- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: изменение высших органов власти в соответствии с итогами всеобщих выборов

5 июня 2013 г. Миан Мухаммад Наваз Шариф принес клятву на верность Конституции Исламской Республики Пакистан, вступая в должность премьер-министра.  Он в третий раз возглавил федеральный кабинет министров,  сумев набрать  244 голоса из общего числа 342 депутатов нижней палаты парламента страны. 

Лидером оппозиции в  парламенте  7 июня 2013 г. официально был объявлен Саед  Хуршид Ахмад Шах, член Пакистанской народной партии (ПНП).  Именно его кандидатура набрала 42 голоса при голосовании за пост главы кабинета министров.

Руководимая Наваз Шарифом партия его имени — Пакистанская мусульманская лига Наваз Шарифа (ПМЛ (Н)) на всеобщих выборах в Национальную ассамблею 11 мая 2013 г.  завоевала  185 мест.  126 голосов  получила в результате прямого голосования. В дальнейшем после  переговоров дополнительно 19 мест — от независимых депутатов; 6 — зарезервированных для  немусульман и 34 места, зарезервированных для женщин.

Всего в НА  по итогам выборов прошли 19 политических партий из 250 зарегистрированных  Избирательной комиссией Пакистана.       В пятерку  лидирующих помимо ПМЛ (Н) вошли — ПНП (42 места), партия Движение за справедливость Пакистана (ДСП) – 35, Объединенное национальное движение (ОНД) – 23  и праворелигиозная  Ислами джамаат-улама-и ислам-Фазл (ДУИ -Ф) – 14.

Главный и основной итог избирательной кампании 2013 г.  это, конечно, приход к власти ПНМЛ (Н)  и ее руководителя Наваз Шарифа.  Важен и тот факт, что бывший правящий блок  (ПНП, ПМЛ (К), ОНД)   не только проиграл выборы, но и  распался. Последняя партия из трех упомянутых  в дальнейшем  заявила о поддержке ныне правящей ПМЛ (Н).

Наконец, надо отметить, что в НА вошла политическая партия ДСП, которая долгое время рассматривалась как третья политическая сила в стране. Однако никогда  ее членов не избирали ни в федеральные, ни в провинциальные  собрания. И только теперь партия, как выразительница протестных настроений,  вошла в парламент третьей  по численности среди победителей, и сразу наняла место в стане оппозиции.

Определенной сенсацией (до сих пор не проясненной) явилось исчезновение из  списка партий, прошедших в НА,  Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и Азама). В  2003 – 2008 гг.  партия, руководимая П,Мушаррафом была правящей, а в 2010 – 2013 гг. входила в состав правящей коалиции.   По предварительным данным  она набрала незначительное количество голосов.

Избранные в НА депутаты принимали участие в выборах спикера и вице-спикера Национальной ассамблеи.  3 июня 2013 г. политические партии   вновь столкнулись в политической схватке. Первые посты в  законодательном органе власти  выиграла ПМЛ (Н). Ее представитель  Сардар Аяз Садик   получил 258, и таким образом, сменил на этом посту Фехмиду Мирза (ПНП). Нынешний спикер —  опытный политик, избирался членом парламента нескольких созывов – 2002 г.,  2008 г. и соответственно в  2013 г. Его заместитель, вице-спикер  Муртаза Джавед Аббаси, также получил 258 голосов, но он менее искушенный в политических баталиях. Впервые стал полноправным членом НА только в 2008 г. , поэтому предпочтение было отдано Сардару Аяз Садику.

Приход к власти Наваз Шарифа в 2013 г. проходил в нормальных конституционных условиях  (если не считать, конечно попыток Движения Талибан Пакистана сорвать их в разных районах страны).

Прежний состав Национальной ассамблеи проработал полный пятилетний срок (2008 – 2013 гг.) и был распущен в марте 2013 г. согласно конституционным нормам. Это первый случай  в новейшей   истории Пакистана, и это событие  следует рассматривать как утверждение демократических принципов  управления бывшей правящей Пакистанской народной партии и ее лидера президента Пакистана Асифа Али Зардари.  Прежний состав ПНП придерживался парламентской дисциплины. Это  давалось очень трудно, и требовалась большая гибкость бывших руководителей.

