- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: декабрь 2012 г.

Города Бенгази и Бани-Валид – эпицентр восстания против режима Каддафи и последний оплот прежнего ливийского лидера соответственно – в декабре оставались наиболее «горячими» точками на карте Ливии.

16 декабря четверо полицейских погибли, трое получили ранения в ходе нападения группы неизвестных вооруженных лиц на штаб-квартиру полиции в Бенгази. Нападение последовало сразу вслед за арестом одного из подозреваемых в причастности к убийствам бывших офицеров армии и полиции, совершенным за последние месяцы. По предварительным данным полиции, в нападении принимали участие радикальные исламисты. Их целью было «освободить или ликвидировать» подозреваемого. По данным полиции, подозреваемый признался, что участвовал по меньшей мере в десяти убийствах бывших офицеров, а также сообщил имена своих сообщников. Он также сообщил о содержании «расстрельного списка», в котором фигурирует, в частности, новый глава МВД Ливии Ашур Швайель.

На следующий день в Бенгази были приведены в действие взрывные устройства у двух полицейских участков. По случайности никто не пострадал. Взрыв у третьего участка был предотвращен благодаря бдительности охранявших его полицейских, сумевших арестовать боевика, на котором был «пояс шахида», а при нем – три выстрела к РПГ.

20 декабря в Бенгази в боестолкновении между полицейскими и группой вооруженных лиц погибли четыре человека, по меньшей мере 10 получили ранения. Бой между ними завязался, когда неизвестные во второй раз за четыре дня попытались атаковать штаб-квартиру полиции в Бенгази. Полицейским удалось арестовать несколько нападавших, которые тут же из соображений безопасности были отправлены в Триполи. В тот же день в Бенгази были направлены армейские подразделения, которые должны были помочь полицейским в обеспечении безопасности в городе.

28 декабря около 2 тысяч человек вышли на манифестацию в Бенгази с требованиями роспуска вооруженных милиций и интеграции в состав сил безопасности и армии на индивидуальной основе бывших «повстанцев». Они также потребовали удалить из ливийских силовых структур тех, кто служил в них при прежнем режиме. Понятно, что последнее требование вряд ли выполнимо, особенно относительно тех, кто служил и служит на технических должностях.

16 декабря было объявлено о гибели двух офицеров ливийской армии, которые погибли близ г.Бани-Валид в столкновениях между ливийскими военными и неизвестными вооруженными лицами. Военные были направлены в этот город в качестве подкреплений местной полиции, которую окружили неизвестные.

Жители Бани-Валида традиционно считаются сторонниками Каддафи. В октябре 2012 г. формирования бывших «повстанцев» взяли штурмом этот город с тем, чтобы «наказать» сторонников прежнего режима. Тогда погибли десятки человек.

2 декабря коммюнике МИД Ливии сообщило об обнаружении тела известного противника Каддафи Мансура Рашида аль-Кикхии, бесследно исчезнувшего в 1993 году в Каире. Оно было обнаружено в середине октября в морге одной из вилл, ранее принадлежавшей ливийским спецслужбам. Анализ ДНК позволил идентифицировать его тело. Как утверждают родственники оппозиционера, в Каире его похитили сотрудники ливийских спецслужб. Они вывезли его затем в Ливию, где убили 4 года спустя. Утверждается, что место нахождения тела М.Р.аль-Кикхии указал бывший глава ливийских спецслужб Абдалла ас-Сенусси, арестованный новыми ливийскими властями.

3 декабря в Бенгази — родном городе М.Р.аль-Кикхии – состоялись похороны оппозиционера.

М.Р.аль-Кикхия родился в Бенгази в 1931 г. При монархическом режиме был карьерным дипломатом. В 1972 г. Каддафи назначил его на пост министра иностранных дел. Восемь лет спустя, во второй раз став представителем Ливии при ООН, он покинул этот пост и перешел в оппозицию Каддафи.

В декабре достаточно много событий оказалось связано с таинственным убийством 18-ю месяцами ранее начальника «генштаба» бывших «повстанцев» генерала Абдельфаттаха Юнеса, к которому, как считается, могли быть причастны высокопоставленные «повстанцы». А.Юнес был главой МВД при режиме Каддафи и в самом начале восстания в феврале 2011 г. он примкнул к «повстанцам». Он сыграл ключевую роль в захвате «повстанцами» Бенгази. Однако многие из тех, кто выступил тогда против режима Каддафи, ненавидели А.Юнеса за то, что он в свое время был вхож в узкий круг лиц, приведших в свое время к власти Муаммара Каддафи.

Сначала убийство А.Юнеса списали на неких «экстремистов», затем вылезли «уши» высокопоставленных «повстанцев» и их покровителей из западных спецслужб.

А.Юнес – выходец из достаточно мощного племени аль-обейди, и его старейшины до сих пор требуют от ливийских властей правды относительно его убийства. Они обвиняют в причастности к нему бывшего главу Переходного национального совета /ПНС/ Мустафу Абдель Джалиля, бывшего вице-председателя Исполнительного бюро ПНС Али аль-Иссауи, религиозного деятеля Салема Шикхи и судью Джомаа Хасана аль-Джазви. Последний был убит при невыясненных обстоятельствах 21 июня 2012 г. в Бенгази.

