- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: как проголосовали поселенцы на выборах в Кнессет?

Еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного Берега – в арабской терминологии) выделяются в Израиле в отдельный избирательный округ. Результаты выборов в Кнессет 19-го созыва в целом по Иудее и Самарии были следующими: В голосовании приняли участие 79 % имеющих право голоса. Из них отдали свои голоса за религиозно-сионитский блок «Еврейский дом» – 28 %, за блок Ликуд-НДИ – 21 %, за  ашкеназскую ультраортодоксальную партию «Дегель а-Тора»(«Знамя Торы») – 17 %, за сефардскую ультраортодоксальную партию ШАС – 10 %, за не прошедший электорального барьера радикально-правый список «Оцма ле-Исраэль» («Мощь – Израилю») – 7 %, за левоцентристскую партию «Еш атид» («Есть будущее») во главе с Яиром Лапидом – 7 %, за Аводу – 4 %, за  левоцентристскую партию «Ха-Тнуа» во главе с Ципи Ливни – 1 % и за не прошедшее электорального барьера движение «Ам шалем» («Целый народ») во главе с раввином Хаимом Амсалемом, вышедшим из состава ШАС – 1 %.

Уже из приведенных обобщенных данных становятся очевидным, что правые и религиозные партии однозначно и безоговорочно лидируют в избирательном округе Иудеи и Самарии. В сумме они получили здесь не менее 84 % голосов, что намного превышает общеизраильский показатель. При этом распределение сил внутри право-религиозного лагеря здесь иное, чем в целом по Израилю. Прежде всего, бросается в глаза, что на первое место в Иудее и Самарии вышел религиозно-сионистский блок «Еврейский дом», а не блок Ликуд-НДИ, как в целом по Израилю. Дополнительные данные позволяет получить детальных анализ данных о результатах выборов по конкретным поселениям и их сопоставлению между собой.

Классическому стереотипу поселенца, как последователя идеологии религиозного сионизма, визуальным символом которого служит вязаная кипа, соответствуют поселения, расположенные в центральной части Самарии и округа Биньямин (к северу от Иерусалима). На первом месте по результатам выборов в них на первое место в них вышел блок «Еврейский дом», на второе – «Оцма ле-Исраэль», и лишь на третье место – блок Ликуд-НДИ. Например:

Элон-Море: Доля принявших участие в выборах — 82 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 55 %, за «Оцма ле-Исраэль» — 27 %, за Ликуд-НДИ — 13 %, за ШАС – 12 % и 1 % за не прошедший электорального барьера религиозный список «Коах леашпиа» («Сила, чтобы влиять») под руководством раввина Амнона Ицхака.

Кдумим: Доля принявших участие в выборах — 86 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 70 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 13 %, за Ликуд-НДИ – 12 %, за ШАС – 2 % и 1 % — за «Коах леашпиа».

Итамар: Доля принявших участие в выборах — 77 % . Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 55 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 33 %, за Ликуд-НДИ  – 6 %, за ШАС — 3 %, за «Дегель а-Тора» – 1 % и 1 % — за «Коах леашпиа».

Шило: Доля принявших участие в выборах — 82 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» –  60 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 24 %, за Ликуд-НДИ – 11 % и 2 % — за ШАС.

Бейт-Эль: Доля принявших участие в выборах — 86 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 69 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 16 %, за Ликуд-НДИ – 8 %, за ШАС – 2 % и 1 % за «Дегель а-Тора».

Псагот: Доля принявших участие в выборах — 89 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 78 %, за Ликуд-НДИ – 12 % и 8 % — за «Оцма ле-Исраэль».

В идеологическом отношении примыкают к этой группе и отдельные поселения Центральной Самарии, в которых соотношение сил между различными партиями правого лагеря оказались несколько иными. В каждом отдельном случае этим отличия могут легко быть объяснены спецификой состава их населения. Например:

Эли: Доля принявших участие в выборах — 82 % . Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 71 %, за Ликуд-НДИ – 13 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 9 % и 3 % — за ШАС. Тот факт, что в данном случае на втором месте оказался блок Ликуд-НДИ, а не «Оцма ле-Исраэль», может быть объяснен тем обстоятельством, что в отличие от перечисленных выше поселений в Эли есть заметное светское меньшинство, включающее в себя в частности значительную группу репатриантов из СССР/СНГ.

