- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: положение в провинции Хайбер-Пахтунхва после всеобщих выборов

Выборы  в провинциальное собрание 11 мая 2013 г. в Хайбер-Пахтунхва, прошедшие  одновременно с парламентскими,  внесли существенное изменение в политический ландшафт провинции.  Основной вывод  по итогам всеобщих выборов – бывший правящий блок – Пакистанская народная партия (ПНП) и Народная национальная партия (ННП) потерпели поражение. Им на смену пришла партия Движение за справедливость Пакистана (ДСП), возглавляемая  Имран Ханом.  В провинции налицо очередная смена правящей политической элиты.

Анализ итогов выборов выявил несколько особенностей пост-избирательной кампании в провинции: главная – впервые на передовые позиции вышли  партии,  выражающие интересы этнического большинства – пуштунов.  Это  партии ДСП и Джамаат-и улема ислами-Фазл (ДУИ-Ф). Причем  убедительную победу одержала  ДСП — секуляристское крыло  пуштунского общества.

Следующей  характеристикой правящего блока в провинции  является   разнородная  палитра победителей второго плана, различие их целей, политических устремлений и т.д., что  безусловно затруднит его работу в   будущем.

Общее число зарегистрированных участников  голосования в провинции  по данным Избирательной комиссии Пакистана  составило  12 266 157 (из них 7 008 533 – мужчин, 5 257 624 – женщин). На прошлых выборах 2008 г. эта цифра составляла 10 661 212 человек.  Видимо можно говорить о повышении политической активности населения провинции, исходя из косвенных экспертных оценок. Но надо иметь в виду,  что в настоящее время мы не располагаем точными данными о численности  электората.

Общее число мест в провинциальной ассамблее Хайбер-Пахтунхва  124, из них борьба за 99 мест предусматривает прямое голосование, 22 места зарезервированы  для женщин и 3 для немусульман.  Однако реально был избран 121 депутат.

Фаворитом в провинциальном собрании стала  партия Движение за справедливость Пакистана, набравшая 45 мест. Второе место по количеству голосов (16) заняла праворелигиозная ДУИ-Ф.  Джамаат-и ислами  — 8, Партия народного Отечества  (ПНО)  —  8,  партия  Народно-демократическое единство Пакистана (НДЕП)  — 4, Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа) ПМЛ (Н) —  16,  ННП — 5, ПНП — 4, Всепакистанская мусульманская лига (ВПМЛ) — 1, независимые — 12.

Такой расклад политических сил в законодательном собрании провинции вызвал острую борьбу за посты исполнительной власти. Сразу же после выборов нашлось немало желающих на право формирования коалиционного правительства с твердым обещанием привлечь на свою сторону депутатов от других партий, независимых, женщин и немусульман.  Лидеры двух ведущих партий – Имран Хан и  маулана Фазлул Рехман — пуштуны,  еще в период избирательной кампании отказались от сотрудничества друг с другом. Партии ставили разные цели и задачи, опирались на разные  электораты. В отличие от Имран Хана, новичка в официальной политике, маулана Фазлул Рехман, наоборот, выступал как опытный тяжеловес   на провинциальном и национальном уровнях.

После яростных схваток стало очевидно,  что  ядро кабинета министров будет формироваться из членов  ДСП.  Имран Хан назвал 11 мая «золотым днем» для партии, которая в прошлом не имела ни одного места ни в Национальной ассамблее, ни в провинциальном собрании.

ДСП начала  активно формировать коалиционное правительства. Первоначально она вступила в коалицию с  Джамаат-и ислами и Партией народного Отечества.   Затем сумела убедить и привлечь на свою сторону 13 независимых депутатов. Набрав, таким образом,  большинство голосов  партия ДСП  получила право  формирования кабинета министров в провинции Хайбер-Пахтунхва.

Но существовал и другой  возможный вариант развития событий.  ДУИ-Ф ставила аналогичную цель. Маулана Фазлул Рехман вел переговоры о сотрудничестве с Джамаат-и ислами, но  неудачно.

