидатов от нынешнего правительства и от оппозиции на предмет их включения в состав некого переходного органа власти на период до проведения в САР свободных выборов после отказа президента Б.Асада от власти ( назывался даже срок его ухода – первый триместр 2013 года). Активно было использовано и недавнее интервью вице-президента Сирии Ф.Шараа ливанской газете «Аль-Ахбар», где он говорил о возможности переговоров между правительством и оппозицией, чтобы затем, после прекращения боевых действий, мирным путем определить будущее страны. Много комментариев было и относительно некой новой формулы сирийского урегулирования путем мирной передачи власти Национальному совету сирийской оппозиции, якобы предложенной российскому президенту В.В.Путину премьер-министром Турции Р.Эрдоганом 3 декабря с.г.  во время визита российского лидера в Стамбул. Более того, западные СМИ не стали игнорировать в своих комментариях и якобы новый иранский план по Сирии из 6 пунктов, в основу которого положено прекращение боевых действий и создание переходного правительства.

Однако реально ли все это, даже если и соответствует действительности ? Ведь мы уже неоднократно сталкивались с подобными информационными «утками» западных и арабских СМИ. Наверное, да, но только при условии, что США и НАТО, а также страны ССАГПЗ реально поменяют свои подходы к решению сирийской проблемы. А вот это вряд ли случится. Видимо, Россию просто пытаются втянуть в сложную дипломатическую игру, чтобы, усыпив бдительность, заставить Москву открыто отказаться от Б.Асада, а точнее – от поддержки законных властей Сирии . Уж очень не хочется Западу идти на военное вмешательство в САР по ливийскому сценарию без соответствующих резолюций СБ ООН.

Хотя  совершенно очевидно, что в Сирии Россия защищает не сирийские интересы и не сирийский режим, а свои собственные интересы, в том числе и геополитические, на Ближнем Востоке. Нужно считать нас совсем слепыми, чтобы полагать, что в Москве не понимают всех последствий тотальной исламизации арабского мира, в том числе и для внутренней безопасности РФ, где имеются свои мусульманские регионы, а на Северном Кавказе продолжается борьба с терроризмом. Поэтому натовско — аравийская коалиция своими нынешними политическими играми в сирийское урегулирование скорее всего пытается втащить Россию во внутренний конфликт в САР. Отсюда – предложение различных вариантов решения вопроса,

которые пока неприемлемы для РФ. Или расчет все-таки делается на российское вмешательство в Сирии? Но ведь в Москве помнят, чем закончилось наше военное присутствие в Афганистане – в том числе и распадом СССР. Если Россия сейчас ввяжется в сирийский конфликт, как к этому призывают многие ура-патриоты, то потом получит на своей территории, прежде всего на Северном Кавказе и в Поволжье, тысячи арабских моджахедов, горящих жаждой мести и прошедших через длительный опыт боевых действий в ходе арабских «революций». Поэтому не совсем понятны шум в российских СМИ вокруг похода в Средиземное море кораблей ВМС РФ и сообщения о готовности послать в САР наших десантников для обеспечения эвакуации российских граждан. Ведь все прекрасно понимают – Россия не будет воевать в Сирии. А будет действовать исключительно политико – дипломатическими методами.

Польза  прагматизма, кстати, хорошо видна на примере политики США, которые, разжигая конфликты на Ближнем Востоке, сами сидят далеко за Атлантикой. А там арабские моджахеды никак не появятся. Легче дирижировать процессами издалека. Иракский опыт Вашингтону дорого обошелся во всех отношениях и даром не прошел, как, впрочем, и Афганистан. Поэтому бремя вмешательства и перекладывается на европейских союзников США, Турцию и аравийские монархии. Причем последних американцы тщательно оберегают от пламени «цветных революций», хотя в арабских странах Персидского залива , особенно в

ваххабитских Саудовской Аравии и Катаре, демократией вообще не пахнет. Зато там густо пахнет нефтью и газом, а это для США гораздо важнее приверженности идеалам демократии.

