- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии ситуации в Сирии

Покушение на полковника  Р.аль-Асаада, который бессменно командовал Сирийской свободной армией (ССА), свидетельствует о глубоком расколе в среде вооруженного крыла сирийской оппозиции. При этом раскол образовался не только между исламистами в лице «Джабхат ан-нусра»  и ССА, но и внутри самой ССА. Это было понятно по комментариям, которые сопровождали назначение нового премьера  «переходного правительства» Гассана Хитто.  Примечательно, что в воскресенье официальный представитель ССА Абдель Хамид Закария объявил, что «повстанцы» не признают Г.Хитто. Это противоречит заверениям, с которыми выступил на заседании руководства Национальной коалиции революционных и оппозиционных сил /НКОРС/ в Стамбуле начальник штаба ССА Селим Идрис, пообещавший поддержать «гражданскую власть» во главе с Хитто. При этом Закария считается близким контактом Р.аль-Асаада, поэтому с полным основанием можно считать, что он озвучивал именно его позицию, а начальник штаба ССА в данной ситуации, скорее всего, «пел с турецкого голоса». Вернее – необходимо отдавать себе отчет, что ССА изначально курировалась турецкой спецслужбы МИТ и ее руководителем Хаканом Фиданом.  Соответственно, до недавнего времени руководство ССА полностью транслировало позицию официальной Анкары,  основным тезисом которой был отказ от любого диалога с президентом Сирии Б.Асадом.

Теперь в дело вмешались политики. Назначение Г.Хитто, фактически вместо М.аль-Хатыба, является акцентированием позиции отказа от любых форм диалога с сирийским руководством, которая была продиктована под мощным давлением Катара и КСА. Но М.аль-Хатыб рассматривался Р.аль-Асаадом как противовес усилению роли «Братьев-мусульман» в НКОРС, и его уход означает, что этот противовес исчезает.  Таким образом, Анкара попала в некий тупик, поскольку М.аль-Хатыб ее не устраивал с точки зрения своих «миролюбивых инициатив», а Г.Хитто – в силу его мощной поддержки со стороны аравийских монархий. Разночтения в комментариях полевых командиров ССА – это отголоски этой борьбы в самом  турецком руководстве и МИТ. Последняя никоим образом не желает терять такой перспективный проект как ССА, но в тоже время категорически отвергает любые мирные проекты со стороны оппонентов сирийского режима.

Но существует и еще один момент, который объясняет нарастание борьбы в руководстве НКОРС и лежит несколько в иной плоскости, нежели геополитические расчеты внешнеполитических спонсоров сирийской оппозиции. Прежде всего необходимо обратить внимание на распределение финансовых потоков и поставок оружия. Инициатива образования НКОРС вместо аморфного Сирийского национального совета (СНС) с признанием ее со стороны вооруженных сегментов сирийской оппозиции, была обусловлена именно желанием получить некий центральный орган,  который можно было бы рассматривать в качестве единственного получателя такой помощи от всех внешнеполитических спонсоров. Намерение Парижа и Лондона организовать поставки оружия сирийской оппозиции, а также готовность США оказывать гуманитарную помощь совершенно естественно обострили борьбу за власть внутри самого руководства НКОРС. Речь идет о стремлении подмять под себя все основные каналы получения материальной и технической помощи, а также приобрести эксклюзивное право на ее распределение между вооруженными отрядами. А это также дает мощный рычаг воздействия и влияния на эти отряды. Согласитесь, что и Анкара, и аравийские монархии стремятся таким образом усилить лояльный им сегмент оппозиции с прицелом уже на послеасадовскую эпоху.    Судя по всему, уход М.аль-Хатыба и назначение на его место явно «прозаливного» Г.Хитто означает поражение Турции в этой гонке. И как следствие, последовало покушение уже на самого Р.аль-Асаада.  Несмотря на заявления официальной сирийской прессы, которая обвинила во всем радикалов из «Джабхат ан-нусра», будем более склонны доверять версии ряда экспертов о том, что покушение на командующего ССА организовали свои же коллеги. «Джабхат ан-нусра» конечно не питает любви к Р.аль-Асааду, но в данном случае, как представляется,  сирийская пресса просто отрабатывает «активное мероприятие» по разобщению среди боевиков. Сам характер покушения (бомба в машине) свидетельствует о том, что его спланировали и осуществили «свои». Необходимо было иметь доступ к автомобилю, который наверняка охранялся. Исламисты бы решили  вопрос проще, просто разместив фугас по маршруту движения. Сирийские силовики навели бы ракету с самолета или устроили засаду спецназа. Таким образом, напрашивается вывод о том, что мятежный полковник перестал устраивать своих турецких кураторов. Его тяжелое ранение в любом случае выводит его из игры на очень приличное время, и за это время в ССА должен произойти бескровный переворот, который просто поставит новое руководство в условия,  соответствующие нынешним требованиям Анкары.  И не удивительно, если новым командующим станет вовремя сориентировавшийся  Селим Идрис.