- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-политическая обстановка в Ираке (май 2013 года)

В мае 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. В стране усиливается противостояние между правительством во главе с Н. аль-Малики и поддерживающими его политическими силами (преимущественно арабскими шиитскими) и оппозицией, представленной главным образом суннитским политическим спектром. Сложными остаются отношения центрального правительства в Багдаде с властями Региона Курдистан. Ситуация в сфере безопасности в мае ухудшилась, в стране нарастала волна вооруженного насилия. В минувшем месяце в своей внешнеполитической деятельности иракское руководство по-прежнему уделяло повышенное внимание отношениям с соседними государствами, в первую очередь, Сирии, гражданская война в которой оказывает возрастающее негативное влияние на обстановку в Ираке.

По мнению зарубежных экспертов, «политический конфликт в Ираке стал угрожать национальным компонентам страны, ее существованию и единству».

В мае 2013 год напряженность в сфере безопасности в Ираке заметно возросла по сравнению с предыдущим месяцем. Усилилась террористическая активность экстремистских группировок, как суннитских, так и шиитских. Все это привело к значительному увеличению числа жертв вооруженного насилия. Так, по информации Миссии ООН в Багдаде, в мае общее число погибших от терактов, вооруженных нападений и других видов насилия достигло 1045 человек, а число раненых составило 2397 человек (в апреле — 712 и 1633 человека, соответственно). Из них погибли 782 гражданских лица, а 1832 гражданских лица получили ранения (в апреле погибли 434 человека). В то же время по явно заниженной информации иракских правительственных органов, число погибших от различных видов насилия в Ираке в мае составило 681 человек (в апреле – 245 человек), ранения получили 1097 человек.

По информации Миссии ООН в Ираке, в минувшем месяце в стране произошло 567 инцидентов, приведших к человеческим жертвам. В частности, сообщается о 178 подрывах самодельных взрывных устройств (убито и ранено 886 человек), 82 подрывах автомобилей, начиненных взрывчаткой (1435 погибших и раненых), и 242 вооруженных столкновениях (470 убитых).

Серии терактов в различных районах Ирака были совершены 1, 6, 15-17, 20, 21 и 27-30 мая. Наиболее крупные серии терактов, приведшие к большим человеческим жертвам, произошли 15-17 мая (погибло более 130 человек), а также 20 мая, когда погибли свыше 100 иракцев и были совершены многочисленные вооруженные нападения на полицейских, армейские патрули и правительственных чиновников.

В мае основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Баакуба, Самарра, Балад, Байджи, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Эль-Латифия, Рамади, Ширкат, Эр-Рашад, Канаан, Хит, Рашидия, Талль-Афар, Рава, Эль-Хадита, Эт-Таджи, Карма, Эль-Махмудия, Васит и в ряде других мест.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты, в том числе крупные, и вооруженные нападения. Именно на столицу и ее пригороды приходится большая часть жертв вооруженного насилия в Ираке в мае – 532 убитых и 1285 раненых. Наиболее крупные теракты были совершены в Багдаде 17 мая (погибли более 40 и получили ранения 60 человек), 20 мая, когда погибли 50 и получили ранения около 200 человек, 27 мая (погибли 82 и получили ранения 130 человек). 14 мая в столице произошла серия вооруженных нападений на винные магазины. В результате этих атак погибли 12 человек.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. В провинции неоднократно имели место вооруженные столкновения военных и сил безопасности с боевиками экстремистских группировок.

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце произошло несколько терактов. Крупнейший из них был совершен 17 мая в административном центре провинции городе Баакубе: погиб 41 человек, около 60 человек получили ранения.

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин и в западной провинции Анбар. В провинции Анбар регулярно совершаются вооруженные нападения суннитских боевиков на полицейских и военных, причем во второй половине мая они стали происходить практически ежедневно. Отдельные районы провинции Анбар находятся под контролем лояльных саудовцам вооруженных группировок и отрядов племен.

На юге Ирака в мае теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Эль-Амаль, Махавилл, Басра и в некоторых других местах.

Обстановка в провинциях, входящих в состав Региона Курдистан, в минувшем месяце в целом оставалась стабильной.

В соответствии с договоренностями между правительством Турции и руководством сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) о прекращении огня, в мае первые группы боевиков РПК покинули турецкую территорию, и перешли в Северный Ирак на территорию курдской автономии.