Как пригрозил сын генерала А.Юнеса Муатассим, его семья «продолжит усилия с тем, чтобы выяснить все обстоятельства убийства, и в случае необходимости прибегнет к собственному правосудию».

ПНС создал комиссию по расследованию убийства А.Юнеса, которая заявила, что генерала убили радикальные исламисты.

11 декабря военная прокуратура Бенгази допросила по делу об убийстве А.Юнеса бывшего главу ПНС. Допрос продолжительностью три часа проводился вне здания военной прокуратуры, блокированного сидячей забастовкой сторонников А.Юнеса. По данным прокуратуры, в ходе допроса Мустафа Абдель Джалиль «сотрудничал со следствием» и продемонстрировал свою готовность помочь ему.

12 декабря военная прокуратура объявила, что Мустафе Абдель Джалилю – бывшему министру юстиции при Каддафи – по делу об убийстве А.Юнеса предъявлены обвинения в «злоупотреблении властью» и «нанесении ущерба национальному единству». За этими формулировками читается главное – бывший глава ПНС обвиняется в причастности к убийству генерала – конкурента в борьбе за власть. Мустафа Абдель Джалиль остался на свободе, однако он дал подписку о невыезде. Процесс, в ходе которого он будет проходить как обвиняемый, должен начаться в военном трибунале Бенгази 20 февраля 2013г.

Военная прокуратура также вызвала на допрос и Махмуда Джибриля, который в момент убийства А.Юнеса занимал пост главы Исполнительного бюро ПНС. В настоящее время М.Джибриль – лидер либерального альянса, формально победившего на парламентских выборах 7 июля 2012 г.

19 декабря военный трибунал Бенгази отказался от ведения дела об убийстве А.Юнеса в связи с выдвинутыми против него обвинениями в предвзятости по отношению к Мустафе Абдель Джалилю. По словам председателя трибунала полковника Абдаллы ас-Сайти, дело передано в Главную военную прокуратуру с тем, чтобы она выбрала для работы с ним другой трибунал.

4 декабря при достаточно странных обстоятельствах около 200 заключенных сбежали из тюрьмы города Себха на юге Ливии. Среди них были как уголовники, так и сторонники прежнего режима.

8 декабря американская газета «Уолл стрит джорнэл» сообщила со ссылкой на «американское должностное лицо» об аресте в Египте неделей ранее главаря египетской террористической организации, подозреваемого в причастности к нападению 11 сентября 2012 года на американское консульство в Бенгази. По его данным, арестованный египетскими властями Мохаммед Джамаль Абу Ахмад был освобожден годом ранее из египетской тюрьмы на волне событий, связанных с «арабской весной». По данным газеты, египетские спецслужбы при аресте Абу Ахмада действовали по наводке их американских коллег. По данным последних, после освобождения в начале 2012 г. Абу Ахмад сформировал свою террористическую организацию под названием «Джамаль», участники которой прошли военную подготовку в тренировочных лагерях в Ливии и Египте. Эта подготовка финансировалась йеменской ветвью «Аль-Каиды».

16 декабря Ливия объявила о временном закрытии границы с четырьмя соседними странами – Алжиром, Нигером, Чадом и Суданом. Главная причина, побудившая принять такую меру – обострение ситуации, связанной с безопасностью на юге страны, объявленном «закрытой военной зоной». Решением парламента министр обороны страны был наделен полномочиями назначить военного губернатора на юге Ливии и предоставить ему исключительные властные полномочия по борьбе с вооруженными группами, которые «действуют там в условиях полной безнаказанности».

Как сообщил в тот же день премьер-министр Ливии Али Зейдан по возвращении из турне, в ходе которого он посетил Алжир, Нигер, Чад и Судан, все эти страны должны подписать соглашение по обеспечению безопасности совместных границ и борьбе с «террористами».

Ранее, в начале декабря, депутаты парламента от юга страны объявили о бойкоте заседаний Всеобщего национального конгресса /ВНК/ в знак протеста против бездействия властей, не способных обеспечить безопасность в регионе. Это решение парламентарии – южане приняли сразу после массового побега заключенных из тюрьмы в Себхе.

18 декабря в конгрессе США был представлен совершенно секретный доклад Госдепа об обстоятельствах атаки против американского консульства в Бенгази 11 сентября 2012 г. Несекретная часть доклада была опубликована день спустя.

В целом, прогноз на развитие ситуации в Ливии на ближайшую перспективу может быть только одним – она будет ухудшаться. Причем не только в самой Ливии, но и у ее соседей. Главным источником дестабилизации в условиях очевидного вакуума власти будут радикальные исламистские группировки, и в первую очередь – базирующаяся в Бенгази и Дерне салафистская группа «Ансар аш-Шариа». Численность ее формирований оценивается в 5 тыс. человек. Они хорошо вооружены, и кроме всего прочего располагают неустановленным числом ПЗРК. Формирования «Ансар аш-Шариа» отличает высокий уровень дисциплины.