На всеобщих выборах в Национальную ассамблею и провинциальное собрание Хайбер-Пахтунхва ДУИ-Ф выступала в блоке с мощной общенациональной партией ПМЛ (Н).   Этот политический союз обеспечил себе совокупно практически четвертую часть мест в провинциальном собрании. Наваз Шариф, получив 16 мест в законодательном собрании,  предпринял большие усилия, чтобы поставить  провинцию под свой контроль. Со своей стороны лидер ДУИ-Ф обратился к его брату с просьбой использовать все  влияние на Наваз Шарифа  и не допустить  формирование коалиционного правительства во главе с  партией ДСП в Хайбер-Пахтунхва.

Однако,  партия ДУИ-Ф начала заявлять о претензиях на портфели в центральном правительстве. Наваз Шариф  на тот момент, будучи твердо уверенным в своем премьерстве в Исламабаде,  предпочел Имран Хана, заявив, что ДСП имеет право управлять провинцией.

Первая сессия провинциального собрания нового 11 созыва состоялась 29 мая 2013 г. Представитель  переходного правительства К.Уллах Хан принимал присягу 121 вновь избранного депутата провинциального собрания.       Днем позже, 30 мая 2013 г.     номинанты  от партии Движение за справедливость Пакистана  Асад Кайсар  (руководитель  отделения партии в Хайбер-Пахтунхва) и Имтияз Шахид Куреши  были единогласно избраны на пост спикера и вице-спикера провинциального собрания Хайбер-Пахтунхва. Таким образом, лидерство ДСП признано всем депутатским корпусом, и оппозиционные партии сняли свои кандидатуры  на руководящие посты незадолго до голосования.

Однако политическая борьба продолжилась. На  пост главного министра провинции  подали документы представители трех партий:    П.Хаттак от ДСП,  маулана Л.Рехман от ДУИ-Ф  и  В.Заман  от  ПМЛ-Н (в последнюю минуту снял свою кандидатуру в пользу кандидата от ДУИ-Ф). Процесс  избрания  на должность прошел под председательством вновь избранного спикера собрания Асада Кайсара.  31 мая 2013 г.  Первез Хаттак  (ДСП), получивший  84 голоса, был утвержден в должности главного министра Хайбер-Пахтунхва.

Приоритетными задачами правящая  ДСП выдвинула:  установление мира в провинции;  нетерпимость  в вопросе похищения людей и уличной преступности; борьба с коррупцией,  фаворитизмом и т.д. Взят курс на реформы в области социальной политики —  совершенствование системы образования, здравоохранения, местного управления, органов внутренней безопасности, борьба с бедностью и в целом — повышение уровня жизни населения и т.д.

ДСП поддержала избрание  5 июня 2013 г. Миан Мухаммада Наваз Шарифа на должность премьер-министра Исламской Республики Пакистан, заявив о сотрудничестве с федеральным правительством. Однако партия оставила за собой право критиковать его. Определенное расхождение в позициях наметилось по вопросу о запрете авиаударов американских беспилотных летательных аппаратов по территории Пакистана. Более жесткую позицию занимала ДСП.  Именно пограничные с Афганистаном районы Территории племен федерального управления (юрисдикция Хайбер-Пахтунхва) подвергаются налетам, гибнут местные гражданские лица. Имран Хан заявил о возможном  сокращении объемов транспортировки грузов для коалиционных войск МССБ в Афганистан по территории провинции.

Прослеживаются и идентичные подходы по ряду вопросов. В частности,  Имран Хан  также как и Наваз Шариф выступает  за  мирные переговоры с Движением Талибан Пакистана с тем, как они считают, чтобы снизить террористическую активность организации и восстановить порядок в провинции.

Новые власти провинции,  которая  географически является прифронтовой в отношении вооруженного конфликта в соседнем Афганистане  и основным связующим пространством двух стран, где сейчас проводятся локальные военные операции против боевиков и  готовятся теракты против Исламабада и т.д., заняли жесткую позицию в вопросе восстановления правопорядка. Многое будет зависеть от гибкости подхода  правительства Наваз Шарифа и взаимоотношений центра и этой провинции, баланса внутренней и внешней политики Пакистана и т.д.

Во всяком случае, можно считать, что провинция Хайбер-Пахтунхва  находится в стане сторонников Наваз Шарифа.