В то же время центральные власти Ирака заявили, что они отказываются предоставлять убежище вооруженным отрядам курдов, которые покидают Турцию. В заявлении иракского МИДа утверждалось, что правительство «не согласно с вводом на его территорию вооруженной группировки», которая, может представлять угрозу безопасности страны, а взаимоотношения Анкары с РПК – «это собственные внутренние проблемы Турции». В заявлении иракского кабинета министров было подчеркнуто, что «правительство Ирака подтверждает свой отказ от присутствия вооруженных людей из РПК на территории Ирака, что является грубым нарушением суверенитета и независимости Ирака», серьезным нарушением «добрососедских отношений между двумя странами и их общих интересов». Ирак также намерен обратиться в Совет Безопасности ООН, Лигу арабских государств и Организацию исламского сотрудничества в целях недопущения размещения боевиков РПК на своей территории. Вместе с тем, Багдад не контролирует районы, управляемые правительством курдской автономии, и поэтому не имеет реальных возможностей воспрепятствовать прибытию в страну боевиков РПК.

Турецкий МИД в ответ подчеркнул, что иракское заявление «похоже, является результатом споров между Багдадом и Эрбилем. Очевидно, что выход РПК из Турции не будет представлять угрозу ни для кого, и что (покинув Турцию-авт.) они оставят террор. Мы не посылаем террористов в другую страну организовывать атаки. Поэтому нет никаких оснований для беспокойства. Боевики РПК пришли из Ирака в любом случае. Почему они теперь стали проблемой?»

Здесь же отметим, что министерство по делам «пешмерга» (курдских вооруженных сил) в правительстве Региона Курдистан 15 мая подтвердило, что базы и штаб-квартира РПК находились в пределах географических границ Курдистана «на протяжении всей их истории».

В то же время имеется информация о том, что руководство курдской автономии, куда начали пребывать боевики РПК из Турции, высказало серьезные сомнения в способности их размещения на территории двух лагерей для перемещенных лиц, которые действуют под эгидой ООН. Это вызвало срыв графика вывода, что вынудило премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана прибыть в Эрбиль на срочную встречу с президентом иракской курдской автономии М. Барзани. Компромисс был найден, но это обошлось турецкой казне «в копеечку». Власти иракской курдской автономии также «не очень расположены получить на своей территории мощный военный кулак в лице боевиков РПК, которые мало что умеют делать, кроме как воевать».

31 мая два турецких самолета-разведчика RF-4 «Фантом» осуществили разведывательные полеты над территорией иракской курдской автономии с целью выявления на ее территории сил РПК, которые покинули территорию Турции.

Сложность военно-политической обстановки в Ираке обусловлена и продолжающимся конфликтом между центральным правительством в Багдаде и руководством Региона Курдистан в Эрбиле. В то же время в мае случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке растущее негативное воздействие оказывает гражданская война в Сирии. На границе между двумя государствами регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками, в том числе, действующими на сирийской территории.

В мае МВД Ирака сообщило, что иракские пограничники вырыли траншеи и возвели баррикады на границе с Сирией для предотвращения контрабанды и проникновения боевиков. Длина этих инженерных заграждений составляет 230 км при общей протяженности иракско-сирийской границы в 605 км. Кроме того, на границе устанавливается современная электронная система наблюдения. В приграничные с Сирией районы регулярно перебрасываются дополнительные силы иракской пограничной охраны.

Министерство обороны Ирака 11 мая объявило, что племена, которые будут оказывать отпор боевикам сирийской «Джабхат-ан-нусра» и других группировок, связанных с «Аль-Каидой», обязательно получат поддержку. Причем помощь будет «как моральной, так и материальной», однако в чем именно она будет заключаться, военные не сообщили.

Иракская армия и федеральная полиция (аналог внутренних войск) в конце мая провели крупнейшую войсковую операцию «Призрак» по очистке от террористических и экстремистских вооруженных группировок пустынных районов в западной провинции Анбар, а также в приграничной с Сирией зоне в северной провинции Найнава. В операции участвовали до 20 тыс. военнослужащих, действия которых поддерживала военная авиация. Как сообщило иракское военное командование, основные удары наносились по боевикам и базам группировок, связанных с «Аль-Каидой», и группировок, оказывающих содействие сирийским мятежникам, ведущим вооруженную борьбу против режима президента САР Б. Асада. Отметим, что одной из целей операции было обеспечение безопасности автодорог, связывающих Ирак с Сирией.

