- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Мали: декабрь 2012 г.

В декабре в попытках содействовать разрешение кризиса вокруг Мали международные посредники безуспешно пытались объединить необъединяемое – посадить за стол переговоров представителей Бамако – с одной стороны, туарегов из светского Национального движения освобождения Азавада /НДОА/ и туарегов исламистов из группировки «Ансар ад-Дин» — с другой. Целью этих усилий было вовлечь «Ансар ад-Дин» в политический диалог с тем, чтобы расколоть захватившую север Мали исламистскую «тройку», в которую кроме «Ансар ад-Дин» входят «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ и «Движение за единство и джихад в Западной Африке» /ДЕДЗА/.

1 декабря ряд ассоциаций и политических партий Мали высказался против каких-либо переговоров с НДОА и «Ансар ад-Дин». «Альянс патриотов-демократов за выход из кризиса» /АПДВК/, объединяющий порядка 20 партий и 10 ассоциаций не захотел также видеть в роли посредника президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре, который «занял позицию, несовместимую с интересами Мали». По оценке Альянса, НДОА и «Ансар ад-Дин» «не представляют туарегов Северного Мали, а сами туареги являются меньшинством среди остальных жителей Северного Мали». В программном документе Альянса «Манифест нации» отвергается также «политическая платформа автономии», выдвинутая НДОА.

3 декабря посредник от Экономического сообщества стран Западной Африки /ЭКОВАС/ президент Буркина-Фасо Блэз Компаоре представил делегации правительства Мали во главе с министром иностранных дел Тиеманом Кулибали «календарь и повестку дня переговоров» с НДОА и «Ансар ад-Дин». 4 декабря такие переговоры стартовали в Уагадугу.

Параллельно с посредническими усилиями африканские страны в декабре готовились к военной операции на севере Мали, а исламисты – готовились противостоять им. В Западной Африке негативно отреагировали доклад генсека ООН Пан Ги Муна Совету Безопасности ООН от 28 ноября 2012 г., в котором он назвал военное вмешательство на севере Мали «последней необходимой мерой против наиболее экстремистски настроенных группировок» и предупредил о рисках такого вмешательства». По мнению большинства стран региона, перечисленные риски никоим образом не должны задержать развертывание военной операции по освобождению населения Северного Мали из «джунглей» терроризма.

3 декабря на исламистских сайтах появилось  видеообращение главаря АКМ Абдельмалека Друкделя /боевой псевдоним – Абу Мусаб Абдель Вадуд/, в котором он призвал руководителей африканских стран не следовать «политике Франции, ведущей к войне». «Олланду /президенту Франции-авт./ и некоторым африканским руководителям: если вы хотите мира и безопасности – мы только за. Если вы хотите войны, Сахара станет большим кладбищем для ваших солдат. Удар будет нанесен и по вашим интересам», — предупредил он.

В видеообращении, озаглавленном «Вторжение в Мали – война Франции» главарь АКМ обвинил Францию в стремлении любой ценой расколоть Мали с тем, чтобы использовать природные богатства этой страны. По его оценке, предстоящая война «привлечет к нам еще больше симпатии и сделает нас еще более решительными в стремлении наносить удары по вашим интересам, которые очень многочисленны в Сахеле и которые мы до сих пор не атаковали». Он призвал родственников семи французских заложников, удерживаемых АКМ, развернуть кампанию в прессе по их спасению. «Вопреки заявлениям Олланда, который утверждает, что делает все для их спасения, его намерение развязать войну в Мали выроет им только могилы», — пригрозил он.

В начале декабря вновь напомнил о себе бывший видный полевой командир АКМ алжирец Мохтар Бельмохтар. Объявивший в октябре 2012 г. о выходе из АКМ, этот боевик воспользовался эфиром частной мавританской радиостанции Sahara Medias FM с тем, чтобы объявить о формировании своего нового вооруженного формирования «Подписавшиеся кровью». Одновременно он призвал мавританцев вступать в ряды его бандформирования для ведения джихада как в Мавритании, так и за ее пределами. До недавнего времени формирование АКМ во главе с Бельмохтаром контролировало город Гао на севере Мали.

По имеющимся данным, до 1991 г. Бельмохтар воевал в Афганистане. В 1994 г. в разгар внутриалжирского противостояния он примкнул к Вооруженной исламской группе /ВИГ/. Перейдя затем в Салафистскую группу проповеди и джихада /СГПД – предшественница АКМ/ он первым со своим отрядом «освоил» северные районы Мали.

4 декабря в Бамако была доставлена бронетехника и вооружения, закупленные еще прежним малийским режимом в Болгарии и блокированные с июня 2012 г. в Гвинее /Конакри/.

4 декабря глава Кот-д`Ивуар и действующий председатель ЭКОВАС Алассан Уаттара заявил, что военное вмешательство на севере Мали «стало необходимым, и его необходимо организовать в кратчайшие сроки». По его словам, «воинские контингенты от стран Западной Африки почти готовы, определена также их численность». «Мы ждем резолюцию Совета Безопасности ООН, чтобы начать действовать, если политический диалог ни к чему не приведет», — сказал он в Париже.

5 декабря Совет Безопасности ООН ввел санкции против ДЕДЗА, включив эту организацию в «черный список» Комитета по санкциям ООН как группировку, связанную с «Аль-Каидой». Ранее в этот список была включена и АКМ.

