- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об операции против исламистов в Сомалиленде

Служба безопасности Сомалиленда провела в начале марта с.г. широкомасштабную операцию по задержанию членов исламистских радикальных группировок на территории анклава. Операция продолжалась около десяти дней, в ней были задействованы бойцы вновь образованного подразделения быстрого реагирования  полиции Харгейсы.

Операцию курировал министр безопасности Мохаммед Нур Арале («Дуур»), который регулярно отчитывался о ее ходе лично перед президентом Сомалиленда Ахмедом Мохаммедом Махамудом («Силаньо»). В рамках облав и деятельности временных блок-постов было арестовано порядка 120 человек, которые подозреваются властями в связях с «Аш-Шабаб». Все они размещены сейчас в трех секретных фильтрационных пунктах в Харгейсе, Бурао и Аноде. Еще ранее в феврале с.г. полиция Сомалиленда провела две автономные операции по нейтрализации исламистов в Бербере, когда было задержано в общей сложности 26 человек. Эти операции проводились в координации с британскими разведслужбами. Примечательно, что за месяц до проведения операции Форин Оффис рекомендовал  всем подданным Великобритании покинуть Сомалиленд в связи с ростом «террористической опасности».  Как представляется, именно в этот период времени нынешняя операция начала прорабатываться, и Лондон просто сделал шаг по упреждению  возможных нападений на британских граждан. Вместе с тем это свидетельствует также о том, что власти Сомалиленда всерьез опасались возникновения крупных очагов сопротивления исламистов в рамках проведения операции по их нейтрализации.

Среди задержанных Хуссейн Фейсал Али Варраб, сын президента оппозиционной партии UCID [1] Фейсала Али Вараба. Также арестована его жена. 17 февраля с.г они прибыли из Хельсинки (имеют финские паспорта) и были арестованы вскоре в городе Аноде. Самое примечательное, что отец Варраба в беседе с министром безопасности Сомалиленда подтвердил, что его сын действительно связан с радикалами. По данным службы безопасности  анклава, младший Варраб  с женой должны были выехать в Йемен для того, чтобы присоединится к исламистским группировкам в составе «Аль-Каиды Аравийского полуострова». Скорее всего, так оно и есть, но примечательно, что арест сына Ф.А. Варраба властями Сомалиленда был организован самим лидером оппозиции с двоякой целью: уберечь его от очень возможной вероятности погибнуть в Йемене за дело «джихада», а также предотвратить возможные спекуляции среди политических  элит Сомалиленда и Эфиопии по поводу его причастности к радикальным исламистам. Представляется, что условия изоляции сына и его жены в этой связи не будут очень жесткими. О таком сценарии говорит и тот факт, что, имея финские паспорта, Варраб и его жена могли напрямую вылететь в Сану без заезда в Харгейсу. Туда он приехал по пути по просьбе своего отца и был арестован.

Сомалилендовские политики, несмотря на жесткие разногласия, стараются не связывать себя с исламистами из «Аш-Шабаб», дабы лишний раз не напрягать своих основных союзников в регионе в лице Аддис-Абебы.  То же самое справедливо и по отношению к Западу. Руководство анклава четко отдает себе отчет в том, что исламизация Сомалиленда осложнит  и без того не очень хорошую   ситуацию с привлечением западных инвестиций. А это является «задачей номер один» для президента Силаньо.  Пока только канадские геологи работают на урановых месторождениях, что далеко недостаточно, чтобы оживить экономическую жизнь в Сомалиленде. В планах руководства  анклава активизация военно-морской базы в Бербере с целью использования ее в качестве глубоководного морского порта, а в перспективе – как конечную точку трансафриканской железной дороги. Помимо этого в условиях продолжающегося «холодного конфликта» Эфиопии и Эритреи, Аддис-Абеба рассматривает Берберу как основной вариант создания транспортного коридора по выходу к морским коммуникациям.

На этом пути существуют два основных препятствия на сегодняшний день. Это официальное «непризнание» Сомалиленда со стороны  мирового сообщества, чему крайне противится Африканский союз. Особенно после событий в Мали, где тоже все начиналось с требования «широкой автономии». Второе препятствие —  проникновение в Сомалиленд боевиков «Аш-Шабаб», которые используют территорию анклава в качестве «тыловой базы» и логистического коридора. Это особенно актуально для боевиков, поскольку бои с контингентом Амисом  в настоящее время  идут в непосредственной близости  от границ Сомалиленда и Пунтленда.

Собственно и нынешняя операция по задержанию боевиков была проведена в рамках совместных усилий руководства анклава,  НАТО и Амисом с целью воспрепятствовать уходу боевиков «Аш-Шабаб» из-под огня на территорию Сомалиленда, что позволяет им в любой удобный момент вновь неожиданно возникать на театре боевых действий.