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами. По данным ООН, в Ираке находится до 152 тыс. сирийских беженцев. В основном это сирийские курды и мусульмане-сунниты. Большинство беженцев находится в иракской курдской автономии и на территории провинции Анбар.

Сообщается об участии иракских «добровольцев» в сирийской гражданской войне на стороне войск президента Б. Асада. Причем сирийские власти обеспечивают их формой правительственной армии, амуницией, оружием и даже выделяют им бронетехнику. Так, боевики шиитской группировки «Асаиб Ахали аль-Хак», получившие опыт боевых действий против американских войск в Ираке, в основном, используются в качестве спецназа, выполняя особо опасные и сложные задания. Имеется информация об участии иракцев в боях в Алеппо и в окрестностях Дамаска. Также сообщается об участии иракцев в сирийской войне на стороне вооруженных противником Асада.

В Ираке усиливается активность исламистских экстремистских вооруженных группировок, как суннитских, так и шиитских. При этом суннитские боевики совершают нападения на арабов-шиитов и правительственные силы безопасности. Шиитские боевики, в свою очередь надают на суннитов. Шиитские вооруженные группировки стали часто проводить парады своих боевиков. Сообщается о нападениях шиитских боевиков на жителей в некоторых районах Багдада. Отмечается рост нападений на мечети, в подавляющем большинстве случаев – на суннитские. Только в апреле-мае с. г. на суннитские мечети было совершено свыше 30 нападений (за весь 2012 год – 10 нападений). Погибли примерно 100 суннитских священнослужителей. В то же время на шиитские мечети было совершено менее пяти нападений, погиб один священнослужитель.

Глава иракского правительства Н. аль-Малики осудил нападения на мечети, что, по его мнению, может привести «к росту межконфессионального раздора». Он пообещал усилить охрану мечетей, как суннитских, так и шиитских. Премьер-министр также призвал проводить каждую пятницу совместные шиитско-суннитские молитвы, например, в крупнейшей мечети Багдада. Однако эта инициатива Н. аль-Малики не получила поддержки у духовных лидеров обеих конфессий.

20 мая Н. аль-Малики заявил, что его правительство выступает категорически против ведения переговоров «с представителями насилия, розни и террора». По словам премьер-министра, иракские спецслужбы активно их преследуют, прилагая все усилия для ликвидации данного явления в стране. Н. аль-Малики подчеркнул, что коррупционеры сыграли большую роль в проникновении в Ирак членов «Аль-Каиды». В то же время он утверждал, что правительство готово к контактам и дискуссиям с гражданами, выступавшими с правомерными требованиями. Глава правительства призвал старейшин племён, религиозных деятелей, интеллигенцию и представителей общественности к укреплению национального единства и восстановлению политической стабильности в стране, что позволит перестроить иракское общество.

29 мая Н. аль-Малики подтвердил нетерпимость правительства Ирака к любым нарушениям безопасности страны, призвав противостоять экстремистам и тем, кто «продвигает идеи разногласий и разделения». «Правительство не потерпит никаких нарушений безопасности», сказал глава правительства во время встречи с рядом старейшин клана Альбу-Исе, прибывших из разных частей Ирака. Н. аль-Малики призвал «племенных старейшин сотрудничать со службами безопасности, чтобы выполнить свою миссию», подчеркнув «важность роли иракских племен в поддержке единства Ирака». Премьер-министр пообещал преследовать боевиков и преступников, независимо от их конфессиональной или политической принадлежности.

Один из видных лидеров арабской суннитской оппозиции спикер Совета представителей (нижней платы парламента) У. ан-Нуджайфи 21 мая обвинил Н. аль-Малики в полном подрыве безопасности в Ираке, возложив на него всю полноту ответственности за гибель людей и резкую эскалацию напряженности. Спикер парламента заявил, что намерен подать на аль-Малики в суд.

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих правительственной армии и полицейских, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», представителей интеллигенции. Так, два покушения пережил 29 мая в Тикрите губернатор провинции Салах-эд-Дин А. А. Джабур. В стране вновь отмечено увеличение числа похищений людей, в том числе по политическим мотивам.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. В мае вновь было совершено несколько нападений на нефтепроводы. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракет. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

По состоянию на 1 июня 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В мае 2013 года потери военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 263 человека, в том числе 82 военнослужащих и 181 полицейский. Число раненых составило 565 человек, в том числе 206 военнослужащих и 359 полицейских.

