- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Тунисе: ноябрь 2012 г.

В ноябре Тунис приобрел статус «привилегированного партнера» в ЕС, а также получил новые кредиты от международных организаций. Вместе с тем, внутренняя обстановка оставалась неспокойной, из-за чего режим чрезвычайного положения продлен до конца января 2013 г. Фронт антиправительственных волнений передвинулся на провинцию Сильяна.

 

Внутренняя политика

 

После участившихся нападений на полицейские участки, в которых главными зачинщиками выступали салафиты (радикальные исламисты), работники органов госбезопасности (полиция, национальная гвардия, охрана президента и т.д.) устроили 1 ноября митинг. Сотни людей в форме собрались перед зданием МВД, выражая протест и требуя обеспечить им способы и средства обороны для защиты себя и своих семей.

 

Напомним, что в ходе схватки с силами правопорядка в октябре погибли двое салафитов. 2 ноября в одном из телевизионных ток-шоу радикальный имам Несреддин Алви объявил войну правящей партии и в целом властям, которые якобы избрали «США в качестве своего Бога». Алви пояснил, что «это американцы пишут законы и новую конституцию», и призвал к неподчинению властям. Несколькими днями ранее Алви был представлен в качестве нового имама мечети Ан-Нур в г. Мануба после того, как  предыдущий имам скончался от травм, полученных при атаке на полицейский участок. В срочном порядке были усилены меры безопасности. Бригады военных патрулировали улицы и кварталы, прилежащие к мечетям, которые контролируют салафиты. 3 ноября Алви был арестован за провокацию насилия в прямом эфире. [1] По решению президента Туниса Монсефа Марзуки режим чрезвычайного положения, введенный в январе 2011 г., был продлен до конца января 2013 г.

 

Помимо вооруженных нападений салафиты применили в конфронтации с правительством новую для себя и, как оказалось, действенную тактику. Пока оставшиеся на свободе радикальные исламисты собирали в начале ноября пикеты у здания министерства юстиции, требуя освободить задержанных по делу о нападении на американское посольство 14 сентября 2012 г., их заключенные единомышленники вели изнурительную протестную голодовку, от которой на второй месяц последовали случаи летального исхода. Так, в больнице в тяжелом состоянии скончался сначала причастный к штурму посольства США Бешир Голли, а затем 17 ноября — Мохаммед Бахти, подозревавшийся в организации этого штурма. Приближенный к кругам наставника салафитов Абу Йада, Бахти ранее уже был приговорен к 12 годам лишения свободы за сопротивление полиции близ местечка Солиман (30 км от столицы) в 2007 г. при прежнем режиме. Тогда мятеж был утоплен в крови, многих отправили в тюрьму. Однако по амнистии 2011 г. Бахти вышел на свободу. [2]

 

19 ноября СМИ передали, что принимать пищу отказывались более 200 человек — все они находились в крайне тяжелом состоянии здоровья. Хотя министерство юстиции сообщило, что невозможно освободить всех протестующих, т.к. дело каждого будет рассмотрено отдельно, обозреватели и адвокаты признали, что положение «катастрофическое». В список заключенных действительно попадал любой, кто 14 сентября находился около посольства США, пусть даже случайно. Среди голодающих были также причастные к нападениям на частный телеканал «Несма» (10 октября 2011 г.) и художественную выставку (11-13 июня 2012 г.). В результате 20 ноября были освобождены 15 задержанных по делу о нападении на посольство США, не задействованные непосредственно в штурме. [3]

 

В глазах сочувствовавшей публики пострадавшие заключенные приобрели ореол мучеников. Несмотря на то, что лидер умеренных исламистов Рашид аль-Ганнуши объяснил, что самоистязание и голодовка, приводящая к смерти – это, бесспорно, грех, метод переняли заключенные тюрьмы Морнагиа (западный пригород Туниса-столицы). Более сотни узников, не имеющие отношения к салафитам или взятию посольства США, также начали требовать освобождения, угрожая самоистязанием и отказом принимать пищу. «Это как инфекция», — заключил пресс-секретарь министерства юстиции. [4]

 

Продолжение имел разразившийся в центральных и южных провинциях антиправительственный бунт. После победы жителей гувернората Сиди-Бу-Зид, добившихся в прошлом месяце отставки местного губернатора, наступление с аналогичным предлогом вспыхнуло в ряде других провинций, особенно ожесточенно в гувернорате Сильяна. Начавшиеся 21 ноября и продолжавшиеся неделю столкновения жителей Сильяны (120 км. южнее столицы) с полицией были поддержаны местным отделением Всеобщего союза тунисских трудящихся (ВСТТ). Требуя улучшения социальных условий и смещения губернатора Ахмеда Зина Махджуби, жители воздвигали баррикады, блокировали дорожное движение, грозились «сжечь города дотла», бросали камни и бутылки с зажигательной смесью. Полиция отвечала клубами слезоточивого газа, дубинками, иногда пускала в ход огнестрельное оружие.