Ицхар: Доля принявших участие в выборах — 78 %. Из них проголосовали за «Оцма ле-Исраэль» – 72 %, за «Еврейский дом» – 17 %, за Ликуд-НДС – 5 %, за ШАС – 3 %, за «Дегель а-Тора – 2 % и 1 % — за «Коах леашпиа». Ицхар по праву считается одним из важнейших центров правого еврейского радикализма, поэтому тот факт, что почти три четверти голосов в этом поселении были отданы за «Оцма ле-Исраэль», не вызывает удивления.

В расположенном на горе Гризим в Центральной Самарии поселении Браха (доля принявших участие в выборах — 81 %) проживают исключительно религиозные сионисты.  Однако, в отличие от перечисленных выше поселений, первое место здесь заняли не «Еврейский дом» и не «Оцма ле-Исраэль», а блок Ликуд-НДИ (Ликуд-НДИ – 52 %, «Еврейский дом» — 27 %, «Оцма ле-Исраэль» — 18 %). Данное обстоятельство, несомненно, объясняется тем, что, помимо жителей самой Брахи, здесь голосовали и жители близлежащей самаритянской деревни Кирьят-Луза, номинально считающейся частью контролируемого Палестинской национальной администрацией Шхема (Наблуса). Самаритяне Кирьят-Лузы имеют наряду с палестинским гражданством  и израильское гражданство (израильский Закон о Возвращении рассматривает их, несмотря на отличия религии самаритян от ортодоксального иудаизма, в качестве части еврейского народа). Очевидно, что именно благодаря голосам самаритян блок Ликуд-НДИ получил в Брахе более половины голосов.

Близки к классической «поселенческой» модели электорального поведения и поселения Центрального Гуш-Эциона, расположенного к югу от Иерусалима. Например:

Алон-Швут: Доля принявших участие в выборах — 83 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 70 %, за Ликуд-НДИ – 15 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 8 % и по 2 % за «Ам шалем», за Аводу и за «Еш атид».

Элазар: Доля принявших участие в выборах – 85 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 70 %, за Ликуд-НДИ – 16 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 9», по 2 % — за «Ам шалем» и «Еш атид» и по 1 % — за ШАС и за Авода.

Неве-Даниэль: Доля принявших участие в выборах — 84 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 69 %, за Ликуд-НДИ – 15%, за «Оцма ле-Исраэль» – 10% и по 2% за «Еш атид» и за «Ам шалем».

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что некоторое (хотя и небольшое) число голосов получили в этих поселениях, в которых практически полностью отсутствует светское население, левые и лево-центристские партии Авода и «Еш атид». Данное обстоятельство, несомненно, объясняется тем, что Центральный Гуш-Эцион считается достаточно престижным («находящимся в общенациональном конценсусе») районом поселений, и в прошлом был важнейшим центром левой религиозно-сионистской партии МЕЙМАД, блокировавшейся с Аводой.

Та же электоральная модель наблюдается и в расположенном в том же районе поселении городского типа Эфрата, в котором, в отличие от вышеперечисленных поселений, имеется небольшое светское меньшинство:

Доля принявших участие в выборах — 78 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 59%, за Ликуд-НДИ – 22%, за «Оцма ле-Исраэль» – 8%, за «Ам шалем» – 3%, по 2% — за «Еш атид» и Аводу и 1% — за ШАС.

Классическая «поселенческая» электоральная модель с некоторыми изменениями прослеживается и в большом поселении городского типа Кирьят-Арба, являющемся по сути еврейским пригородом населенного преимущественно арабами города Хеврон:

Доля принявших участие в выборах — 73 %. Из них проголосовали за «Еврейский дом» – 42%, за – «Оцма ле-Исраэль» – 28%, за Ликуд-НДИ – 20% и по 2%  за ШАС и за «Коах леашпиа».