В условиях продолжающегося ухудшения ситуации в сфере безопасности премьер-министр Ирака и верховный главнокомандующий вооруженными силами страны Н. аль-Малики произвел во второй половине мая крупные перестановки в военном командовании и силах безопасности на различных уровнях. В частности, со своих постов были сняты командующий сухопутными войсками, руководитель оперативным командованием «Багдад», начальник военной разведки, командиры 3-й, 4-й, 7-й и 11-й пехотных дивизий, ряд командиров бригад и руководители некоторых секторов безопасности в Багдаде.

В мае Ирак заказал в США вторую партию тактических истребителей F-16IQ на сумму 830 млн долларов.

Уголовный суд Ирака возобновил расследование в отношении иракских чиновников, подозреваемых в получении комиссионных при заключении сделки о поставках российских вооружений, сообщил 21 мая глава антикоррупционного комитета парламента, представитель оппозиции Б. аль-Аараджи. По его словам, «расследование продолжится, должны быть рассмотрены показания свидетелей и обвиняемых, надо также получить экспертизу министерства обороны, чтобы оценить возможный ущерб». В то же время Б. аль-Аараджи пояснил, что соглашение с Россией «остается в силе, но в стадию реализации еще не вступило».

Тем временем 30 мая глава госкорпорации «Ростехнологии» С. Чемезов сообщил, что « контракт с Ираком заключен, вступил в силу, начато производство, контракт был подписан в Москве в ходе визита аль-Малики, в основном на поставку вертолетов, на сумму более четырех миллиардов долларов».

Таким образом, в мае 2013 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала ухудшаться. На высоком уровне сохранялась террористическая активность экстремистских группировок. В итоге вновь резко возросло число жертв вооруженного насилия.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в мае 2013 года продолжала осложняться. В стране обостряется противостояние правительства Н. аль-Малики и поддерживающих его политических сил с оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке продолжает оказывать и затянувшийся конфликт между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

Многие иракские и зарубежные эксперты говорят о возможности «раздробления» Ирака по конфессиональному и национальному признаку, что может привести к «бесконечной войне».

Основную причину нынешнего обострения суннитско-шиитского противостояния Н. аль-Малики видит в происках бывших баасистов и внешних сил. В то же время противники главы правительства обвиняют его в авторитаризме и диктаторских устремлениях, в многочисленных нарушениях действующей иракской конституции, что не позволяет наладить в Ираке демократический политический процесс.

Аналитики полагают, что политика Н. аль-Малики направлена на «лишение суннитов права представительства в органах власти», что приводит к росту экстремизма, в том числе вооруженного в суннитской среде, разобщает иракское общество.

В мае в регионах с преимущественно суннитским арабским населением, прежде всего в провинциях Анбар и Найнава, продолжались различного рода протестные выступления. Их участники во многих случаях настаивают на отставке правительства Н. аль-Малики и требуют создания отдельного суннитского автономного региона, аналогичного курдской автономии.

В качестве главного переговорщика с правительством представители протестного движения в шести суннитских провинциях выдвинули Великого муфтия А. М. ас-Саади, который считается высшим суннитским духовным авторитетом в Ираке. 13 мая А.М. ас-Саади объявил о формировании «Комиссии доброй воли», которая должна выступит в переговоры с багдадскими властями. А.М. ас-Саади также призвал демонстрантов приостановить свои акции перед началом переговоров с правительством.

В оппозиционной суннитской среде продолжают раздаваться и радикальные призывы. Так, одни из влиятельных племенных лидеров в провинции Анбар шейх А. Х. Сулейман призвал к войне с правительством и категорически отказывается вступать в диалог с официальным Багдадом. В то же время большинство шейхов суннитских племен отвергают на данном этапе военное решение проблем с властями.

Многие иракские сунниты выражают недоверие вице-премьеру С. аль-Мутлаку (сунниту) и его сторонникам, требуют от них покинуть правительство.

