- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политический шторм в Пакистане

В Пакистане одна политическая волна накрывает другую; одна ошеломляющая новость сменяет прежнюю. 15 января с.г. судебная коллегия Верховного суда Пакистана вынесла решение об аресте премьер-министра страны Раджи Первеза Ашрафа по обвинению в коррупции. Днем позже тот же Верховный суд направил иск о возбуждении судебного дела в Высший суд Лахора (провинция Пенджаб) против Шерри Рехман, действующего посла Исламской Республики Пакистан в США.

2013 г. в Пакистане — предвыборный. Согласно Конституции 1973 г., по истечении пятилетнего срока работы нынешнего состава Национальной ассамблеи весной должны состояться всеобщие выборы в нижнюю палату парламента. В сентябре 2013 г. — президентские выборы. И как подтвердил главный судья ВС Пакистана И. Чоудхри, избирательные кампании должны пройти в срок.

Политическая ситуация в январе резко обострилась. В ряде районов страны прошла мощная волна антишиитских терактов. Самый крупный из них был совершен в Кветте, столице провинции Белуджистан. События эхом отозвались в районах компактного проживания шиитов — Карачи (юг страны), а также в Верхнем Курраме агентства Куррам Территорий племен федерального управления (ТПФУ) в пакистано-афганском пограничье. Сектантские волнения были столь мощными, что президент Асиф Али Зардари ввел в Белуджистане прямое губернаторское правление.

Следующая волна — «Марш миллионов». В середине января из нескольких городов в сторону Исламабада двинулись колонны грузовиков и автобусов с протестующими. Акция была организована одной из мелких оппозиционных партий — Техрик Минхадж-уль-Коран во главе с известным религиозным деятелем Тахир-уль-Кадри. Партия призывала к отставке правительства, усилению борьбы с коррупцией, проведению реформы избирательной системы в стране. Несколькими днями позже Кадри уточнил свои требования — роспуск парламента, формирование временного правительства после консультаций с военной и судебной властями для проведения радикальных реформ до даты проведения всеобщих парламентских выборов. Число манифестантов в федеральной столице достигло 30 тыс. человек. В их рядах были студенты, представители бизнеса, учителя, работники транспортной сферы, дети, старики и т.д. Они расположились у здания Верховного суда, парламента, планируя длительное пребывание в столице до удовлетворения их требований. Власти опасались террористических актов. Сам Кадри находился в пуленепробиваемом автомобиле. Были усилены меры безопасности со стороны местной полиции. Несмотря на то что «Марш миллионов» обернулся шумной публичной кампанией, большинство политических партий, включая оппозиционные — Пакистанскую мусульманскую лигу (Наваза Шарифа), праворелигиозную Джамаат- и улама-ислам (Ф) Маулана Фазлур Рехман, партию Движение за справедливость Имран Хана, — не только не поддержали акцию, но и заявили о ее неконституционном характере. Президент А.А. Зардари отверг предложение о применении силы против участников марша. В конечном итоге лидеры партий, входящие в коалиционное правительство Пакистана, приняли решение учредить совместную комиссию для ведения переговоров с лидером Техрик Минхадж-уль-Коран. Совместная декларация была подписана 18 января.

Несколькими днями позже, уже в разгар «Марша миллионов», в политический бой в столице вступила «тяжелая артиллерия» Пакистана — Верховный суд. 15 января Судебная коллегия Верховного суда (ВС) вынесла решение об аресте премьер-министра Раджи Первеза Ашрафа по обвинению в коррупции. ВС инициировал судебное дело, связанное с одним из энергетических проектов, которым занимался Р.П. Ашраф будучи в ранге федерального министра водных и энергетических ресурсов Пакистана. Политические активисты устроили акции протеста против решения ВС в различных городах, включая Карачи, Суккур, Ларкан, Даду. Магазины и рынки в отдельных районах были закрыты, движение общественного транспорта приостановлено.