 

«Сильяна 50 лет была захолустьем, ее нельзя превратить в Швейцарию или Париж за 10 месяцев работы», — оправдывался губернатор Махджуби в эфире Второго тунисского национального телеканала. [5] Поначалу официальные органы отказались комментировать вспышку гнева. Офис премьер-министра ограничивался заявлениями, что следит за развитием ситуации. Но 29 ноября премьер-министр Хамади аль-Джебалии сообщил, что не намерен отправлять губернатора Сильяны в отставку, и сопротивление перешло в интенсивную фазу. К 29 ноября численность пострадавших приблизилась к 150 человек. Начались мирные демонстрации в поддержку сильянцев на проспекте им. Хабиба Бургибы в столице, а также других городах — Сфаксе, Махдии и т.д. Депутат Национального учредительного собрания (НУС) от гувернората Сильяна и еще двое его коллег объявили голодовку с целью обратить внимание общественности к проблемам провинции. Один из депутатов НУС пригрозил подать в отставку, если против мирных жителей не прекратиться насилие со стороны полиции. Профсоюзные лидеры призвали власти к диалогу.

 

Выступая вечером 29 ноября в прямом эфире, премьер-министр Х.аль-Джебали обвинил ВСТТ, за которым, по его мнению, стоят «оппозиционные политические партии», в подстрекательстве к противоправным действиям. По словам Х.аль-Джебали, в ходе беспорядков были подожжены два офиса партии «Ан-Нахда» (одной из трех партий правящей коалиции). Премьер-министр сравнил происходившее с террористическим нападением на посольство США, назвал его антидемократическим рецидивом и призвал «проявить реализм». [6]

 

30 ноября жители Сильяны устроили символическое шествие против произвола полиции. Растянувшееся на 5 – 10 км., оно перекрыло движение по шоссе в направлении столицы. Добравшиеся до столицы активисты в количестве не менее 400 чел. окружили здание МВД и штаб-квартиру ВСТТ. 30 ноября верховный комиссар ООН по правам человека Нави Пиллей выразила беспокойство в связи с применением насилия против жителей Сильяны. По данным ООН, в ходе беспорядков пострадали 220 человек. Посетившие окрестные госпитали представители ООН засвидетельствовали у пострадавших травмы от огнестрельного оружия, которые приводят к лишению зрения или сильному поражению глаз, были зафиксированы многочисленные переломы.

 

Таким образом, правительство во главе с умеренными исламистами, которое с сентября вынуждено было вступить в жесткую конфронтацию с салафитами, теперь приобрело еще одного противника в лице ВСТТ (мощной профсоюзной организации, неоднократно игравшей важную политическую роль в истории страны), который поддержал волнение депрессивных, неразвитых в социально-экономическом плане провинций.

 

Внешняя политика

 

15 ноября Тунис резко осудил ракетные обстрелы Израилем сектора Газа. 16 ноября около 500 тунисцев, несмотря на сильный дождь, в знак солидарности с палестинским народом прошли от проспекта им. Хабиба Бургибы в сторону штаб-квартиры ВСТТ. Они держали в руках палестинские флаги (а израильские жгли) и лозунги «Остановите насилие в Палестине!», «Пора разрушить Тель-Авив!». Партия правящей коалиции «Ан-Нахда» резко раскритиковала в своем пресс-релизе «продолжающиеся преступления сионистов против наших братьев и сестер в Газе и всей Палестине». 17 ноября делегация во главе с министром иностранных дел Туниса Рафиком Абдессаламом совершила проездку в Газу, где провела серию встреч с палестинскими лидерами. [7] Примечательно, что параллельно в Национальном учредительном собрании Туниса проходило обсуждение ст. 27 будущей конституции, где говорится о запрете на нормализацию политических отношений с Израилем. Точка в споре по этому вопросу еще не поставлена.