Для населения Кирьят-Арбы характеры с одной стороны – высокая концентрация радикально-правых элементов, а с другой – наличие большого светского меньшинства, в составе которого есть немало репатриантов из СССР/СНГ. С Кирьят-Арбой теснейшим образом связана еврейская община прилегающего к ней и населенного, как было сказано выше, преимущественно арабами города Хеврон. Результаты голосования в еврейской общине Хеврона, считающейся одним из символов еврейского радикализма, говорят сами за себя: Доля принявших участие в выборах — 88 %. Из них проголосовали за «Оцма ле-Исраэль» – 52 %, за «Еврейский дом» — 33 %, за Ликуд-НДИ  – 9 %, за ШАС – 2 %.

Ощутимо отличаются от представленной выше электоральной модели, хотя все еще близки к ней, поселения восточной части Гуш-Эциона, смешанные (религиозные и светские в близких друг к другу пропорциях) по характеру своего населения. Например:

Нокдим (в Нокдим голосовали также жители близлежащих поселений Кфар-Эльдад, Сде-Бар и Маале-Рехавам): Доля принявших участие в голосовании – 78 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 41 %, за «Еврейский дом» – 35 %, «Оцма ле-Исраэль» – 11 %, «Ам шалем» – 3 %, Авода – 2 %, ШАС – 2, «Дегель а-Тора» – 2 % и по 1% за не прошедшие электорального барьера лишенные ярко выраженной политической ориентации в вопросах арабо-израильского конфликта партии «Але ярок» («Зеленый лист» — выступает за легализацию продажи легких наркотиков) и «Пираты».

Ткоа: Доля принявших участие в голосовании – 77 %. Из них проголосовали за  «Еврейский дом» – 48 %, за «Ликуд-НДИ  – 23 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 15 %, за «Ам шалем» – 4 %, по 2 % — за «Еш атид», ШАС – 2 %, Аводу – 2 % и «Але ярок» – 2 % и 1% — за «Дегель а-Тора».

Значительную часть израильского населения Иудеи и Самарии составляют в настоящее время ультраортодоксальные евреи – как ашкеназы, так и сефарды.  Существует несколько городов и крупных поселений городского типа, в которых ультраортодоксы составляют подавляющее большинство жителей:

Бейтар-Илит: Доля принявших участие в выборах — 85 % . Из них проголосовали за «Дегель а-Тора» – 59%, за ШАС – 30%, за «Оцма ле-Исраэль» – 5% и по 1% — за «Коах леашпиа», «Еврейский дом» и Аводу.

Имануэль: Доля принявших участие в выборах — 74 %. Из них проголосовали за ШАС – 44%, за «Дегель а-Тора» – 26%, за «Оцма ле-Исраэль» – 14%, за «Коах леашпиа» — 8%, за «Еврейский дом» – 5% и за Ликуд-НДИ – 2%.

Ультраортодоксальный город Модиин-Илит подразделяется на несколько избирательных участков, результаты голосования в которых несколько (но не принципиально) различаются. Например:

Модиин-Илит-5: Доля принявших участие в выборах —  69 % . Из них проголосовали за «Дегель а-Тора» – 77%, за ШАС – 8%, за «Еврейский дом» – 6%, за Ликуд-НДИ – 5% и по 1% — за «Оцма ле-Исраэль», за «Ам шалеем» и за Аводу.

Модиин-Илит-1:  Доля принявших участие в выборах – 83 %. Из них проголосовали за ШАС – 49%, за «Еврейский дом» – 23%, за «Оцма ле-Исраэль» – 9%, по 6% — за Ликуд-НДИ и «Дегель а-Тора», 5% — за «Коах леашпиа» и 2% — за «Ам шалем».

Модиин-Илит-8: Доля принявших участие в выборах – 91 %. Из них проголосовали за «Дегель а-Тора» – 82%, за ШАС – 16% и 1% за «Коах леашпиа».

