«Аль-Каида» и наркокоридор: Латинская Америка-Сахель

Нестабильность в государствах Северной Африки, а также задействования значительной части силовых структур для поддержания внутриполитической стабильности в Тунисе, Ливии, Египте, Марокко, Мавритании и Алжире способствует активизации контрабанды наркотиков в государства Сахеля. Гражданская война в Ливии обеспечила группировки радикальных исламистов значительным количеством оружия со складов правительственной армии М. Кадаффи, огромные финансовые средства, получаемые от контрабанды и продажи наркотиков, предоставляют экстремистам возможность вербовать новых сторонников в свои ряды.

В 2012 г. мавританские спецслужбы около границы с Мали перехватили    караван, перевозивший 9,5 тонн гашиша индийского производства. Сопровождали груз боевики радикальной исламистской группировки «Аль-Каида в исламском Магрибе». По оценкам представителей Национального бюро по борьбе с наркотиками Алжира, экстремистские группировки получают доход от  наркоторговли около 310 млн долларов в год.

При назначении на должность руководителей (амиров) среднего звена в АКИМ чаще всего принимаются в расчет не заслуги в пропагандистской работе или при проведении диверсионных актов, а способности договориться с лидерами местных кланов, а также наличие связей наркодиллерами.

В частности, амир Движения за единобожие и джихад в Западной Африке (ДЗЕДЗА)  Султан аль-Бади ранее контролировал поставки наркотиков из Мавритании в государства Европы.

Наркоторговцы постоянно меняют методы, тактику. Боевики АКИМ за сопровождение каждой партии наркотиков получают около 4000 долларов. Они достаточно легко договариваются с полицией стран Сахеля, зарплата сотрудников которой составляет около 200 долларов в месяц.

АКИМ тесно контактирует с наркокартелями из государств Латинской Америки. Как правило, «акимовцы» обеспечивают охрану перевозимого груза на подконтрольной им территории, предоставляют наркоторговцам транспорт и проводников.

Наркоторговля дает огромные прибыли группировкам, заявляющим о своих тесных связях с «Аль-Каидой». Эти деньги не только пополняют их казну, они обеспечивают пополнение их рядов. Средства, поступающие от контрабанды наркотиков, становятся эффективным вербовочным инструментом в этих самых бедных регионах мира. Слаборазвитые государства Западной Африки превращаются в перевалочные базы для транспортировки кокаина.

Контрабандисты создали воздушный флот, способный перевозить наркотики из района Анд в целый ряд африканских стран, в том числе, в Мавританию, Мали, Сьерра-Леоне и Гвинею-Бисау. Помимо слабого контроля со стороны спецслужб за безопасностью там множество заброшенных и самодельных взлётно-посадочных полос.

Контрабанда наркотиков существует в Западной Африке и в других частях африканского континента с конца 90-х, хотя прежде она не имела такого размаха, как в настоящее время, после смены режимов в Тунисе, Ливии, возникшей напряженности в Мали.

Одним из первых свидетельств такого взаимодействия стало обнаружение 2 тонн кокаина, а также контрабандных товаров  после падения в пустынных районах Мали Боинга 727 в 2002 г. из Венесуэлы.

По оценкам ООН, в Сахаре пересекаются 2 маршрута по транспортировке наркотиков – героина из  Восточной Африки и кокаина в Западной Африки. Именно это обстоятельство способствует созданию «сопутствующей инфраструктуры», опоясывающей Чад, Нигер и Мали. Функционирование сети нелегальных поставок выгодно исламистам, лидерам местных кланов, а также криминальным структурам. По оценкам ООН, около 60 тонн кокаина, попадающего в Европу, проходит через Западную Африку. Именно сращивание исламистов и криминала обуславливает трудность борьбы с «Аль- Каидой» в регионе. Своего рода триада (исламисты, наркоторговцы и лидеры местных кланов) стали составной частью местного племенного общества.

В НДБН отмечают также сращивание салафитов  и накродиллеров в Ираке. При этом местное отделение «Аль-Каиды» (АКИМ), испытывая недостатки финансирования, ищет для себя возможности для поступления средств, необходимых для приобретения оружия и боеприпасов. АКИМ все больше зависит финансово от наркоторговли. Некоторые боевики из государств Персидского залива разочаровываются, когда убеждаются собственными глазами, что операции джихада, на которые они отправляются в Ирак, нередко превращается в обычную сделку по транспортировке, сопровождению и продаже героина.

Поставки кокаина еще нередко называют «Кока-кола» рейсы. Известны случаи, когда  дилеры сажали «Боинг» в пустыне, а затем после разгрузки, его сжигали. По оценкам ООН, около 60 % всего кокаина, попадающего на европейский рынок, проходит через Мали, Нигер, Мавританию, Гвинею Бисау. Одним из крупнейших поставщиков кокаина является  Революционные вооруженные силы Колумбии (РВСК), которые взяли под контроль плантации по производству сырья для этого наркотика в Андах. РВСК уже на протяжении 40 лет финансируют свою деятельность за счет продажи кокаина и выкупа за захваченных заложников.

Чаще всего самолеты, перевозящие наркотики вылетают из Венесуэлы. Эта страна находится на побережье Карибского моря и Атлантики и является идеальной точкой вылета для самолетов, везущих в Африку наркотики.

Многие из этих самолетов оснащены дополнительными топливными баками, что позволяет им проводить дозаправку в воздухе. Пилоты мексиканских наркокартелей придумали даже способы увеличения дальности полета своих машин за счет того, что заполняют авиационным топливом водяные матрасы, размещают их в грузовом отсеке, а сверху укладывают наркотики, которые играют роль импровизированного пресса, или топливного насоса, выдавливая из матрасов керосин.

По  сообщениям СМИ у летчиков из наркокартелей множество способов маскировки своих рейсов. Они используют фальшивые летные свидетельства, поддельные регистрационные документы, а также меняют бортовые номера на фюзеляже, чтобы не попасть в розыскные списки правоохранительных органов.

После взлета эти самолеты набирают высоту, на которой летают коммерческие авиалайнеры. Их экипажи не опасаются запретов и перехватов, поскольку над Атлантикой не действуют системы радиолокации большой дальности.

В состав «авиапарка» наркоторговцев входят турбовинтовые двухмоторные машины, административные самолеты для руководства, а также списанные Боинги-727, которые перевозят в отдаленные районы Африки тонны кокаина, откуда группировки «Аль-Каиды» контрабандой отправляют наркотики в Европу.

При этом радикальны исламисты также получают возможность переправлять повстанческим отрядам, а также латиноамерикаснким наркокартелям оружие, захваченное с армейских сладов в Ливии. Наряду с этим не исключается переправка на другой материк и разыскиваемых салафитских идеологов.

Таким образом, складывается ситуация, при которой созданная сопутствующая инфраструктура  по транпортировке наркотиков удобна латиноамериканским наркокартелям, получившим удобный канал по переправки кокаина и марихуаны на «европейский рынок»; группировкам связанным с АКИМ, а также лидерам туарегских кланов, получающим значительный доход за счет сопровождения этих грузов. Наряду с этим в существовании сложившегося хода вещей имеют заинтересованность представители соответствующих служб государств региона, обеспечивающих «прозрачность» маршрутов по перемещению наркотиков.

Вероятно, следует отметить, что существование коридора Латинская Амрерика-Сахель, а также получение радикальными исламистскими группировками ПЗРК со складов армии М.Каддафи и возможность переправить некоторые из них ближе к «государству-врагу №1» — США увеличивают шансы проведения «Аль-Каидой» точечных резонансных терактов.

52.24MB | MySQL:103 | 0,637sec