20 мая Н. аль-Малики заявил, что он приветствует возможность создания автономного региона в западных провинциях страны, если их граждане пожелают этого. Однако такая процедура должна проводиться в соответствии с правовыми и конституционными мерами. По мнению премьера, это требование будет «естественным», при условии, что оно не будет достигнуто силой. Глава правительства отметил: «Некоторые требования являются конституционными и осуществимыми. Мы пошли навстречу многим из них и до сих пор работаем над другими. Однако те, кто призывает к отказу от конституции, боям с шиитами и началу войны, должны быть привлечены к ответственности и принуждены замолчать. Мы не будем вести переговоры с такими людьми, мы ведем переговоры только с гражданами, имеющими праведные требования». Н. аль-Малики призвал «вождей племен, религиозных деятелей и интеллектуальных мужчин и женщин провести конференции и встречи, чтобы выступить против этой сектантской волны и приложить усилия к строительству Ирака», подчеркнув, что власти будут «использовать все доступные методы, чтобы избежать кризиса».

Н. аль-Малики обвиняет ряд политиков в содействии внешнему заговору по разжиганию шиитско-суннитской розни в Ираке. Так, по его мнению, именно иракский парламент во многом повинен в обострении внутриполитической ситуации. Глава правительства даже назвал Палату представителей «партнером бунтовщиков в стране».

Иракские политические и религиозные деятели продолжают прилагать усилия по поиску путей вывода страны из острого затяжного кризиса. Так, 3 мая духовный лидер иракских шиитов Великий аятолла А. Систани призвал правительство Ирака к диалогу с демонстрантами, а демонстрантов — спокойно и «без провокаций» отстаивать свои «законные права». Одновременно Систани предупредил об опасности возобновления в стране вооруженной конфронтации.

С инициативой выработки «Национального кодекса чести» выступил в минувшем месяце лидер влиятельного шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) А. аль-Хаким. По его мнению, такой документ, подписанный всеми иракскими политическими блоками, партиями и движениями, должен «отвергнуть сектантство и терроризм», что позволит снять напряженность в стране. Для обсуждения содержания кодекса А. аль-Хаким предложил провести в Багдаде специальную встречу. О своей поддержке инициативы шиитского политика заявили курдские руководители. Положительно высказались в отношении кодекса и многие другие иракские политические силы, включая правящий блок «Государство закона», спикера парламента У. ан-Нуджайфи и вице-президента Ирака Х. аль-Хузаи. В конце мая А. аль-Хаким провел консультации с представителями различных иракских политических партий и объединений с целью практического продвижения своей инициативы.

Активно участвуют в иракском политическом процесс и курдские руководители. Так, 14 мая президент курдской автономии М. Барзани принял в Эрбиле лидера ВИСИ А. аль-Хакима, а 23 мая Барзани принял спикера иракского парламента У. ан-Нуджайфи. Курдский руководитель назвал кризис в Ираке нестабильной ситуацией, вызванной несоблюдением и неисполнением Конституции страны и попранием основ партнерства.

4 мая Независимая высшая избирательная комиссия Ирака опубликовала окончательные результаты состоявшихся 20 апреля выборов в провинциальные советы в 12 из 18 провинций Ирака. И хотя партии, входящие в правящую коалицию получили большинство мест в 9 из 12 провинций, число голосов, поданных за ведущую силу правящей коалиции блок «Государство закона» уменьшилось на 30%, по сравнению с выборами 2009 года. Причем «Государство закона» не получил ни в одном из провинциальных советов абсолютного большинства голосов, в том числе в Багдаде и провинции Басра. Но все же именно этот блок имеет сейчас наибольшее число депутатов в советах девяти южных (шиитских) провинциях Ирака и в Багдаде (97 из 318), а всего получил 102 из 378 депутатских мандатов в 12 провинциях, где прошло голосование (в 2009 году было 154 мандата). Сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра завоевали 55 мест, что на 14 мест больше, по сравнению с предыдущими выборами. Высший исламский совет Ирака увеличил свое представительство на семь депутатских кресел.

13 мая генеральный прокурор Ирака Г. Х. аль-Джасем выступил за переизбрание главы государства в связи с длительным отсутствием по болезни президента Ирака Дж. Талабани. Напомним, что у 79-летнего Талабани в декабре 2012 года случился инсульт. Однако депутаты парламента, которые, в соответствие с конституцией, уполномочены выбирать президента, отвергли инициативу генпрокурора, сочтя ее «незаконной и неконституционной», поскольку статья, на которую ссылается Г.Х. аль-Джасем, подразумевает отсутствие главы государства в принципе. Полномочия Талабани, который был избран президентом в 2006 году, а спустя четыре года переизбран на второй срок, истекают только в конце 2014 года.