В русле этого курса следует отметить некоторые важные  действия. В 2010 г. была одобрена 18-я поправка к Конституции. Одним из основных ее положений – перераспределение власти между президентом и премьер-министром в пользу последнего.  Парламент получил право контролировать назначение  судей в суды высшей инстанции; укреплялась провинциальная автономия; Северо-Западная пограничная провинция была переименована в Хайбер-Пахтунхва, что требовало пуштунское население и т.д. Одновременно  президент страны   лишался таких конституционных  прав, как  роспуск НА и законодательных собраний провинций, роспуск без согласования с премьер-министром центрального и провинциальных правительств, снятия с постов губернаторов провинций и т.д. Право назначения высших чинов армии перешло от президента к премьер-министру.

Таким образом, Миан Мухаммад Наваз Шариф  получил  огромные конституционные полномочия. Приоритетность положения лично его и возглавляемой им партии ПМЛ (Н) в том, что в 2008 – 2013 гг., будучи в оппозиции,  он оказался вне передовой линии борьбы, которую отчаянно вела ПНП против бывшего президента П.Мушаррафа, засилья  военных в государственных гражданских структурах власти, и в целом остатков правления военных в Пакистане  (1999 – 2008 гг.).

Третий раз в истории Пакистана  Наваз Шариф пришел во власть, наследуя  конституционно-парламентские формы правления; в 2013 г. — при легитимной  передаче власти от одного демократически избранного правительства к другому.  Любопытно, что все три раза  он сменял правительство ПНП,   персонально два раза Беназир Бхутто и один раз ее мужа А.А.Зардари.

Набрав более половины  от общего числа мест в НА, партия ПМЛ (Н)  и ее лидер Наваз Шариф получили право формирования однопартийного федерального кабинета министров. Однако Наваз Шариф, как мы и предполагали, пошел на создание коалиционного правительства, преследуя при этом  следующие  цели: укрепление представительного характера правящей коалиции, второе – расширение ее социально-политической базы и третье — иметь союзников, с которыми можно будет разделить ответственность за будущие провалы.

В то же время нежелание делиться властью с соратниками по предвыборной коалиции, в частности с ДУИ-Ф, подчеркивало стремление к полному господству ПМЛ (Н)  и ее лидера в правящей коалиции.      Большинство портфелей в центральном правительстве предоставлено членам  ПМЛ (Н).  Однако несколько федеральных портфелей отдано  депутатам от других мелких партий, в частности, Пакистанской мусульманской лиге (функциональная) (ПМЛ  (Ф))   и Национальной  народной партии  (ННП).

Процесс формирования правительства, назначение его членов, подходы и методы распределения портфелей отражает намерение  премьер-министра по изменению функционирования некоторых министерств. Например, планируется объединить Министерство водных ресурсов и энергетики и Министерство нефти и газа под руководством   Хваджа Асифа.

Особый интерес вызывают назначения глав  ключевых  ведомств — Министерства иностранных дел и Министерства обороны.  Первоначально Наваз Шариф высказывался о прямом подчинении ему этих государственных учреждений.    В области внешней политики       Исламабад, согласно планам ПМЛ (Н),  будет поддерживать  хорошие  отношения со всеми странами, предпринимать согласованные усилия, направленные на расширение  и укрепление отношений Пакистана с его «проверенными  временем друзьями» – Китаем, Саудовской Аравией, Турцией и т.д.  В то же время он будет проводить политику  нормализации со странами, с которыми  имеются  расхождения.

С целью защиты независимости, суверенитета и территориальной целостности, Пакистан будет укреплять и расширять дружественные отношения и экономические связи со всеми странами мира и
международными организациями, такими как ЕС, ОЭС, СААРК, АСЕАН и ШОС.  Особое внимание новый глава кабинета министров уделит расширению  внешней торговли и привлечению иностранных инвестиций.

Среди первостепенных задач  внутреннего развития новое федеральное правительства Пакистана обещает предпринять серьезные усилия, направленные на обеспечение населения  электроэнергией, урегулировать ситуацию с правопорядком, вывести страну из разряда бедных,  искоренить коррупцию,  развивать сельскохозяйственную и промышленную инфраструктуру.

Сейчас Наваз Шарифа  и его соратники полны оптимизма. Однако вскоре им придется столкнуться с сильной  оппозицией; военными, которые имеют собственное мнение в вопросе, например, пакистано-афганского пограничного конфликта; урегулирования в ближайшей перспективе вопроса о запрете американских беспилотных летательных аппаратов; дальнейшего газового сотрудничества с Тегераном, несмотря на санкции США и т.д.

Еще не закончились  перемены, связанные с итогами всеобщих выборов, а Пакистан уже ожидают впереди  такие крупные события как  выборы президента,  смена командующего вооруженными силами, главного судьи Верховного суда Пакистана и другие менее значительные, но довольно значимые события. Год изменений в Пакистане продолжается.