- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Сомали: апрель 2013 г.

Главным военным успехом апреля для африканского миротворческого контингента Amisom и сомалийских проправительственных сил стало полное разблокирование автодороги, связывающей Могадишо с находящимся в 240 км к северо-западу от столицы городом Байдоа. Африканские миротворцы в августе 2011 г. вытеснили формирования исламистского движения «Аш-Шабаб» из Могадишо, эфиопские войска, вошедшие в Сомали в ноябре 2011 г., в феврале 2012 г. взяли город Байдоа. Понадобилось свыше года, чтобы постепенно, с боями, восстановить контроль над всей автодорогой, связывающей два города. Как объявил 2 апреля представитель Amisom, к этому времени африканские миротворцы полностью зачистили участок автодороги протяженностью 60 км от Байдоа до населенного пункта Бурхакаба, отбитого у исламистов в феврале с.г.

Несмотря на то, что формирования «Аш-Шабаб» выбиты из основных городов страны, они продолжают контролировать обширные сельские территории и представляют собой реальную угрозу безопасности Сомали.

Восстановление контроля над автодорогой Могадишо – Байдоа будет способствовать скорейшим перемещениям войск и снабжению контингента Amisom, что очень важно в связи с грядущим уходом из Сомали эфиопской армии. Она до последнего времени контролировала Байдоа и несколько пограничных с Эфиопией провинций.

14 апреля группа террористов-смертников в форме солдат правительственных войск атаковала здание одного из судов в Могадишо. Одному из них в ходе атаки удалось привести в действие т.н. пояс смертника. В результате первого взрыва и завязавшегося боя погибли по меньшей мере 29 человек из числа гражданского населения. Нескольким нападавшим удалось прорваться в здание, откуда они достаточно долго вели огонь по блокировавшим их сомалийским силовикам и солдатам Amisom. В ходе боя были убиты 9 нападавших. В это же время боевики с помощью устройства дистанционного подрыва взорвали  заминированный автомобиль на автодороге в аэропорт, когда по ней проходила автоколонна с грузом гуманитарной помощи от одной из турецких неправительственных организаций. Общий итог двух терактов, ответственность за совершение которых взяло на себя движение «Аш-Шабаб» – погибли по меньшей мере 43 человека, 58 получили ранения.

8 апреля президент США Барак Обама дал «зеленый свет» возможным американским поставкам оружия правительству Сомали после того, как месяцев ранее Совет Безопасности ООН смягчил условия действующего эмбарго на поставки оружия в эту страну. Обама подписал меморандум, позволяющий госсекретарю США прорабатывать вопросы поставки оружия в Сомали, поскольку подобная мера «может служить интересам США и содействовать укреплению стабильности в Восточной Африке».

Ранее сообщалось, что 6 марта Совбез ООН решил смягчить с испытательным сроком в один год эмбарго на поставки оружия для правительства Сомали. Тем самым Совбез удовлетворил соответствующее требование Могадишо. Тем не менее сохраняется заперт на поставки в Сомали таких видов вооружений, как переносные зенитно-ракетные комплексы, большинство типов артиллерийского и минометного вооружения, управляемые противотанковые ракеты, приборы ночного видения. Эмбарго не распространяется ни на контингент Amisom, ни на персонал ООН, работающий в этой стране.

Эмбарго на поставки оружия в Сомали действует уже 20 лет и считается самым старым запретом, установленным мировым сообществом.

Согласно новым условиям, Могадишо обязан информировать ООН по меньшей мере за пять суток до поступления любой партии оружия. Каждые шесть месяцев правительство Сомали будет отчитываться перед ООН о том, как охраняется поставленное в страну оружие. Предполагается, что через 12 месяцев Совбез изучит информацию о том, как Сомали выполнило взятые на себя обязательства по недопущению попадания поставленных вооружений исламистам.

11 апреля Всемирный банк распространил доклад относительно ситуации с морским пиратством в зоне, примыкающей к Сомали. Его авторы констатировали, что наличие в Аденском заливе нескольких отрядов боевых кораблей и присутствие на многих торговых судах вооруженной охраны снизили число пиратских нападений. Однако они считают, что без становления крепкой центральной власти в Сомали риск пиратских атак может вновь вырасти. По их оценке, военно-морское присутствие в Аденском заливе, равно как использование частной охраны на судах является лишь временным решением проблемы. Они предлагают сосредоточить отныне усилия на более долгосрочных мерах. Эти меры должны быть направлены на то, чтобы лишить пиратов связи с теми, кто осуществляет их логистическую поддержку на берегу, через кого они ведут переговоры об условиях освобождения заложников.

