- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах упразднения визового режима между ССАГПЗ и ЕС

Уже долгое время граждане государств ССАГПЗ  сетуют на то, что с каждым годом процесс получения европейских (в т.ч. «Шенгенских») въездных виз становится все более сложным и запутанным.

Как известно, в результате политического решения, принятого в 2000 году большинством стран Залива (за исключением Саудовской Аравии), граждане целой группы стран ЕС были освобождены от необходимости заблаговременного получения аравийских виз. Вместо этого ОАЭ, Катаром, Бахрейном, Кувейтом и Оманом были введены режимы максимального содействия гражданам ЕС, сводившиеся к выдаче въездных виз непосредственно в точках пересечения границ этих государств.

Руководствуясь общепризнанным в практике межгосударственного общения принципом взаимности, страны ССАГПЗ справедливо надеялись на то, что члены ЕС предпримут аналогичные шаги в отношение своих аравийских партнеров. По мнению арабов Залива, способствующим облегчению визового режима с европейцами фактором должно было стать то, что граждане ССАГПЗ ежегодно тратят на заграничный отдых около 28 млрд долл. США, немалая часть которых оседает в европейских экономиках.

Неоспоримыми лидерами по количеству средств, расходуемых на проведение отпуска за рубежом, являются саудовские семьи, тратящие в совокупности ежегодно порядка 12 млрд долл. За ними следуют кувейтцы (7 млрд долл.), эмиратцы (6,8 млрд долл.), бахрейнцы (1,4 млрд долл.), катарцы (600 млн долл.) и, наконец, оманцы (400 млн долл.).

Параллельно с этим, страны Совета сотрудничества немало сделали для развития местного туризма, вложив по состоянию на конец 2012 г. около 18 млрд долл. США на строительство современных торговых центров, пользующихся огромной популярностью, как среди местного населения, так и среди иностранных гостей.

Помимо этого, страны ССАГПЗ, стремясь активизировать межаравийский туризм, всерьез подошли к практической реализации намерений ввести в действие единую (по примеру «Шенгенской») т.н. «заливную» въездную визу, которая будет давать возможность иностранным туристам свободно передвигаться между странами Совета, имея в паспорте действительную визу одного из шести государств, входящих в ССАГПЗ. Следует сказать о том, что подобная практика уже несколько лет успешно действует между Катаром и Оманом, договорившихся о приравнивании национальных въездных виз двух стран для иностранцев.

Неспешность, демонстрируемая европейцами в отношении вопроса об упрощении визового режима со странами Залива, постепенно привела к смещению ЕС с позиции лидера по объемам торговли с ССАГПЗ в пользу Китая и Индии. Так, в 2012 г. товарооборот между КНР и ССАГПЗ вырос на 16%, составив 155 млрд долл. США. При этом следует отметить, что доля ЕС во внешней торговле стран Залива по результатам 2012 г. составила чуть более 20%, тогда как на долю Китая пришлось целых 50%. Кроме того, по заявлениям аравийских чиновников, страны ЕС облагают произведенные в ССАГПЗ товары (в частности, нефтехимическую продукцию и алюминий) дискриминационными пошлинами, в то время как европейская продукция поступает на аравийский рынок на тех же условиях, что и любая другая, произведенная за пределами ЕС. Инертность в двустороннем диалоге является характерной чертой и длящегося уже около 25 лет переговорного процесса о создании зоны свободной торговли «ЕС-ССАГПЗ».

Лишь в начале текущего года наметилась определенная тенденция, предвещающая постепенную либерализацию визового режима для ряда стран ССАГПЗ со стороны отдельных членов ЕС. Судя по всему, подобный шаг, в случае его успешной реализации, будет предпринят членами ЕС не под эгидой Брюсселя, а в одностороннем порядке, исходя из собственных параметров и подходов к обеспечению национальной безопасности, необходимости привлечения иностранных инвестиций, важности развития туристического сектора и т.д.

В феврале с.г. в прессе начали появляться сообщения о том, что эмиратские дипломаты приняли решение реанимировать диалог с ЕС об упрощении порядка выдачи «Шенгенских» виз гражданам ОАЭ. С этой целью эмиратскими послами, аккредитованными во всех странах ЕС, было подготовлено и направлено в Еврокомиссию коллективное обращение с просьбой ускорить процесс либерализации визового режима между ЕС и ОАЭ. По словам эмиратских чиновников, официальный Абу Даби на протяжении последних четырех лет ведет изнурительные переговоры с  европейскими партнерами на предмет упрощения визовых процедур, аргументируя свои неоднократные обращения огромным количеством доводов политического, экономического и социально-гуманитарного характера, которые должны были убедить европейцев в том, что ОАЭ не может ни коим образом рассматриваться в качестве государства, несущего потенциальную угрозу стабильности и безопасности стран ЕС. В пользу данного факта может свидетельствовать, в первую очередь, высокий уровень материального благосостояния эмиратцев, что исключает вероятность нелегальной миграции в страны ЕС, а также традиционная склонность аравийского населения вкладывать средства в европейскую недвижимость, акции, скупку антиквариата и прочие элементы роскоши.

