- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Черкесская община Израиля и выборы в Кнессет

Черкесы представляют собой четвертую по численности после евреев, арабов и друзов (обычно включаемых за пределами Израиля в число арабов) этническую общину еврейского государства. Черкесы (под этим именем часто подразумевались не только представители адыгских народов, но выходцы с Кавказа вообще) попадали на Ближний Восток и оседали на территории современного Израиле еще в позднее Средневековье. Однако потомки тех давних черкесских переселенцев утратили свой язык и культурные особенности и стали, по сути, частью местного арабоязычного мусульманского населения. Современная официально признанная черкесская община Израиля представляет собой потомков мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX в. после завоевания этого региона Российской империей и переселившихся в Османскую империю. В этот период началась история многочисленной черкесской диаспоры современной Турции, а также граничащих с Израилем Сирии и Иордании.

На территории современного Израиля черкесские мухаджиры осели в 70-е года XIX века. Черкесы основали три деревни, самой крупной из которых была Габа, находившаяся в окрестностях современного еврейского города Хадера. Однако эта местность была в то время заболочена (позднее болота были осушены еврейскими поселенцами), и эпидемии малярии уничтожили черкесскую Габу. Оставшиеся в живых мухаджиры покинули деревню. До наших дней от Габы сохранилось только старое мусульманское кладбище, известное под названием Хирбет-Черкес («черкесские развалины»). Две другие основанные в тот период черкесские деревни сохранились и существуют до сих пор. Это Кфар-Кама и Рейхания (черкесское название – Рихьаные). Именно в этих двух сельских населенных пунктах сосредоточено подавляющее большинство из примерно 5 тысяч израильских черкесов, сохраняющих свой язык, этническое самосознание и особенности культуры.

Контакты между черкесскими переселенцами в Палестине и евреями установились еще в конце XIX в., в период турецкого владычества. После Первой мировой войны и распада Османской империи эти контакты стали по настоящему тесными. В период британского мандата черкесы активно сотрудничали с евреями, помогая нелегальным еврейским репатриантам, прибывавшим в Палестину (Эрец-Исраэль) через границу с Ливаном. В ходе войны Израиля за Независимость 1948-1949 гг. галилейские черкесы сражались в рядах еврейских вооруженных формирований, а затем в рядах Армии обороны Израиля. В то время, как тысячи черкесов принимали участие в арабо-израильских войнах в составе сирийской и иорданской армии, практически все черкесские мужчины Израиля служили и служат в вооруженных силах Израиля. Еще на заре независимости по просьбе глав черкесской общины страны был введен обязательный призыв граждан черкесской национальности в армию. Это решение еще больше укрепило связь черкесской общины с еврейским государством и одновременно отдалило ее от единоверцев-арабов.

Позднее, в самом конце ХХ века, по настоянию родителей, основным языком преподавания в школах черкесских сел вместо арабского стал иврит, обеспечивающий успешную интеграцию черкесов в израильское общество, включая возможности получения высшего образования и карьерного роста (в том числе в армии). Арабский язык стал преподаваться в этих школах в качестве второго государственного языка, а также в качестве языка Корана. Одновременно с этим было усилено преподавание черкесского языка, его письменности (на основе кириллицы) и культуры, как залога сохранения особой черкесской идентичности, отличной как от еврейской, так и от арабской идентичности. Вместе с тем, израильские черкесы были и остаются мусульманами, хотя религиозный фанатизм в целом не характерен для этой общины. Данные о результатах недавних выборов в Кнессет по черкесским селам Израиля свидетельствуют о высокой степени израилизации их жителей.

В селе Кфар-Кама, имеющем с 1950 год статус отдельного местного совета, проживают практически исключительно черкесы. Доля граждан, принявших участие в выборах, от общего числа имеющих избирательное право, была в этом населенном пункте крайне низкой – всего 35 % (801 человек). Подавляющее большинство из них проголосовали за еврейские партии, причем с явным перевесом в пользу левых и лево-центристских партий: за левую партию Авода – 32%, за лево-центристский список «Ха-тнуа» во главе с Ципи Ливни – 11%, за радикальную левую партию Мерец – 10%, за лево-центристский список «Еш атид» («Есть будущее») во главе с Яиром Лапидом – 6% и за лево-центристскую партию Кадима во главе с Шаулем Мофазом – 3%. Правый блок Ликуд-НДИ получил в Кфар-Каме 7% голосов, а ультраортодоксальная сефардская религиозная партия ШАС – 5%. Несмотря на высокую степень интеграции в израильское общество, израильские черкесы, как уже было сказано, остаются последователями ислама. Поэтому неудивительно, что 18% голосов получил в Кфар-Каме исламистский блок РААМ-ТААЛ. В то же время светская националистическая арабская партия БАЛАД  практически не получила в этом селе поддержки, набрав не более 1% голосов наравне с не прошедшей электорального барьера партией «Але ярок» («Зеленый лист»), выступающей за легализацию легких наркотиков.

