- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: прекращение транзита южносуданской нефти

Решение президента Судана О.аль-Башира о прекращении транзита экспорта южносуданской нефти в Порт-Судан было «обдуманным и взвешенным». Так говорится в пресс-релизе суданского правительства, который озвучил министр информации Судана Ахмед Билал Осман. Он же предупредил о том, что Судан приостанавливает действие всех заключенных ранее соглашений с Джубой на срок 60 дней. За это время «Южный Судан должен принять исчерпывающие меры по прекращению всяческой поддержки партизан из Революционного фронта Судана (РФС)». «В Хартуме полагают», —  добавил министр, что «это достаточный срок для выполнения этого условия». Он также отметил, что срок в 60 дней предусмотрен соглашением между двумя сторонами, как период, в течение которого стороны могут принять решение о денонсации ранее принятых договоров. При этом та нефть, которая уже доставлена в Порт-Судан будет отгружена всем иностранным импортерам.  Решение Хартума о прекращении транзита южносуданской нефти является, по словам министра, «окончательным и пересмотру не подлежит».

Это заявление последовало спустя день после того, как сам президент О.аль-Башир на митинге в Хартуме объявил о том, что он дал указание министру нефти проконтролировать перекрытие трубопровода для экспорта южносуданской нефти. При этом он заявил, что «Джуба может экспортировать нефть в Кению или Джубу, но по суданской территории она больше не пойдет».  В свою очередь директор Национальной службы разведки  и безопасности (НСРБ) М.Атта в своем выступлении подчеркнул, что эта структура  располагает достоверной информацией о том, что Джуба продолжает поддерживать партизан из РФС. В частности, сославшись на источников внутри самого РФС, он заметил, что южносуданцы переправляют повстанцам топливо в зону недалеко от Троже в районе совместной границы, куда оно должно прибыть завтра или послезавтра. Одновременно стало известно, что указанные операции осуществляются под охраной южносуданской армии, а курируют их лично начальник Генерального штаба Суданской народно-освободительной армии (СНОА) и руководитель разведки. По данным М.Атты, в пятницу 7 июня с.г. повстанцам было передано 200 баррелей топлива с территории Объединенного Штата. Туда же направляются на лечение раненные повстанцы. Джуба также снабжает РФС полноприводными джипами, запчастями, оружием, продовольствием и медикаментами. При этом после заключения соглашения между Хартумом и Джубой о возобновлении транзита нефти эта логистическая поддержка стала даже шире и носит систематический характер.

Южносуданское правительство, которое собралось на внеочередную встречу в тот же день, в свою очередь все, разумеется, отрицает. Более того, оно предупредило, что решение о внезапном закрытии трубопровода может вызвать гуманитарную катастрофу, в том числе и утечку нефти в Нил. Начальник Генерального штаба СНОА полностью отклонил все претензии суданского правительства о поддержке РФС, и в свою очередь обвинил Хартум в снабжении сепаратистов на территории  Южного Судана.

Если абстрагироваться от взаимных обвинений, то нынешняя ситуация стала возможной из-за безответственной политики Джубы в первую очередь. Логистическое снабжение повстанцев в Южном Кордофане и Голубом Ниле осуществлялось и ранее, но такую резкую реакцию Южный Судан получил после того, как партизаны РФС пытались сбить вертолет  суданского президента О.аль-Башира в период посещения им недавно «освобожденного» городка в Южном Кордофане. Мы уже писали об этом покушении, которое закончилось неудачей. О.аль-Башир вновь всех обманул, но не простил. Отсюда ультиматум. Джуба попыталась усидеть «на двух стульях»: с одной стороны возобновить жизненно важный для них экспорт нефти, с другой – сохранить формат дружеских отношений с президентом Уганды Й.Мусевени, который является основным спонсором повстанцев из РФС. Кроме того, южносуданское руководство оказалось перед дилеммой в связи с выработкой  своей позиции по отношению к своим традиционным союзникам нуба из РФС. В случае полного отказа от их поддержки Джуба рисковали окончательно потерять своего союзника в Южном Кордофане, против чего категорически настроены южносуданские силовики, особенно из разведки и службы безопасности. Кстати, аппарат этой службы в отличие от армии никакой ротации не подвергался со времен окончания партизанской войны. С их мнением в условиях растущего сепаратизма в самом Южном Судане и фронды со стороны «ветеранов буша» президент С.Киир вынужден считаться.

Каковы перспективы? Судя по всему, суданский президент О.аль-Башир обиделся всерьез, и о возобновлении транзита в ближайшее время речи идти не может. Очень сомнительно, что стороны начнут широкомасштабные военные действия: у них на это просто нет сил и финансов. Скорее продолжится фаза «теплой войны», которая характеризуется вылазками подконтрольных повстанческих отрядов на сопредельных территориях и локальными проникновениями на чужую территорию. В частности, суданские войска предприняли уже такую краткую вылазку на территорию Объединенного Штата. Ну естественно, и дипломатическими давлением, и демаршами.

Через некоторое время начнутся операции и консультации и посредников из Афросоюза, и весь механизм примирения «со скрипом» завертится вновь. Сторонам, несмотря на гордый характер, просто некуда деваться. Джуба зависит от экспортной нефтяной выручки полностью, и в ближайшее время никаких альтернативных путей транзита у Южного Судана не будет. В условиях растущей социальной напряженности продолжающийся дефицит бюджета может привести либо к перевороту, либо к серьезным социальным возмущениям. У Хартума в данном случае ситуация получше, но сокращение нефтяных доходов сразу резко сказалось на ухудшении ситуации в Дарфуре. Да и перевооружение армии, на чем настаивает суданский лидер, при таком сценарии будет невозможным. Более глобальная угроза продолжения «нефтяной войны» — резкое снижение возможности центральных властей в Джубе и Хартуме «дотировать» региональные власти в виде местной племенной верхушки, что будет объективно усиливать сепаратистские и центробежные процессы в обеих странах.