Высокой степенью активности продолжает отличаться политическая деятельность радикального шиитского лидера М. ас-Садра. В частности, он неоднократно обвинял Н. аль-Малики в разжигании в Ираке межконфессиональной вражды и даже попросил извинения у суннитов за действия возглавляемого шиитами правительства. М. ас-Садр призвал премьер-министра прекратить давление на оппозицию, а оппозиционеров – «усердно работать» по преодолению напряженности в отношениях между суннитами и шиитами. 21 мая М. ас-Садр издал заявление, в котором одновременно подверг острой критике как сторонников ваххабизма, так ряд радикальных шиитских группировок.

Сложными остаются отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Между сторонами остается неурегулированным целый ряд проблем политического, экономического и территориального характера. Тем не менее, в соответствии с достигнутыми в конце апреля договоренностями между Центром и Регионом Курдистан, президент курдской автономии М. Барзани 1 мая отдал распоряжение курдским министрам и депутатам, бойкотировавшим работу федерального правительства и парламента, вернуться в Багдад и приступить к исполнению своих должностных обязанностей. Также сообщается, что курдские члены специальных комиссий будут проводить встречи со своими коллегами из центрального правительства и разрабатывать механизмы и сроки решения проблем, затронутых в апрельском соглашении. Отмечается, что реализация этого соглашения, нуждается в некотором времени, потому что обеим сторонам необходимо сформировать «компетентные органы и комитеты для реализации каждого из его пунктов».

Вместе с тем, 26 мая М. Барзани сообщил, что иракское правительство не предоставило курдской делегации на переговорах в Багдаде каких-либо гарантий реализации пунктов, согласованных между двумя сторонами.

15 мая правительство Региона Курдистан в одностороннем порядке официально утвердило новый статус района Халабджи в качестве четвертой провинции курдской автономии. В состав нового административного образования должны войти районы Шаразур, Перджвин и Сайед Садик.

Руководство Региона Курдистан продолжает жестко отстаивать экономическую независимость региона и предпринимает конкретные шаги по ее укреплению. Так, правительство курдской автономии намерено построить второй трубопровод для экспорта нефти в Турцию после заключения соглашения Анкары с американским «ExxonMobil» о совместной разведке нефти в автономном регионе. Трубопровод будет ежедневно экспортировать 500 тыс. баррелей тяжелой нефти с месторождений в районах Акра, Шейхан и Бардараш. Он станет дополнением к другому нефтепроводу в Турцию с суточной мощностью 400 тыс. баррелей, который уже практически завершен. Прорыв в данном вопросе последовал после визита в мае в США турецкого премьер-министра Р. Т. Эрдогана, и его заявления о совместной деятельности с «ExxonMobil» в Иракском Курдистане. До сих пор Вашингтон склонялся к аргументам Багдада, препятствуя властям курдской автономии в прямых нефтяных сделках на основании того, что большая экономическая независимость курдов будет способствовать развалу Ирака и провозглашению независимого курдского государства.

Нефтеперерабатывающие заводы, действующие на территории Региона Курдистан, в настоящее время производят только 1,3 млн литров бензина в сутки, но, как ожидается, этот показатель возрастет до 4 млн литров уже в ближайшее время.

В ответ на действия Эрбиля центральное правительство пообещало принять правовые меры против компаний, участвующих в нефтяных сделках между Регионом Курдистан и Турцией. В Багдаде заявили: «Любая нефть, которая вывозится из страны, и платежи, не сделанные иракскому народу в лице центрального правительства, считаются расхищением национального богатства Ирака». Вице-премьер Ирака, Х. аль-Шахристани подчеркнул 24 мая: «Есть ряд средств, которые рассматривает иракское правительство, как и любое ответственное правительство, имеющее тот же приоритет вопросов защиты богатств народа». В частности, Иракская государственная нефтяная маркетинговая организация (State Oil Marketing Organisation – СОМО) направила письменное предупреждение клиентам не иметь дела с нефтью, не побывавшей на рынке СОМО. Министерство нефти Ирака намерено подать в суд на англо-турецкую фирму «Genel Energy» и некоторые другие фирмы.

31 мая М. Барзани заявил, что курдский вопрос «вступил в свой золотой век», а противники курдов «находятся в слабой позиции». «Это возможность для достижения [наших] законных целей», сказал курдский лидер, подчеркнув потребность «курдов в совместной стратегии, чтобы объяснить народам региона свою миссию в мире и сосуществовании». Барзани особо подчеркнул, что «Курдистан является домом для каждого курда, и помощь курдам в других частях Курдистана является [нашим] национальным долгом».