Расположенная севернее Рейхания существенно меньше Кфар-Камы. Это село в административном отношении входит в состав регионального совета Мером а-Галиль, подавляющее большинство жителей которого составляют евреи. Однако в самой Рейхании евреев нет. Подавляющее большинство жителей здесь составляют черкесы, сохраняющие память о своей принадлежности к субэтнической группе абадзехов. Со времени войны Израиля за Независимость в Рейхании обосновалось арабское бедуинское меньшинство. Арабы бежали в Рейханию в ходе боевых действий, зная, что черкесы – союзники евреев, а потому их село не подвергнется нападению еврейских вооруженных формирований. Несмотря на длительное соседство с арабами-бедуинами, неоднократно приводившее в прошлом к обострению напряженности между двумя этническими общинами села, Рейхания сохранила свой черкесский характер, включая язык, культуру и специфику политической ориентации, распространившейся, судя по имеющимся данным, и на арабское бедуинское меньшинство.

Доля принявших участие в выборах была невелика и здесь, хотя и существенно превысила аналогичный показатель в Кфар-Каме. В Рейхании проголосовали 50% имеющих право голоса (424 человека). Несмотря на наличие в Рейхании арабского бедуинского меньшинства, доминирование еврейских партий в этом селе проявилось еще отчетливее, чем в Кфар-Каме. 34% голосов получила Авода, 21% — Ликуд-НДИ, 19% — «Ха-тнуа», 8% — «Еш атид», 5% — Кадима, по 3% получили «Але ярок» и ШАС и 2% — Мерец. Арабские партии получили в Рейхании ничтожную поддержку: 2% — БАЛАД и по 1% — РААМ-ТААЛ и прокоммунистический блок ХАДАШ, официально декларирующий себя как смешанный арабско-еврейский список.

В качестве сравнения уместно привести в данном случае пример большого села Абу-Гош, расположенного к западу от Иерусалима. Подавляющее большинство жителей Абу-Гоша сохраняют традицию о своем черкесском (кавказском) происхождении, однако на протяжении веков, которые их предки жили на Ближнем Востоке, они полностью утратили родной язык и целиком перешли на арабский. С формально-юридической точки зрения жители Абу-Гоша считаются в Израиле арабами, а не черкесами. Тем не менее, их степень интеграции в израильское еврейское общество заметно выше, чем в обычных арабских мусульманских селах. Во время войны Израиля за Независимость Абу-Гош был единственным арабским населенным пунктом в окрестностях Иерусалима, жители которого сохраняли нейтралитет и даже периодически оказывали помощь еврейским вооруженным формированиям. Поэтому, в отличие от большинства арабских сел, располагавшихся вдоль дороги из Иерусалима на средиземноморское побережье, Абу-Гош не был разрушен в ходе той войны. За прошедшие десятилетия село выросло и стало довольно популярным (благодаря близости к Иерусалиму и толерантности) местом жительства. Уместно упомянуть, что, помимо составляющих подавляющее большинство его населения арабоязычных мусульман, имеющих традицию о своем черкесском происхождении, в Абу-Гоше проживает также небольшое число христиан и евреев. При этом за прошедшие  десятилетия здесь ни разу не возникали сколько-нибудь заметные конфликты на этнической или религиозной почве.

Несмотря на всё это, для Абу-Гоша характерно однозначное превалирование арабских партий. На недавних выборах здесь проголосовали 1844 человек (47 % имеющих избирательное право). Почти три четверти из них отдали свои голоса арабским партиям: 37% — ХАДАШ, 31% — РААМ-ТААЛ и 6% — БАЛАД. Остальные проголосовали за еврейские партии: Авода – 7%, ШАС – 6%, Ликуд-НДИ – 5%, Мерец – 4%, «Ха-тнуа» -2% и «Еш атид» — 1%. Четверть всех голосов – это больше, чем еврейские партии получили в большинстве мусульманских арабских населенных пунктов Израиля, но, безусловно, не сопоставимо с ситуацией в Кфар-Каме и Рейхании. Таким образом, со всей очевидностью прослеживается связь между степенью сохранения особой этнической и языковой (неарабской) идентичности израильских черкесов и степенью их интеграции в израильское еврейское общество.