По данным авторов доклада, с 2005 г. сомалийские пираты получили в виде выкупов от 315 до 385 млн долларов. Значительная часть этой суммы осела на счетах тех, кто так или иначе помогает пиратам на берегу. В этой связи упоминаются, в частности, власти полуавтономного региона Пунтленд. «Вся администрация Пунтленда подозревается в коррупции, связях с пиратами и покровительстве им», — утверждают авторы доклада.

Из-за морского пиратства намного большие потери несет торговля. По данным авторов доклада, ежегодно из-за пиратства стоимость транспортных перевозок увеличивается на 18 млрд долларов.

В настоящее время, по данным Всемирного морского бюро, сомалийские пираты удерживают 5 судов и 77 моряков.

12 апреля МВФ объявил о признании правительства Сомали во главе с президентом Хасаном Шейхом Мохамудом, что «открывает дорогу возобновлению отношений» между этим финансовым институтом и Могадишо. Речь тем не менее пока не идет о кредитах, поскольку не урегулирован вопрос долга Сомали МВФ, который в действующих ценах составляет 270 млн евро.

В апреле отзвуки событий в Сомали то и дело раздавались в соседней Кении. 2 апреля неизвестные расстреляли полицейский патруль в кенийском городе Гарисса, находящемся в 120 км от границы с Сомали. В результате атаки погибли двое полицейских, один получил тяжелые ранения. Подобные инциденты то и дело происходят в Гариссе, Момбасе и Найроби после того, как в октябре 2011 г. кенийский воинский контингент вошел в Сомали и встал под знамена Amisom. Кенийские власти приписывают эти нападения боевикам движения «Аш-Шабаб» и их сторонникам, хотя само движение ни разу не брало на себя ответственность за них.

В ближайшее время эхо событий в Сомали может прозвучать и в Уганде, выделившей свой воинский контингент в состав Amisom. Как сообщила 26 апреля представитель полиции Уганды Джудит Набакооба, по имеющимся у спецслужб этой страны данным, боевики движения «Аш-Шабаб» готовят теракты в ряде стран Восточной Африки, и в частности, в Уганде.

В настоящее время в составе 17-тысячного контингента Amisom воюют 5 тысяч угандийских солдат. Это – самый большой национальный контингент в составе африканских миротворцев в Сомали.

25 апреля Эфиопия разъяснила свою позицию относительно вывода своих войск из Сомали. Как заявил выступая в парламенте премьер-министр Эфиопии Хайлемариам Дезалень, он намерен «как можно скорее вывести эфиопские войска из Сомали». Одновременно премьер призвал командование Amisom ускорить развертывание африканских миротворцев в районах, которые контролировали эфиопские военные. Х.Дезалень заверил, что несмотря на вывод войск, Эфиопия продолжит оказывать помощь Сомали в его войне против движения «Аш-Шабаб». Он вновь повторил причину, по которой Эфиопия пошла на вывод своих войск из Сомали, напомнив, что Аддис-Абеба с ноября 2011 года сама оплачивала стоимость военной операции в этой стране, в то время как страны, выделившие свои воинские контингенты в состав Amisom, получают финансовую поддержку от Африканского союза.

В тот же день глава МИД Эфиопии Тедрос Аданом отверг обвинения в адрес Аддис-Абебы в том, что она якобы неожиданно для всех начала вывод своих войск, в частности, из города Худур, который немедлено вновь заняли формирования движения «Аш-Шабаб». «Те, кого надо было проинформировать о выводе войск, были предупреждены об этом за несколько месяцев вперед», — утверждал он.

25 апреля Великобритания вновь открыла свое посольство в Могадишо, став таким образом первой страной Евросоюза, вернувшейся на постоянной основе в столицу Сомали. Здание дипмиссии, напоминающее крепость, находится на территории хорошо охраняемого международного аэропорта Могадишо. Как заявил на церемонии открытия посольства глава МИД Великобритании Уильям Хейг, возвращение британской дипмиссии в Сомали – «признание прогресса, достигнутого властями этой страны». Он выразил надежду, за примеру Великобритании последуют другие европейские страны. До этого момента постоянные дипмиссии в Сомали имели Иран, Эфиопия, Турция и Йемен. Ряд послов европейских стран аккредитован в Сомали, но по соображениям безопасности их резиденции находятся в Кении.

Предыдущее британское посольство было эвакуировано в разгар гражданской войны в 1991 году.

В целом, несмотря на совершаемые в Сомали время от времени теракты, обстановка в этой стране постепенно нормализуется. Эта тенденция, однако, может быть подорвана в связи с выводом эфиопских войск, проявивших себя как наиболее боеспособные в ходе конфликта в Сомали. Почему то мировое сообщество никак не вняло просьбам Аддис-Абебы разделить с ней финансовое бремя ее военной операции в Сомали. Скажется ли вывод эфиопских войск на ситуацию в этой стране – станет ясно в самое ближайшее время.