Кроме того, ОАЭ являются крупнейшим торговым партнером стран Шенгенской зоны, с которыми товарооборот в 2012 г. составил 40 млрд долл. США, что особенно выделяется на фоне 60 млрд долл., составляющих весь совокупный товарооборот ЕС со странами ССАГПЗ.

Известно о том, что 16 стран, входящих в «Шенген» выразили принципиальную поддержку стремлениям ОАЭ упростить визовый режим, что будет отвечать принципу взаимности, исходя из принятого ОАЭ в 2000 году решения о предоставлении въездных виз гражданам 33 государств, большая часть которых относится к зоне «Шенген», по упрощенной схеме в пункте прибытия. В пользу такого решения уже высказались Германия, Испания и Греция, заявившие официально о поддержке плана по упразднению требования, предусматривающего обязательное получение эмиратцами «Шенгенской» визы в посольствах и консульских учреждениях европейских государств.

Что касается процедурных шагов по либерализации визового режима для эмиратцев, то следует отметить, что греческий МИД, равно как и МИД Испании, обратились к Еврокомиссии с просьбой внести изменения в приложения 1 и 2 Закона ЕС №539/2001 от 15.03.2001 г., регламентирующего порядок получения «Шенгенских» виз и, определяющего перечень стран, на которые данное правило распространяется.

Определенного прогресса в данном отношении достигла Саудовская Аравия, добившаяся от стран «Шенгена» упрощения процедуры выдачи виз саудовским представителям крупного и среднего бизнеса. Согласно принятому сторонами в декабре 2012 года решения, срок оформления «Шенгенских» виз саудовским бизнесменам не должен превышать четырех дней вместо 12 рабочих дней, действовавших ранее.

Параллельно с обсуждением возможности внедрения визовых послаблений со странами «Шенгенской» зоны, страны ССАГПЗ на протяжении 2012 года продолжили диалог с Лондоном относительно отмены требования об обязательном получении въездных британских виз для граждан Совета. Как сообщает эмиратская газета «Аль-Имарат Аль-Яум» (Эмираты сегодня), цитируя слова одного из граждан ОАЭ, сейчас эмиратцам иногда приходится до 25 дней ожидать ответа от британского посольства, после чего им может быть отказано в выдаче визы без объяснения причин. Подобное непропорциональное отношение со стороны британских служб и ведомств, безусловно, бьет по аравийской гордости и самолюбию, тем более, что подавляющее большинство жителей Залива считают Великобританию и британцев образцовыми представителями европейской нации, имеющими к тому же с ними общую историю.

Наиболее «мобильной» аравийской нацией с точки зрения наличия/отсутствия визовых проволочек являются кувейтцы, имеющие право безвизового посещения 71 страны мира. За ними следуют бахрейнцы (64 страны), катарцы (66 стран), эмиратцы (64 страны), оманцы (61 страна) и, наконец, саудовцы (57 стран). Наиболее беспрепятственные путешествия гарантированы, согласно международной статистике, британцам, которые имеют право на безвизовый въезд в 166 государств мира. Имеющиеся в наличии данные лишь подтверждают приведенную нами выше категоризацию мобильности аравийских наций, поскольку известно, к примеру, что Германия ежегодно принимает около 20 тысяч кувейтских туристов.

Довольно впечатляющими являются также данные, опубликованные швейцарским министерством по делам туризма, в которых говорится о том, что швейцарцы, путешествуя по стране, тратят в день в среднем не более 170 франков, голландцы – 130, немцы и итальянцы – 150, британцы и американцы – 220, китайцы – 350, а арабы со стран ССАГПЗ – 500 франков. Другими словами, арабский турист тратит за сутки в Швейцарии почти втрое больше немецкого приезжего.

Делая выводы, отметим, что бесконечное затягивание европейцами переговорного процесса со странами ССАГПЗ касательно либерализации визового режима рискует привести к ответным шагам со стороны «аравийской шестерки». Одной из «карательных» мер в отношении ЕС может стать то, что было сделано Египтом в начале января минувшего года. Тогда в ответ на решение европейцев ввести биометрические визы для граждан стран Северной Африки, включая АРЕ, министр иностранных дел Египта М.К.Амр заявил о введении с 15 января 2012 г. аналогичных биометрических виз для граждан ЕС. Обязательными условиями для получения египетской визы стали: личная подача документов в консульском учреждении Египта, где заявителя фотографируют и берут отпечаток пальца. Данный порядок на короткое время вызвал негодование европейских столиц, однако вскоре страсти утихли, понимая, что ЕС самостоятельно инициировал подобные правила игры.

Тем временем, как нам кажется, странам Восточной Европы следовало бы воспользоваться паузой в аравийско-европейском диалоге о смягчении визовых требований к гражданам ССАГПЗ для того, чтобы попытаться занять место западноевропейских стран и предложить свои «услуги» в данном вопросе, учитывая острую необходимость, прежде всего, стран постсоветского пространства в развитии туризма и привлечении капиталовложений.