Конечно, нынешние успехи сирийской армии не следует рассматривать как устойчивую тенденцию. Как говорится, «Карфаген должен быть разрушен». А значит —  вскоре конфликт в Сирии вспыхнет с новой силой, как только в эту страну придут новые партии оружия, новые наемники и поступят щедрые финансовые вливания саудовских и катарских ваххабитов. Причем в первую очередь от последних, поскольку у саудовцев финансовый ресурс истощается. А надо еще силы беречь на Йемен и Иорданию. В сохранении агрессивного курса Катара нет никаких сомнений, учитывая, что Доха уже утратила всякое чувство реалии и возомнила себя вершителем судеб арабского мира. Видимо, газ так отравляет сознание, что начинаешь видеть себя гигантом, будучи на самом деле карликом. И вообще, для натовско – аравийской коалиции это уже вопрос принципа, а не целесообразности. Иначе трудно будет объяснить, зачем было потрачено столько сил и средств на разжигание сирийского мятежа.

Отсюда прослеживается тенденция к дальнейшей деградации ситуации. Режим Б.Асада скорее всего обречен – это лишь вопрос времени. Алавиты будут биться до конца, как и другие религиозные меньшинства, которым нечего терять и некуда бежать. Но когда победители поменяются местами с

 

побежденными, то конфликт вспыхнет с новой силой. Уже есть прецедент этого в соседнем Ираке.

Фактически, уже сейчас многие открыто говорят о возможном распаде сирийского государства. Но если это произойдет, то случится распад нынешнего территориального устройства и на региональном уровне. Речь идет о соседях Сирии – прежде всего Ираке и Турции, где курды не преминут воспользоваться ситуацией. Нельзя исключать и последующего распада Ирана, где проживают значительные нацменьшинства азербайджанцев, курдов и белуджей, а также Саудовской Аравии, искусственно созданной 80 лет назад. Местные шииты Восточной провинции уже охвачены протестными настроениями. А что ждет Ливан и Иорданию ? В последней вполне может произойти реализация концепции создания на ее базе независимого палестинского государства. Причем в нынешних условиях скорее всего исламистского, учитывая поддержку ХАМАСа «Братьями – мусульманами» из соседнего Египта и других арабских стран. А Ливан может расколоться на шиитское, суннитское и христианское квази-государства. И кто от всего этого выиграет ? Уж точно не США и ЕС, как, впрочем и не Турция с арабскими государствами ССАГПЗ. И уж Израиль, если его безопасность окажется под угрозой, тоже не останется в стороне. А чем заканчивались все арабо – израильские войны мы хорошо помним – разгромом арабов.     Превращение региона в зону длительных кровопролитных конфликтов вполне может поставить под угрозу энергетическую безопасность всего

мира, поскольку после Сирии боевики, охваченные революционным пылом, вполне могут двинуться на Аравийский полуостров для свержения там богатейших в мире монархических режимов,

которые не слишком щедро делятся доходами с гораздо более бедными арабскими «братьями». А ведь именно из зоны Персидского залива поступает основная часть энергоресурсов в Европу и Азию.

Но и России эта военно-политическая турбулентность тоже не нужна. В отличие от США, нас с Ближним Востоком не разделяют воды Атлантического океана. Оттого он и называется Ближним Востоком, что он близко к нам расположен. И метастазы нынешних конфликтов в этом регионе вполне могут достичь Северного Кавказа и Центральной Азии.

В любом случае, в ближайшее время эскалация напряженности на Ближнем Востоке будет нарастать, а гражданская война в Сирии скорее всего вспыхнет с новой силой. Но сейчас никто не может предсказать, кто в конечном счете выйдет победителем из бурных событий «арабской весны» начавшейся ровно 2 года назад с Туниса. Скорее всего, этот регион на длительное время , возможно на десятилетия, погрузится в пучину войн, насилия и политических трансформаций самого неожиданного толка. Мы же можем только отслеживать тенденции развития ситуации.