К 7 декабря стало очевидным, что Франция и страны ЭКОВАС стремились как можно быстрее получить «зеленый свет» от СБ ООН на проведение операции на севере Мали, однако принятие соответствующего решения тормозил Вашингтон, похоже, сомневавшийся в военных возможностях западноафриканских стран. Как пояснил 16 декабря глава МИД Франции Лоран Фабиус, французский проект резолюции поддерживали 14 членов СБ ООН.

7 декабря малийская армия приступила к рекрутированию 2 тысяч новобранцев, которые должны были пополнить ее поредевшие ряды.

8 декабря контролировавшие район города Гао исламисты из ДЕДЗА объявили о создании транспортной компании «Мохаммед Транспорт», запустившей регулярное автобусное сообщение на линиях Гао – Лаббезанга /городок на границе с Нигером/ и Гао – Дуэнза /этот город расположен в центральной части Мали и находится под контролем исламистов/. Этим жестом они как бы заявили о своих претензиях на долгосрочный контроль над севером Мали.

10 декабря Евросоюз привел в действие свою миссию в Мали с задачей обучать и реорганизовывать в течение 2013 года малийскую армию с тем, чтобы помочь ей восстановить контроль над северной частью страны. Предполагалось, что в первом квартале 2013 года в Мали будут развернуты 400 военнослужащих из Европы, в том числе 250 инструкторов и 150 человек их охраны. Задача миссии – подготовка 4-х батальонов малийской армии численностью 650 человек каждый в учебном центре близ города Сегу в 250 км к северу от Бамако при том, что тогда предполагалось начало операции на севере Мали в сентябре – октябре 2013 года.

Тем временем реальную власть в Бамако продолжал вершить бывший главарь военной хунты капитан Амаду Саного, по приказу которого 11 декабря был арестован премьер-министр Мали Шейх Модибо Диарра. Последний неоднократно высказывался за скорейшее международное военое вмешательство на севере Мали. Несколько часов спустя Диарра в выступлении по национальному телевидению объявил об отставке своего правительства, не приведя при этом каких-либо объяснений относительно своего решения. После этого его поместили под домашним арестом в собственном доме в Бамако.

В тот же день временный президент Мали назначил на пост премьера ранее занимавшего должность омбудсмена 62-летнего Дианго Сиссоко. Последний уже занимал этот пост в период с 2008 по 2011 годы в период правления свергнутого военными Амаду Тумани Туре.

По одной из оценок случившегося, одной из целей таких действий капитана Саного было помешать международному военному вмешательству на севере Мали, поскольку такое вмешательство могло бы подорвать власть – пусть и закулисную – бывших путчистов и их союзников.

Несмотря на формальный отказ от власти две недели спустя после военного переворота, Саного остается очень влиятельной фигурой в Мали. В первое время он даже получил статус бывшего главы государства в обмен на отказ от власти. Затем его лишили этого статуса, однако президент Траоре тут же назначил его во главе структуры, которой было поручено реформирование малийской армии. До последнего времени Саного и его сторонники контролировали город-гарнизон Кати близ Бамако, откуда они периодически делали вылазки в столицу, чтобы арестовывать гражданских и военных лиц, оставшихся верными бывшему президенту Амаду Тумани Туре. Согласно правозащитным организациям, многие из арестованных в Кати были подвергнуты пыткам, а затем убиты.

Тем временем север Мали превратился в вотчину самых радикальных исламистов, насадивших там законы шариата. С января 2012 г. на юг Мали и в соседние страны бежали до 400 тысяч жителей региона.

15 декабря новый премьер-министр Мали Дианго Сиссоко объявил состав своего кабинета. Из состава прежнего правительства перешли в новое, в частности, министр по делам экономики, финансов и бюджета Тиенан Кулибали, министр обороны и по делам ветеранов полковник Ямуса Камара и министр иностранных дел и международного сотрудничества Тиеман Кулибали. В новый кабинет впервые вошли три министра, представляющие интересы жителей трех оккупированных исламистами регионов севера Мали.

16 декабря в Абиджане по итогам встречи начальников генштабов стран ЭКОВАС было объявлено о выработке «совместной согласованной концепции» операции на севере Мали. Эта концепция была принята ЭКОВАС и Африканским союзом и передана в Совет Безопасности ООН.

Тем временем эксперты предсказали один из вариантов будущей военной операции. По их оценкам, боевики будут избегать прямых столкновений, покинут города Северного Мали и укроются в горных массивах близ границы с Алжиром, где станут практически неуловимыми. Чтобы уничтожить их, понадобится для начала изолировать район боевых действий, по площади равный двум Франциям, а затем зачистить его. Понятно, что африканский контингент численностью 3,3 тыс. человек даже при условии повышения боеспособности малийской армии был неспособен на такое без поддержки армий западных стран. К тому же предполагавшиеся к выделению в состав африканского контингента армейские подразделения готовились ранее в своих странах к участию в миротворческих миссиях, а не в спецоперации.

20 декабря СБ ООН единогласно поддержал резолюцию №2085, разрешившую проведение международной военной операции на севере Мали «первоначально продолжительностью в один год». Он предложил также переходным малийским властям включиться в «действенные» переговоры с действующими на севере Мали группировками, которые отмежуются от «террористических организаций». Первоначально предполагалось, что сначала будет восстановлена боеспособность малийской армии и подготовлен африканский контингент. Как отметил 23 декабря министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан, операция могла начаться в первой половине 2013 г. Забегая вперед, заметим, что наступление исламистских группировок на юг Мали в начале января 2013 г. перечеркнуло эти планы и вынудило Францию вмешаться в события. Но об этом – в следующей статье.