- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политических проблемах в Йемене

Президент Йемена А.М. Хади пытается наладить контакт с т.н. «южнойеменскими харакат». Напомним, что требования их руководителей о «независимости Южного Йемена» серьезно тормозит процесс начала национального диалога в стране. Эти движения сами по себе неоднородны и их условно можно разделить на сторонников бывших южнойеменских руководителей разного периода развития Народно-Демократической Республики Йемен (НДРЙ). При этом они опираются на различные идеологические установки и соответственно разную поддержку зарубежных спонсоров. Бывший президент С.аль-Бейд тяготеет к иранцам, получая от них регулярную финансовую помощь. Другой лидер Али Насер Мухаммед традиционно ориентирован на Эр-Рияд. Нынешний президент А.М. Хади, будучи уроженцем Южного Йемена, также имеет свой собственный «харакат». Все эти группы пока объединяет только одно – требование независимости. При этом между ними уже начинаются внутренние разногласия, а неделю назад в Адене было сорвано покушение на одного из лидеров «харакат», которое организовал С.аль-Бейд.

Отметим, что требование полной «независимости» в большей степени играет роль торга, нежели чем реального желания по отделению. Во всяком случае, среди руководства «харакат». Идет «дележ экономического пирога» в послесалеховскую эпоху, а с учетом того, что после гражданской войны 1994 года большая часть недвижимости, портовой и нефтяной инфраструктуры, мобильная связь была приватизирована кланом Салеха и руководством исламистов из «Ислах», эта борьба принимает яростный характер. Южнойеменской элите необходимо вернуть себе экономические позиции на Юге с тем, чтобы играть равноценную роль во внутриполитической жизни страны. За этим стоит и традиционная мощная буржуазия Хадрамаута, которая традиционно связана с Саудовской Аравией. Собственно, это и есть те самые «вопросы, представляющие взаимный интерес», которые президент Хади вчера обсуждал с лидерами южнойеменских «харакат». И совсем не очевидно, что  «приватизаторы» из «Ислах» согласятся спокойно отдать свою собственность в Южном Йемене.

Но помимо Южного Йемена «головной  болью» для центральных властей и северойеменских племен, которые составляют основную ударную силу «Ислах», являются и повстанцы  хауси. Последние уже довольно уверенно контролируют несколько провинций на севере страны, благодаря оружию, полученному с армейских складов. Периодически возникают стычки повстанцев с племенами в северных районах страны. Хауси считаются  лояльными Тегерану и иранцев регулярно обвиняют в оказании помощи мятежникам. Отметим, что до сих пор ни одного реального факта такого участия не зафиксировано.

В общем-то это не мудрено, поскольку «головным органом», через который идет помощь хауситам является ливанская «Хизбалла». Мы уже говорили, что хауситы получают финансы через сеть подконтрольных «Хизбалле» фирм в Европе. В частности, в ФРГ, где находится штаб-квартира европейского отделения «Хизбаллы». Сами же эмиссары «Хизбаллы» «отовариваются» в Австрии, в культурном центре при иранском диппредставительстве. Перевоз наличных денег позволяет, таким образом, избежать излишнего внимания со стороны местных налоговых органов.

В скором времени хауситы обзаведутся и собственным спутниковым телевидением «Аль-Массира», который будет вещать из южного пригорода Бейрута – оплота «Хизбаллы». Сотрудники будущего телеканала в настоящее время проходят стажировку и обучение на студии телеканала «Аль-Манара», принадлежащего «Хизбалле». Соответственно, и техническое обслуживание канала будет осуществляться техническим персоналом  «Аль-Манары». Вещание канал «Аль-Массира»  будет осуществлять на Йемен, в том числе и южные районы, а также на территорию Саудовской Аравии и ряда стран Персидского залива. Это концепция расширения возможностей информационной войны была принята в Тегеране недавно, основным потребителем данного «продукта» должны стать, по замыслу организаторов,  шииты в КСА, ОАЭ и на Бахрейне.

В середине февраля с.г. в Сану для переговоров с йеменскими силовиками в отношении перспектив освобождения зарегистрированного в Того корабля «Джихан1» прибыли два высокопоставленных эмиссара «Хизбаллы» — Хуссейн Эззедин и Хала аль-Асад. Напомним, что этот корабль был перехвачен 23 января с.г. йеменскими ВМС в Красном море. На борту было обнаружено большое количество стрелкового оружия, противотанковых ракет и боеприпасов. Сана тогда заявила, что это оружие предназначалось для хауситов.

Мы уже тогда высказали серьезное сомнение в этой версии, поскольку хауситы не испытывают большого дефицита в вооружении. В случае необходимости, кстати, они его получают не только на внутреннем рынке, но и контрабандным путем из Эритреи. Собственно в Эритрею и шел злополучный корабль с оружием для дальнейшей переправки на Синай, и, возможно, в Йемен. Тегеран тогда категорически отроверг все обвинения, поскольку реальными перевозчиками были не иранцы, и найти «следы Тегерана» в данном случае довольно затруднительно.

Прошло два месяца, шум улегся, и «Хизбалла» решила выручить груз и корабль, что, по оценке ряда экспертов, ей сделать удастся. Правила игры со стороны «Хизбаллы» были соблюдены, которая дала возможность йеменскому президенту Хади сорвать «пропагандистский куш» (а тогда прессинг на хауситов со стороны Саны был мощный: необходимо было заставить их присоединиться к конференции «национального диалога»), и теперь вправе рассчитывать на возвращение корабля с грузом.