- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Вторая годовщина революции в Египте: печальные итоги

В пятницу 25 января Египет встретил вторую годовщину революции демонстрациями, столкновениями с полицией, слезоточивым газом, «коктейлями Молотова», камнями. Волнения прошли в Каире, Александрии, Суэце, Исмаилии, Минье, Фаюме, Дамиетте, Луксоре и других городах страны. С обеих сторон многочисленные жертвы. Итог столкновений протестующих с полицией на вечер воскресения: 9 убитых в Суэце, 38 — в Порт-Саиде и более тысячи раненных. Создается впечатление, что египтяне, отмечая день революции, буквально воссоздают события двухлетней давности.

Утром 25 января тысячи людей собрались в центре города. Большинство из них пришли на площадь Ат-Тахрир чтобы выразить свое недовольство тем, что плодами революции воспользовались исламисты, которые отнюдь не были в первых рядах тех, кто «скинул» тридцатилетний режим Мубарака. «Братьев-мусульман» обвиняли в том, что они монополизировали власть в стране. Протестующие требовали, чтобы президент Мухаммед Мурси и его правительство ушли в отставку. В тот же день начались столкновения протестующих, в основном подростков, с полицией на примыкающей к площади улице Каср аль-Айни.

В свою очередь Мурси обвинил протестующих в неуважении к законно избранным органам власти.

В субботу ожесточенные столкновения с полицией начались в Порт-Саиде. Причиной стало вынесение судом смертного приговора 21 футбольному фанату клуба «Аль-Масри», которые были признаны виновными в организации массовых беспорядков во время футбольного матча 1 февраля прошлого года, унесших жизни 74 людей, в основном — болельщиков Каирского клуба «Аль-Ахли». Приговор не является окончательным. Его еще должен утвердить Великий Муфтий. Приговор также может быть обжалован в установленном порядке.

Считается, что настолько суровый вердикт был вынесен для того, чтобы умиротворить «Ультрас» – группировки фанатов клуба «Аль-Ахли», которые в последнее время являются одной из главных движущих сил протестного движения по любым поводам вступающим в противоборство с полицией. К силам правопорядка они испытывают давнюю нелюбовь, особенно обострившуюся после бойни на стадионе в Порт-Саиде, когда полиция самоустранились от замирения фанатов.

Вынесение смертного приговора было встречено ликованием со стороны «Аль-Ахли» и родственников погибших, которые устроили торжество в клубе футбольной команды.

В заявлениях официальных властей и руководства «Братьев-мусульман» звучит желание отделить «Ультрас» от тех, кто митингует и воюет на Ат-Тахрире и не дать им слиться в единую протестную массу.

В самом же Порт-Саиде было предпринято несколько неудачных попыток взять штурмом тюрьму, где находятся заключенные. В итоге более тридцати человек было убито. В субботу же протестующие сожгли несколько полицейских участков, в результате чего у них появилось порядка 30 единиц стрелковое оружие. Из камер были выпущены задержанные.  В субботу вечером в город были введены войска Второй полевой армии, которые взяли под охрану государственные учреждения и городскую тюрьму. В городе был введен комендантский час.

Национальный совет обороны (НСО), недавно созданный согласно 197 статье новой Конституции призвал  к широкому национальному диалогу, в котором бы участвовали все политические силы и движения для обсуждения различных взглядов относительно будущего страны, а также для обеспечения честных и прозрачных парламентских выборов. Совет состоит из 17 человек, среди которых главы обеих палат парламента страны, премьер-министр, министры иностранных дел, обороны, внутренних дел, министр финансов, начальник Управления общей разведки, начальник генштаба, начальник военной разведки и начальники всех родов войск. Возглавляет НСО президент страны.

Фронт Национального спасения (ФНС), который объединяет светские партии и движения, оппозиционные исламистам, в субботу пригрозил бойкотом предстоящих парламентских выборов в том случае, если президент не предпримет решительных попыток по преодолению раскола в египетском обществе. ФНС призывает к созданию правительства национального спасения, а также требует организовать комиссию, которая бы пересмотрела ряд статей недавно принятой конституции.  Ответственность за гибель более трех десятков человек оппозиционеры возложили на президента Мурси.

В свою очередь газеты и Интернет-ресурсы, выражающие интересы «Братьев-мусульман», обвиняют в эскалации насилия либеральные СМИ, которые, по их мнению, превратно излагают события и натравливают египтян на законно избранные власти.

В воскресение столкновения продолжались на улицах, примыкающих к площади Ат-Тахрир, особенно на улице Каср эль-Айни рядом со зданием Совета Шуры и на набережной Гарден Сити перед гостиницами «Семирамис» и «Нью-Шеперд», которые были вынуждены наглухо затворить свои двери и не выпускать туристов. Столкновения происходили также перед зданием Лиги арабских государств. Среди боевых групп протестующих в последнее время появилась новая сила, «Черный блок». Молодые люди, по их собственному мнению, являются анархистами. Следуя западноевропейской тактике, которая была разработана в протестном движении Германии в начале 1980-х годов, они с головы до пят одеты во все черное. Как символ их принадлежности к лагерю анархистов над их рядами развеваются черные флаги.

В воскресенье же похороны убитых во время субботних волнений в Порт- Саиде переросли в новую волну выступлений. В воскресение вечером президент Мурси ввел чрезвычайное положение сроком на 30 дней в мухафазах Порт-Саид, Суэц и Исмаилия.

Вечером того же дня президент пригласил лидеров 11 политических партий к диалогу о непрекращающемся в стране насилии. Среди приглашенных главные действующие лица протестного движения Мухаммед эль-Барадей — основатель Конституционной партии; Хамдин Саббахи — глава Народного движения, а также лидеров политического крыла «Братьев-мусульман» — Партии свободы и справедливости; Партии строительства и развития — политического крыла движения «Джамия аль-Исламия»; салафитской партии «Ан-Нур»; умереннисламистской партии «Аль-Васат», а также представителей партии Свободных египтян и Социал-демократической партии.