Территориально к Модиин-Илиту примыкает крупное ультраортодоксальное поселение Матитьягу: Доля принявших участие в голосовании – 88 %. Из них проголосовали за «Дегель а-Тора» – 76 %, за ШАС – 21 %, за «Коах леашпиа» — 2 %.

Поселение Кохав-Яаков, расположенное непосредственно к востоку от Рамаллы, было основано в качестве религиозно-сионистского поселения. Однако позднее в нем был построен ультраортодоксальный квартал Тель-Цион. Смешанный (ультраортодоксальный – религиозно-сионистский) характер нынешнего Кохав-Яакова хорошо заметен по результатам выборов в нем: Доля принявших участие в голосовании — 81 %. Из них проголосовали за ШАС – 43 %, за «Еврейский дом» – 24 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 14 %, за «Дегель а-Тора» – 11 %, за Ликуд-НДИ  – 5 %, за «Коах леашпиа» 3 %.

Сходная модель голосования наблюдается и в ультраортодоксальном поселении сельского типа Маале-Амос, расположенном в восточном Гуш-Эционе:  Доля принявших участие в голосовании — 72 % . Из них проголосовали за «Дегель а-Тора» – 47 %, за «Еврейский дом» – 24 %, за ШАС – 12 %, за «Оцма ле-Исраэль» – 11 %, за «Коах леашпиа» — 3 % и за Ликуд-НДИ – 3 %. Бросается в глаза, что если в Кохав-Яакове на первом месте оказалась ультраортодоксальная сефардская партия ШАС (из-за преобладания сефардского населения), то в Маале-Амосе на первом месте — ашкеназская ультраортодоксальная партия «Дегель а-Тора». Заметная доля проголосовавших за сионистские партии, прежде всего, за «Еврейский дом», в Маале-Амосе объясняется тем, что в этом поселении голосовали и жители близлежащего религиозно-сионистского поселения Ивей а-Нахаль.

В подавляющем большинстве городов и городских поселений Иудеи и Самарии, в которых преобладает светские жители, на первых местах оказался блок Ликуд-НДИ, а на вторых – «Еврейский дом». Например:

Ариэль: Доля принявших участие в выборах – 66 %. Из них проголосовали за Ликуд – 53%, за «Еврейский дом» – 16%, за «Еш атид» – 10%, за Аводу – 4%, по 3% за «Оцма ле-Исраэль» и ШАС и по 2% за «Ха-Тнуа» и за не прошедшие электоральный барьер партии «Исраэлим» и «Але ярок».

Маале-Адумим:  Доля принявших участие в выборах — 71 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 42%, за «Еврейский дом» – 21%, за «Еш атид» – 10%, за ШАС – 8%, по 5% — за «Оцма ле-Исраэль» и Аводу, по 2% за «Ха-Тнуа» и «Ам шалем» и по 1% «Але ярок», «Дегель а-Тора» и Кадима.

Расположенное к северо-западу от Иерусалима крупное поселение городского типа Гивъат-Зеев подразделяется на два избирательных участка:

Гивъат-Зеев-1: Доля принявших участие в выборах – 74 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 38%, за «Еврейский дом» – 18%, за «Еш атид» – 13%, за ШАС – 11%, по 5% — за Аводу и за «Оцма ле-Исраэль», 3% — за «Ха-Тнуа», 2% — за «Ам шалем» и по 1% — за Кадиму и за «Але ярок».

Гивъат-Зеев-2: Доля принявших участие в выборах – 74 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 32%, за «Еврейский дом» – 18%, за ШАС – 13%, за «Еш атид» — 11%, за Аводу – 6%, за «Оцма ле-Исраэль» – 5%, за  «Дегель а-Тора» – 4%, за «Ха-Тнуа» – 3%, по 2 % за не прошедшую электорального барьера партию Зеленых и за Мерец и по 1% — за Кадиму, за «Але ярок» и за «Ам шалем».

