- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Саудовская Аравия: власть, религиозный истеблишмент и «либералы»

Недавнее возвращение короля Абдаллы бен Абдель Азиза в Эр-Рияд (большую часть своего времени он ныне проводит за пределами столицы, после февраля 2013 г. редко появляясь на публике и обращаясь с официальными заявлениями через иных высших сановников государства) стала поводом (такова традиции) для встреч представителей политико-религиозного истеблишмента с монархом для выражения ему «искренних пожеланий и приветствий». 24 апреля текущего года с королем встретился и верховный муфтий шейх Абдель Азиз бен Абдалла Аль Аш-Шейх в сопровождении членов возглавляемых им двух высших религиозных институтов страны – Совета высших улемов и Управления научных (связанных с богословскими проблемами) исследований и фетв. Едва ли не впервые за последние два месяца король обратился к нему с краткой (такими обычно бывают публичные выступления главы саудовского политического истеблишмента) речью, содержание которой заслуживает серьезного внимания, что предполагает, в частности, что текст этой речи требует подробного цитирования.

Речь короля Абдаллы была, как это отмечали саудовские издания, «экспромтом». Он не придерживался норм обычного для публичных выступлений литературного языка, обращаясь к народной диалектальной речи (трудно передаваемой в переводе), что придавало его словам оттенок не только доверительности, но и иронии, а в определенном отношении и высказывания недовольства в адрес главы религиозной власти.

Итак, король говорил: «Конечно, слава Богу, вроде бы мировые новости неплохи, но, все же, многие из них дурны. Говорят больше о резне, а немного и о выгоде. К сожалению, так происходит сейчас и, кажется, так будет происходить и впредь. Да, кстати, шейх, опять же с сожалением, должен сказать, да продлит Господь твои годы, что я слышал о том, что есть люди, которые приходят к молодежи и сбивают ее с правильного пути. Да, пусть еще раз Господь продлит твои годы, ты знаешь, что таких людей судят и выносят им приговоры. Но почему только тюрьма? Пусть положит Господь предел злу того, кто сбивает детей человеческих с правильного пути, заставляет их совершать дурное. Слава Богу, мы здесь должны благодарить Господа за то, что Он облагодетельствовал нас спокойствием».

Далее саудовский монарх отмечал: «Но ведь и здесь, вокруг нас первое, что бросается в глаза – это зависть в народе. В народе сейчас есть те, кто хочет партию. В народе сейчас есть те, кто объявляет себя более достойными, чем остальные, кто разжигает вражду в народе, кто хитроумен и мнит себя отдающим приказы. Я слышу обо всем этом и обращаюсь к Господу: “Избавь нас от этого”. Ведь такие люди стремятся к большему, к тому, чтобы перейти запретную черту. А такие деяния вызовут гнев Господень. Пусть положит Господь предел их злу».

Наконец, заключительная фраза речи короля: «Те, кто приходят, чтобы прельстить наших детей, то ты должен судить их строже, чем их судят сегодня. Они ведь прельщают наших детей! Кого-то из этих прельстителей убили, кого-то арестовали. Но знай, что Господь должен положить предел их злу».

Даже если речь саудовского монарха и похожа на «плетение слов» героев «Тысячи и одной речи», ее содержание, тем не менее, требует анализа. И здесь важно, в первую очередь, то, что государство в лице своего высшего сановника обращается с приказами (но, как же вежливо, хотя и иронично: «Да продлит Господь твои годы») в адрес главы религиозной власти, — обращение на «ты» (на «ты» король говорит и с Богом) не снижает этой вежливости, это – правило грамматики любого семитского языка. В конце концов, 6 статья конституционного акта Саудовской Аравии – Основной закон правления распространяет на всех подданных монарха (богословы не являются в этом отношении исключением) требование «принести клятву верности королю на Книге Всевышнего Господа и Сунне Его Пророка, заключающуюся в полном повиновении и подчинении ему». Вместе с тем, содержание речи короля Абдаллы отнюдь не исчерпывается только этим обстоятельством.

Да, конечно, высший сановник саудовского государства озабочен тем, что в его стране все еще актуален вопрос о деятельности тех, кого там называют «заблудшей сектой» – апеллирующего к религиозной догме антисистемного подполья. Устами одного из лидеров этого подполья, второго человека в группировке «Аль-Каида на Аравийском полуострове» Саида Али Аш-Шахри уже был объявлен джихад «клану Аль Сауд» – «главному американскому агенту в регионе». 22 апреля текущего года специальный саудовский суд, специализирующийся на вопросах «борьбы с терроризмом» приговорил трех саудовских граждан, обвиненных в принадлежности к «Аль-Каиде» и планировании убийств находящихся в стране иностранных специалистов к шести годам тюремного заключения. За время своего существования (он был создан летом 2011 г.) этот суд рассмотрел дела «членов десятков ячеек, созданных заблудшей сектой». Искоренение антисистемного подполья, которое сам король Абдалла однажды назвал «гадиной террора», не может не оставаться в центре внимания саудовского политического истеблишмента. Все же, и это обстоятельство не кажется центральным для речи короля.

