- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

«Движение за единобожие и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА)

Действующее на севере Мали ДЕДЗА отпочковалось от «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ), поскольку считало ее интересы слишком «алжирскими». Лидером ДЕДЗА стал мавританец Хамада Мухаммад Хероу. В руководство группировки вошли также алжирец А. ат-Талмаси и малиец С. Бади. ДЕДЗА выступает за вооруженный джихад в регионе Северной Африки и Сахеля.

Первой громкой акцией организации стало похищение трех граждан Италии и Испании, которые работали в лагере беженцев в алжирском городе Тиндуфе. Похищенные были освобождены в июле 2012 г. Европейцам пришлось заплатить за них 18 млн евро и выпустить на свободу трех исламистов. В марте 2012 г. ДЕДЗА взяло на себя ответственность за проведение терактов смертников около базы полиции в алжирском г. Таманрассете, когда ранение получили десять сотрудников сил безопасности и один мирный житель. В апреле 2012 г. ДЕДЗА похитила семерых сотрудников алжирского консульства в малийском г. Гао, включая консула и вице-консула. После ареста спецслужбами АНДР трех лидеров этой организации исламисты потребовали их освободить. Отказ Алжира выполнить эти требования повлек за собой убийство вице-консула Т. Туати.

Основной причиной выхода ДЕДЗА из состава АКИМ стало недовольство региональных эмиров нежеланием алжирцев, захвативших лидерство в АКИМ, делиться с ними доходами, получаемыми в качестве выкупов за освобождение заложников. При этом в руководстве АКИМ главенствующие роли занимают выходцы из арабского племени ламхар.

По мнению основателей ДЕДЗА, продвижение на запад Африки требовало знания местной специфики и введения в состав руководства АКИМ выходцев из этого региона. Появлению новой структуры способствовал также приток значительного количества оружия из Ливии после свержения режима Каддафи, а следовательно, уменьшение зависимости от АКИМ в плане боевого оснащения.

Вызов был, по сути, брошен со стороны молодого поколения джихадистов, в обязанности которых входило создание ячеек салафитов в Мавритании, Чаде, Мали, Сенегале, Нигере, Буркина-Фасо. Являясь выходцами из этих стран, знакомыми лучше с местной спецификой, они желали больше власти и самостоятельности от центрального руководства АКИМ.

В последние месяцы ДЕДЗА усилилась за счет боевиков, прибывших со всего Сахеля, а также из Сомали и Нигерии. Именно ДЕДЗА активно действует в Мали, а ее «пресс-атташе» озвучивают самые кровожадные угрозы в отношении Франции и всего Запада, обещая принести террор в Европу, «даже под саму Эйфелеву башню».

В самой организации также имеют место сложности на национальной почве. Арабские командиры рассматривают чернокожих африканцев как людей «второго сорта», используют их в качестве «пушечного мяса». Со своей стороны, лидеры ДЕДЗА утверждают, что движение представляет собой «союз арабов, туарегов, чернокожих африканцев и переселенцев».

Столкновения же с националистической организацией туарегов «Народное движение за освобождение Азавада» (НДОА), по словам руководителей ДЕДЗА, обусловлены не предвзятым отношением к ним, а отказом принять шариат в качестве основного закона страны. В отношении национализма салафиты из ДЗЕДЗА якобы руководствуются хадисом пророка, переданного имамом Ахмадом ибн Ханбалом, согласно которому «араб не имеет никакого превосходства над неарабом, белый — над черным; можно быть выше только в благочестии». В силу клановых противоречий из рядов ДЕДЗА вышла «Бригада Салах ад-Дин», она заявила о вступлении в «Ансар ад-Дин».

По словам лидеров группировки, организация идеологически ориентируется на исторические фигуры, такие как Осман Фодио, основавший в 1809 г. халифат Сокото — регион, расположенный на севере современной Нигерии; Хадж Омар Талла, сенегальский мусульманский ученый и военный лидер, создавший в XIX в. исламское государство, охватывавшее большую часть современных Гвинеи, Сенегала, Мали; Амаду Шейкау, провозгласивший в XIX в. империю Фула в регионе Мопти в Мали и управлявший ей около 30 лет.

В начале января с.г. ДЕДЗА объявило о формировании новой бригады для проведения более эффективных операций на севере Мали. Амир моджахедов «Исламского эмирата Гао» Абу аль-Валид ас-Сахрави заявил, что бригада называется «Ансар ас-Сунна» и имеет четыре батальона: «Абдулла Аззам» (по имени наставника Усамы бен Ладена А. Аззама, который был убит в результате взрыва бомбы в 1989 г.), «Аз-Заркави» (по имени эмира «Аль-Каиды в Ираке» Абу Мусаба аз-Заркави, который был убит в 2006 г.), «Абу аль-Лаис аль-Либи» (по имени одного из идеологов «Аль-Каиды») и «Стремящиеся стать шахидами».

Сахрави отметил, что «Ансар аль-Сунна» состоит в основном из «сыновей племени сонгай» (потомки создателей империи Сонгай, существовавшей в XV–XVII вв.) для ведения боевых действий на исторической территории этого клана в районе Гао. ДЕДЗА также обещает наносить удары в широком географическом регионе по африканским странам, которые принимают участие в военной операции в северных районах Мали.

По словам Сахрави, группировка сталкивается с выходом отдельных подразделений  из ДЕДЗА. По его словам, в ряды «Ансар ад-Дин» уходят мелкие отряды, состоящие из этнических туарегов. В частности, речь идет о «Бригаде Салах ад-Дин», которая во главе с Абу Али аль-Ансари перешла на сторону Ияда аг Гали, лидера «Ансар-ад-Дин».

Судя по событиям, происходящим на севере Мали, можно отметить, что в настоящее время происходит деление трех крупных организаций салафитов на более мелкие. Главным принципом их дробления является клановый. Вероятно, это лишь осложнит борьбу с экстремистами, так как каждый полевой командир находит поддержку и покровительство среди старейшин своего племени.

Вероятно, относительную «вялость» в проведении контртеррористической операции в Мали можно объяснить тактической хитростью салафитов. Каждая так называемая бригада, сформированная по клановому принципу, когда силы «союзников» станут занимать без боя населенные пункты, будет находить покровительство среди своих соплеменников. Вероятно, радикалы от ислама ждут, пока активные участники военной операции серьезно увязнут в окруженных пустыней городах, а затем начнут совершать по ним кинжальные выверенные удары. Наряду с этим, исходя из тех материалов, которые публикуются в заслуживающих доверия западных политически не ангажированных изданиях, следует, что за время своего господства в северных районах Мали исламисты подготовили значительное число подростков из местных кланов, активно пропитали их экстремистской идеологией, четко сформировав у них образ врага в лице всех тех, кто не разделяет идеалов «чистого ислама». Скорее всего, они также будут активно задействованы в качестве инструмента для «асимметричного ответа» на антитеррористическую кампанию, использованы в качестве смертников. Эти наиболее фанатичные подростки, «мирные» днем, могут стать эффективным орудием террора. Эти же «тинейджеры в салафитском камуфляже» в перспективе станут серьезным дестабилизирующим фактором в Мали. Видимо, целью номер один будут прежде всего французские военнослужащие, являющиеся «психологическим остовом» контртеррористической операции. Нельзя исключать также проведения диверсионных актов на территории Франции — по примеру теракта в Мадриде — с целью вынудить правительство этой страны «проявлять меньшую активность» в Североафриканском регионе.