Поселение Маале-Эфраим в Иорданской долине: Доля принявших участие в выборах – 51 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 31%, за «Еврейский дом» – 17%, за Аводу – 11%, по 7% — за «Ха-Тнуа» и за «Еш атид», за «Оцма ле-Исраэль» – 6%, за «Але ярок» – 5%, за ШАС – 4%, 3% — за не прошедшую электорального барьера лево-центристскую партию «Эрец хадаша» («Новая страна»), по 2% — за Кадиму, за «Дегель а-Тора» и за Мерец и 1% — за «Ам шалем».

Абсолютное преобладание в Ариэле блока Ликуд-НДИ, а также заметное (хотя и достаточно минорное) присутствие в этом городе не прошедшей электорального барьера партии «Израильтяне», претендовавшей на роль «чисто-русской» партии на фоне НДИ, создавшей избирательный блок с Ликудом, объясняется большой (порядка 50 %) долей русскоязычного населения в этом городе.

Практически не отличались от средних по еврейским населенным пунктам Израиля результаты голосования в Алфей-Менаше, крупном поселении городского типа, расположенном на западе Самарии, но, по сути, являющимся пригородом расположенной внутри «зеленой черты Кфар-Сабы: Доля принявших участие в выборах:  77 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 32%, за «Еш атид» – 26%, за Аводу – 13%, за «Еврейский дом» – 10%, за «Ха-Тнуа» – 5%, по 2% — за Кадиму, за Мерец, за ШАС, за «Але ярок» и за «Оцма ле-Исраэль». По 1% голосов получили в Алфей-Менаше партии «Эрец хадаша» и «Ам шалем».

Совершенно нетипичными для поселений Иудеи и Самарию являются и результаты голосования в светских кибуцах, расположенных на северном побережье Мертвого моря, в которых левые и лево-центристские партии набрали почти половину и даже более половины голосов:

Мицпе-Шалем: Доля принявших участие в выборах — 72 %. Из них проголосовали за Аводу – 32%, за Мерец – 16%, за «Еш Атид» – 15%, за «Ха-Тнуа» – 14%, за Ликуд-НДИ – 8%, за «Эрец Хадаша» – 4%, за «Еврейский дом» и за Кадима – по 3%, и 2% за прокоммунистический блок ХАДАШ.

Бейт а-Арава: Доля принявших участие в выборах — 90 %. Из них проголосовали за Ликуд-НДИ – 36%, по 18% — за Аводу и за «Еврейский дом, за «Еш атид» – 13%, за «Ха-Тнуа» – 9% и по 2% за «Але ярок», Мерец и ШАС.

Калия: Доля принявших участие в выборах – 74 %. Из них проголосовали за «Еш атид» – 22%, за Ликуд-НДИ – 20%, за Аводу – 19%, за «Еврейский дом» – 17%, за «Але ярок» – 6%, за «Ха-Тнуа» – 4%, по 3% — за Ликуд-НДИ и Мерец и по 2% — за «Ам шалем», «Оцма ле-Исраэль».

Резко отличается от них по типу голосования расположенный несколько севернее, в Иорданской долине религиозный кибуц Итав, большинство жителей которого составляют репатрианты из бывшего СССР. Здесь при доле принявших участие в голосовании 79 %, левые и левоцентристские партии не получили никакой поддержки, а лидером оказался блок Ликуд-НДИ  – 48 % (на предыдущих выборах в Итаве голосовали в основном за НДИ). За Ликудом-НДИ следовали «Еврейский дом» – 36 % и «Оцма ле-Исраэль» – 8 %. В этом проявилось отличие Итава не только от расположенных поблизости от него светских кибуцов, но и от расположенных в Гуш-Эционе религиозных кибуцов, в которых практически полностью отсутствует русскоязычное населения, а более половины голосов было отдано за «Еврейский дом».

Из приведенных явствует со всей очевидностью, что, несмотря на наличие определенной специфики в электоральном поведении, жители израильских поселений Иудеи и Самарии не представляют собой единой группы, противопоставленной прочим израильтянам, а подразделяются на целый ряд подгрупп, являющихся частями соответствующих групп, проживающих по всей территории Израиля и, прежде всего, в пределах «зеленой черты».