21 мая глава правительства Н. аль-Малики был приглашен на внеочередное заседание Совета представителей, на котором депутаты планировали заслушать его по вопросу о закупке властями у британского миллионера Дж. Маккормика фальсифицированных детекторов для обнаружения взрывчатки. Однако бойкот со стороны депутатов правящей фракции и ее сторонников фактически привел к срыву заседания парламента.

Сложным продолжает оставаться экономическое и социальное положение Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, многочисленные трудности имеются в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

Правительство Ирака с июня 2013 года повышает цены на нефть для США и стран Азии. Цены повышаются на легкую нефть из Басры. Стоимость нефти для США возрастет на 20 центов — до 1,90 долл. за баррель. Кроме того, на 15 центов повышается цена на нефть, поставляемую в страны Азии.

Ирак может потерять 25-30% урожая пшеницы этого года из-за недавних наводнений, вызванных сильными ливнями на юге страны. Возможный ущерб оценивается специалистами в 200 млн долларов.

Власти северо-восточной провинции Дияла заявили, что 90% местного частного сектора региона уничтожены, а более 28 тыс. человек потеряли свои рабочие места, что привело к ущербу в 6 млрд динаров. Отметим, что провинция Дияла включает в себя крупные промышленные зоны, особенно области Эль-Мукдадия, Баакуба и Бани Саад, обеспечивающие местные рынки многими товарами. Большинство из них, по словам местных чиновников, перестали работать в течение последних несколько лет в связи с насилием и отсутствием государственной поддержки.

Таким образом, в мае 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала обостряться, что, в первую очередь, обусловлено продолжающимся противостоянием между правительством Н. аль-Малики и преимущественно суннитскими оппозиционными силами. Возрастающее негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывает гражданская война в Сирии. Неурегулированность противоречий между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии также отрицательно сказывается на ситуации в стране.

В мае 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства, как и прежде, была в значительной степени ориентирована на отношения с соседними государствами. При этом наиболее пристальное внимание в Багдаде уделяли развитию ситуации в Сирии. Сложными оставались отношения с Турцией.

По ситуации в Сирии Ирак продолжает официально придерживаться курса на достижение политического урегулирования кризиса в соседней стране и заявляет о недопустимости любого внешнего вмешательства в сирийские дела.

26 мая Багдад с «неожиданным» визитом посетил министр иностранных дел САР В. Муаллем, который имел встречи с премьер-министром Ирака Н. аль-Малики и министром иностранных дел Х. Зибари. Муаллем проинформировал иракских руководителей о принципиальном согласии Дамаска участвовать в международной конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию. На переговорах с Н. аль-Малики и Х. Зибари были обсуждены пути развития сирийско-иракских отношений. Х. Зибари указал на усиление влияния кризиса в Сирии на соседние страны и на его негативные последствия для всего региона. При этом иракский министр подчеркнул, что необходимо принятие политических решений, согласованных самими сирийцами, без какого-либо диктата или навязывания им чужой воли в отношении выбора политической системы. Зибари отметил, что позиция Ирака на межарабской и международной аренах всегда была направлена на поиск мирного, политического урегулирования кризиса в Сирии. Иракская сторона высказала свою поддержку созыву конференции «Женева-2». Было заявлено, что «Ирак солидарен с любыми региональными или международными усилиями по поиску политического решения кризиса в Сирии, и Ирак готов сделать все возможное, чтобы облегчить страдания сирийского народа». В Багдаде также приветствовали решение сирийского правительства принять участие в мирной конференции в Женеве. Со своей стороны, В. Муаллем заявил, что «Ирак не может быть в лагере врагов Сирии». Сирийский министр «приветствовал» операцию иракской армии против суннитских боевиков вблизи иракско-сирийской границы.

Х. Зибари принял участие в международной конференции «друзей Сирии», проведенной в конце мая иранским правительством в Тегеране.

30 мая Х. Зибари заявил, что еще есть возможность добиться политического урегулирования в Сирии. При этом «Ирак, на котором отражается продолжающийся сирийский кризис, полностью заинтересован в поддержке политических усилий по поиску мирного разрешения ситуации». Глава иракской дипломатии отметил, что Багдад по-прежнему занимает позицию нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон конфликта. «Ирак — на стороне решения, которое приведет к стабильности в регионе». По словам Зибари, визит главы МИД САР В. Муаллема в Багдад «четко свидетельствует о готовности официального Дамаска участвовать в международной конференции «Женева-2».