Бывший председатель коллегии адвокатов Верховного суда Асма Джахангир заявила, что решение Верховного суда об аресте премьер-министра — не просто совпадение, а часть «политического заговора». В мае-июне 2012 г., Пакистан уже был свидетелем действий судебных властей страны против экс-главы кабинета министров Юсуфа Раза Гилани, который был смещен со своего поста с формулировкой « за неуважение к суду».

Но уже через сутки ВС нанес второй в 2013 г. удар по престижу Пакистанской народной партии, лидера правящей коалиции. 17 января Верховный суд рассмотрел иск, поданный против Шерри Рехман. Ее обвиняли в совершении богохульства. Исковое заявление было подано жителем Мултана Фахим Ахтар Гиллом. В нем утверждалось, что Ш. Рехман совершила кощунство в отношении ислама, выступая на новостном канале два года назад.

В ноябре 2010 г. Ш. Рехман, будучи министром информации федерального правительства, направила в Национальную ассамблею законопроект, цель которого заключалась в том, чтобы положить конец смертной казни в соответствии с существующими законами о богохульстве. Протестуя против подобной законодательной инициативы, по стране прокатилась волна громких политических убийств, включая губернатора Пенджаба и министра федерального правительства по делам религиозных меньшинств. Позднее, в феврале 2011 г., тогдашний премьер-министр Юсуф Раза Гилани категорически заявил, что правительство не намерено вносить поправки в закон. В адрес самой Ш. Рехман посыпались угрозы. В ноябре 2011 г. она была назначена послом Пакистана в США.

Судебные иски в ВС как против Р.П. Ашрафа, так и против Ш. Рехман направлены в первую очередь против Пакистанской народной партии. Они подрывают авторитет правящей гражданской администрации страны на международной арене. Но более опасными для Пакистана являются обвинения в богохульстве, что провоцирует общественный гнев, который не имеет внепартийной принадлежности и поэтому широко распространен среди населения страны. Осквернение Корана или богохульство — очень чувствительные темы в Пакистане, где примерно 97% из 180 млн населения являются мусульманами. Но следует подчеркнуть, что обвинения выдвинуты против человека, который еще длительное время по долгу службы будет отсутствовать в стране. Таким образом, решение ВС относительно Ш. Рехман вряд ли спровоцирует мощные выступления мусульман по примеру января – марта 2010 г.

Срок полномочий действующего состава Национальной ассамблеи завершается 16 марта с.г. Всеобщие парламентские выборы должны быть проведены в течение последующих двух месяцев. В соответствии с Конституцией выборы должны быть проведены не позднее 14 мая 2013 г. Партнеры по коалиции до сих пор не обсудили дату выборов. Основные оппозиционные партии обращаются с требованием к правительству как можно скорее объявить дату выборов с тем, чтобы положить конец неопределенности.

Многие в Пакистане сходятся во мнении, что «невидимой силой», выступающей против лидирующей в правящей коалиции ПНП, является Верховный суд страны, в частности главный судья ВС И. Чоудхри. Он известен жестким противостоянием с экс-генералом-президентом П. Мушаррафом, который в результате инициированной кампании импичмента в августе 2008 г. ушел с поста главы государства.

Политический шторм, пронесшийся по стране в первые недели января 2013 г., развивался на фоне жесткого противостояния между Исламабадом и Нью-Дели в связи с нарушением 6 января режима прекращения огня на Линии контроля в Кашмире. Обе стороны обвиняли друг друга. Но лишь 15 января бригадные генералы двух армий во время переговоров приняли обоюдное решение остановить трансграничные перестрелки, которые угрожают безопасности двух стран.

Наивысшая политическая активность населения в Пакистане проявляется в периоды национальных предвыборных кампаний. Настоящая кампания не является исключением. И впереди много ярких событий — формирование временного правительства, действия Избирательной комиссии (ИК) согласно новому закону об ИК, формирование политических альянсов и т.д.