 

19 ноября тунисский МИД распространил пресс-релиз, в котором говорилось, что Тунис переходит на условия «привилегированного партнерства» с ЕС. Это стало возможным после подписания на заседании Комитета сотрудничества между ЕС и Тунисом в Брюсселе нового распорядка, регулирующего взаимодействие в области научных исследований, высшего образования, социальной защиты и параметры финансовой помощи Тунису в 2013-2017 гг. [8]  Так был завершен этап, начатый в 1995 г., когда Тунис и ЕС впервые договорились об ориентации на предоставление Тунису «продвинутого статуса» в организации.

 

Казалось бы, позитивный для Туниса стратегический шаг по продвижению сотрудничества с ЕС, все же, был неоднозначно встречен общественностью. Возражения критиков сводились к тому, что «привилегированное партнерство» с ЕС может означать урон тунисской экономике (особенно в аграрном секторе). Некоторые указывали, что уровень полномочий нынешнего правительства, срок которого скоро истечет, не позволяет ему принимать долгосрочные решения подобного масштаба. Другим поводом для возмущения стало противоречащее этому, по мнению некоторых экономистов, и не выполненное обещание правительства умеренных исламистов переориентироваться с европейского рынка на восточные направления (страны Залива). [9]

 

26 ноября глава Всеобщего национального конгресса Ливии Мухаммед Юсуф аль-Магариф, побывавший с первым официальным визитом в Тунисе, пообещал братской стране помощь в размере 200 млн динаров (127 млн долл.), половина которой будет предоставлена безвозмездно, а половина – в виде кредита. Кроме того, ливийский лидер подчеркнул, что Ливия могла бы способствовать решению проблемы безработицы в Тунисе. «Механизмы трудовой миграции  из Туниса в Ливию вскоре будут отрегулированы», — пояснил М.аль-Магариф. По данным Африканского банка развития, в Ливии проживают 95 тыс. тунисских трудовых мигрантов, а в ближайшие пару лет эта цифра гипотетически могла бы вырасти до 200-500 тыс. человек. Уровень безработицы в Тунисе превышает 18%.

 

27 ноября Всемирный банк одобрил предоставление Тунису кредита в 500 млн долл. на развития малого и среднего бизнеса, финансового сектора и социальных служб, а также более прозрачного управления. 29 ноября Африканский банк развития предоставил Тунису кредит на 387 млн евро, рассчитанный на 12 месяцев. Таким образом, Тунис продолжает получать финансовую помощь от международных организаций, что поможет сбалансировать бюджет на 2013 г. Кроме того, местные экономисты рассчитывают произвести частичное оздоровление финансового сектора. С 31 декабря 2012 г. будут изъяты из обращения тунисские банкноты достоинством 20 и 50 динаров. Новые купюры не будут напоминать о символах прежнего режима. Однако, по словам тунисского экономиста Мохсена Хасана, тут дело не в политике, «главная цель состоит в сокращении наличности в обращении». Он уточнил, что порядка 1,3 млрд динаров (800 млн долл.) находятся в частных руках, но было бы лучше, если бы часть этих средств вернулась на хранение в банковскую систему. [10]

 

От финансового благополучия сильно зависит дальнейшее развитие страны, в том числе политическое. Финансовая помощь может создать новому правительству «подушку безопасности» при умелом распределении средств, однако пока главным обвинением в адрес премьер-министра остается безразличие к социально-экономическим вопросам в ущерб набирающей обороты предвыборной гонки.

 

[1] http://www.attounissia.com.tn/details_article.php?t=42&a=73548 [1]

[2] http://middle-east-online.com/english/?id=55557 [2]

[3] http://www.tunisia-live.net/2012/11/21/tunisia-releases-15-suspect/ [3]

[4] http://tap.info.tn/en/index.php/politics2/2804-rioting-at-mornaguia-prison# [4]

[5] http://www.tunisia-live.net/2012/11/28/siliana-under-attacks/ [5]

[6] http://www.leaders.com.tn/article/siliana-jebali-comprend-les-aspirations-des-habitants-mais-denonce-la-violence?id=9993 [6]

[7]  http://www.alarabiya.net/articles/2012/11/17/250133.html [7]

[8] http://www.tunisia-live.net/2012/11/20/tunisia-now-an-eu-privileged-partner/ [8]

[9] http://www.magharebia.com/cocoon/awi/xhtml1/en_GB/features/awi/features/2012/11/22/feature-02 [9]

[10] http://www.tunisia-live.net/2012/11/09/changing-the-change-at-your-local-bank/ [10]