Саудовский монарх, по сути дела, требовал от шейха Абдель Азиза бен Абдаллы Аль Аш-Шейха (роль которого в поддержке начинаний первой и наиболее известной саудовской террористической группировки, возглавлявшейся Джухейманом Аль-Утейби, закончившихся осуществленным ею в 1979 г. захватом Главной мечети в Мекке, известна) еще более активного участия в усилиях государства, направленных на противостояние основному внутреннему противнику. Это активное участие невозможно без полного и безоговорочного дистанцирования верховного муфтия от каких-либо контактов с проповедниками того, что в Саудовской Аравии называют ихтисаб – безграничного рвения в деле насаждения ценностей религии, — грань, разделяющая это рвение и деятельность «заблудшей секты», слишком тонка, что доказывала, в том числе и позиция самого муфтия времени конца 1970-х гг.

Все же, в связи с этим обстоятельством возникает немало вопросов. Первым и наиболее важным среди них является то, а какими методами может пользоваться глава религиозного истеблишмента в ходе этого противостояния, — король был откровенен: «Пусть положит Господь предел злу того, кто сбивает детей человеческих с правильного пути, заставляет их совершать дурное». Но Божественная воля бессмысленна, если ее не реализует человек.

Новейшая история саудовского государства включает в себя, в том числе, эпизод поощряемого государством «религиозного возрождения» – сахва, ставший реальностью страны после подавления мятежа Д. Аль-Утейби и ввода советских войск в Афганистан, когда, как писало в 1980-е гг. саудовское издание, «саудовское руководство подняло знамя джихада, став второй родиной для борцов афганского исламского сопротивления. Сыновья королевства были в авангарде джихада, сражаясь бок о бок с афганскими братьями». Но этот эпизод имел и оборотную сторону, — появление и эволюция «заблудшей секты» – прямой итог «религиозного возрождения» времени конца 1970-х-1980-х гг.

Комментируя обращенную к верховному муфтию речь короля, саудовская пресса подчеркивала, что она была обращена ко «всему народу, став призывом к единению всех сынов родины, сплочению их рядов ради защиты ее свершений». В этом не приходится сомневаться, — «резня» – явление заграничное, Саудовскую Аравию же Господь «облагодетельствовал спокойствием». Но это «спокойствие» время от времени взрывают «прельстители», а единственный путь к его сохранению и искоренению тех, «кто сбивает детей человеческих с правильного пути», если речь обращена к первому лицу религиозного истеблишмента, пролегает через повторную регенерацию ценностей религии. Разумеется, только эти ценности и объединяют «сынов родины».

Означает ли это, что «медовый месяц» короля и «либералов» закончился, ведь саудовское петиционное движение двух истекших лет ставило, в том числе, и вопрос о формировании общественно-политических объединений, способных при определенных условиях трансформироваться в «партии»? А создание этих «партий», если следовать словам короля, есть ни что иное, как переход через «запретную черту», — король вновь откровенен, говоря, что «такие деяния вызовут гнев Господень, и, по сути дела, сравнивая сторонников «заблудшей секты» и участников этого петиционного движения: «Пусть положит Господь предел их злу!».

Курс саудовского политического истеблишмента в сфере политических реформ всегда отталкивался от принципа «умеренности», — выступая 19 февраля 2013 г. перед новым составом Консультативного совета, саудовский монарх говорил: «Развитие, к которому мы все стремимся, должно быть постепенным и далеким от влияния каких-либо факторов». Для большей части членов «либерального» протопарламента это более чем недвусмысленное указание, — решение политических вопросов – привилегия политического истеблишмента, любое его нарушение (как это доказывали многочисленные эпизоды все той же новейшей саудовской истории) будет караться жестко и целенаправленно.

Иными словами, встреча короля с верховным муфтием и обращенные к нему слова доказательство того, что власть способна маневрировать. Саудовским «либералам» сказано, что их точке зрения и их действиям (если они будут «необдуманны») есть противовес – корпус богословов, — маятник может качнуться и в другую сторону. Этих «либералов» призывают к осторожности. Пока что! Но затем могут последовать и иные меры воздействия.