Исполняющий обязанности министра обороны Ирака С. ад-Дулайми 5 мая обвинил Турцию в поддержке суннитского оппозиционного движения в стране. С. ад-Дулайми при этом сказал, что Турция ведет себя так, как будто провинции Анбар, Найнава и Салах-эд-Дин все еще входят в Османскую империю.

В мае в ходе визита в США премьер-министр Турции Р. Т. Эрдогагн на переговорах с американским президентом Б. Обамой уделил большое внимание ситуации в Ираке и отношениям в «треугольнике» Анкара – Багдад – Эрбиль. В США Эрдоган заявил, что Турция подписала соглашение с властями Региона Курдистан о создании турецкой государственной нефтяной компанией TPIC совместного предприятия с американской ExxonMobil для разведки нефти на территории иракской курдской автономии. Данное заявление, поставившее Багдад перед фактом, прозвучало на этот раз решительнее и резче, чем предыдущие сообщения о сотрудничестве с курдской автономией. Ранее Анкара говорила о строительстве нефте- и газопровода с курдской автономией и деятельности в Иракском Курдистане турецких компаний. Однако прежде Анкара каждый раз делала акцент на то, что данное сотрудничество будет реализовано лишь с согласия Багдада. Министр энергетики Турции Т. Йылдыз, который сопровождал Эрдогана во время поездки в Вашингтон, сообщил, что турецкая делегация обсуждала с Обамой нефтяные контракты, заключенные правительством Региона Курдистан, подтвердив, что все контракты являются законными и конституционными. Йылдыз отметил, что «это сделали 19 стран и 39 нефтяных компаний, работающих в Курдистане».

Активные контакты поддерживались в мае между Ираком и США. Так, 14 мая Багдад посетил глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Л. Остин. В ходе переговоров с генералом премьер-министр Ирака Н. аль-Малики подчеркнул необходимость развивать иракско-американские отношения в военной сфере, по вопросам безопасности, а также усилить координацию между Багдадом и Вашингтоном ситуации в регионе, особенно в Сирии.

25 мая состоялся телефонный разговор между Н. аль-Малики и вице-президентом США Дж. Байденом (курирует иракское досье в американской администрации), во время которого американский вице-президент выразил обеспокоенность ситуацией с безопасностью в Ираке, заверив своего собеседника в том, что США будут продолжать поддерживать его страну в борьбе с терроризмом. Оба собеседника подтвердили необходимость укреплять стратегическое партнерство между США и Ираком. Ранее, Дж. Байден провел телефонные переговоры с главой курдской автономии М. Барзани и спикером иракского парламента У. ан-Нуджайфи. Обсуждалась ситуация в Ираке и пути выхода из политического кризиса в стране.

Ирак в 2015 году завершит выплату репараций Кувейту за вторжение и оккупацию в 1990-1991 годах. Об этом 30 мая сообщил глава иракского МИДа Х. Зибари. На сегодняшний день Ирак уже перечислил Кувейту около 30 млрд долларов компенсаций из надлежащих 41 миллиардов. В настоящее время Багдад отчисляет 5% с прибыли от экспорта нефти и газа в специальный фонд, откуда средства затем идут на выплату компенсаций Кувейту.

Обострение ситуации в Ираке связано с распространением конфликта в Сирии на другие страны региона, заявили 28 мая в российском МИДе в связи с очередными терактами в Багдаде. «Для нас совершенно очевидно — то, что сейчас происходит в Ираке, является результатом глубоких и неурегулированных политико-социальных и конфессиональных противоречий, усугубившихся в результате иностранного вторжения 2003 года и последовавшей за ним гражданской войны. Кроме того, обострение напряженности связано с вооруженным конфликтом в Сирии, который начинает переходить национальные границы и приобретать региональное измерение». Россия призвала все политические силы Ирака «к достижению национального согласия, с тем, чтобы не позволить радикальным группировкам разжечь в стране межконфессиональное кровопролитие и обречь иракцев на новые страдания и разрушения».

Таким образом, в мае 2013 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала осложняться. Не исключено, что волна насилия, захлестнувшая страну в последнее время, может перерасти в новый кровопролитный межконфессиональный конфликт.