В пакистанском Белуджистане, как и в других провинциях 11 мая 2013 г. состоялись выборы в провинциальное собрание.
Общее количество мест в провинциальном собрании Белуджистана – 65 Лидером избирательной гонки была признана Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа) (ПМЛ (Н) – 17 (8 – в результате прямого голосования, 5 – от независимых, 3 — от женщин и 1 – от немусульман). Второе место – Партия народного сообщества Пахтунхва – 14 голосов (10 – в результате прямого голосования, 3 – от женщин и 1 – от немусульман). Третье место — Национальная партия — 10 (7 – прямое голосование, 2 – от женщин и 1 – от немусульман). Четвертое место – Джамаат-улема – и ислам – Фазл (ДУИ-Ф) – 8 голосов (6 по результатам прямого голосования, 2 – от женщин). Пятое – Пакистанская мусульманская лига (ПМЛ) — 6 голосов (5 – в результате прямого голосования, 1 – от женщин). Во второй половине депутатского корпуса — Национальная партия Белуджистана – 2 голоса; Народная национальная партия (ННП) – 1 голос; Организация народного движения (ОНД) – 1 голос; Народное единство мусульман Пакистана (НЕМП) – 1 голос и 2 голоса от независимых депутатов. Таким образом, три места остаются определенное время вакантными.
Краткий политический итог избирательной кампании в провинции – смена руководящего альянса. Полностью развалился бывший правящий блок в составе Пакистанской народной партии (ПНП) и Народной национальной партии (ННП). Например, в 2008 г. ПНП завоевала 12 мест; по итогам избирательной кампании 2013 г. она исчезла с политической арены Белуджистана. Но на смену ей пришла новая крупная правящая партия также федерального значения – ПМЛ (Н) (по итогам выборов 2008 г. имела только одно место в провинциальном собрании). В определенной степени росту ее способствовало бегство политиков из ПНП в партию Наваз Шарифа.
Значительно укрепили свои позиции националистические партии провинции — Партия народного сообщества Пахтунхва, Национальная партия и Национальная партия Белуджистана. Однако ни одно из националистических объединений не добилось сколько-нибудь значительного успеха. Тем не менее, в провинции расценили их участие в избирательной кампании положительно. Высказывались предположения, что националисты, объединившись, могли пойти на формирование коалиционного правительства. В этом случае произошло бы усиление сепаратистских тенденций в провинции, что в нынешней обстановке в стране привело бы к росту центробежных сил. Но, во-первых, сложно представить на практике, чтобы белуджские и пуштунские партии тесно взаимодействовали в этой провинции. Во-вторых, Наваз Шарифу было крайне важно установить контроль над беспокойным Белуджистаном. Поэтому он приложил немало усилий для возможности формировать здесь свое правительство.
В вопросе выбора политических соратников ПМЛ (Н) подошла очень прагматично. Она отказалась от сотрудничества с ДУИ-Ф, хотя находилась с ней в союзе во время предвыборной кампании в Белуджистане. Возможный альянс ПМЛ (Н) с ДУИ-Ф по итогам всеобщих выборов создавал определенные возможности для формирования двухпартийного правительства в провинции. Именно на это (при поддержке нескольких партий) и рассчитывал лидер правоисламистской партии маулана Фазлур Рехман. Но мелкие в большинстве своем националистические партии наотрез отказались быть вместе в коалиционном правительстве с мауланом. Наваз Шариф, следуя своей политике не делить власть с сильным политиком, предпочел ДУИ-Ф две другие партии, которые пользовались меньшим влиянием в провинции. Таким образом, он отказал Ф.Рехману участвовать в правительстве Белуджистана.
Напомним, что лидер ДУИ-Ф еще в начале избирательного процесса объявил стержнем этой кампании противостояние светских и религиозных сил. Но, как показали реальные действия, на первый план вышли социальные и национально-сепаратистские мотивы, которые при дальнейшем развитии могли перерасти в угрозу единства государства.
В Белуджистане Наваз Шариф пошел на определенный компромисс, пригласив к участию в управлении умеренные белуджские и пуштунские националистические группировки. Это, с одной стоны, укрепило его позиции, а с другой – ослабили сепаратизм влиятельных националистических партий. Доминирование в Белуджистане партии, правящей в национальном масштабе (как сейчас ПМЛ (Н), а ПНП в прежние годы) – это вопрос сохранения федерации в современных рамках.
Все формальные процедуры в Белуджистане, связанные с избранием нового спикера, вице-спикера, главного министра, формирование нового правительства и т.д., необходимые по конституции после проведения всеобщих парламентских и провинциальных выборов, в силу ряда причин состоялись позднее чем в других провинциях страны.
Первое с чем столкнулась ПМЛ (Н) — жесткая позиция националистических партий по вопросу формирования коалиционного правительства. После долгих переговоров, в частности, с деятелем пуштунских националистов Мехмудом Ханом Ачакзаем было принято решение включить в состав кабинета министров вместе с ПМЛ (Н) также возглавляемую им Партию народного сообщества Пахтунхва и Национальную партию.
Далее лидерам ПМЛ (Н) удалось продвинуть белуджского политического деятеля Джана Мухаммада Джамали на пост спикера, кандидатура которого и была единогласно одобрена всеми членами провинциального собрания Белуджистана 3 июня 2013 г. Перед ним стоит большая задача объединить все стороны, участвующие в процессе управления. Его заместителем, вице-спикером, был избран Мир Абдул Кадус Бизенджо Он баллотировался от района Аваран, известного в связи с проблемами безопасности. Многие в провинции ставили под сомнение проведение выборов в этом избирательном округе.
Сложности в тройке ведущих политических партий начались еще до официального формирования коалиционного правительства. ПМЛ-(Н), Национальная партия и Партия народного сообщества Пахтунхва встретили сопротивление со стороны «малой оппозиции» и не могли первоначально прийти к единому мнению по кандидатуре на пост главного министра провинции.
Каждая сторона выдвигала три кандидатуры.
Наваз Шариф не согласился ни с одной из них. Время, отведенное по регламенту на обсуждение кандидатуры, истекло, и националистические партии, не договорившись между собой, делегировали Наваз Шарифу полномочия выдвинуть кандидатуру на пост главного министра. «У нас не будет возражений», — заявили они. 8 июня 2013 г. 15-м главным министром Белуджистана был избран Абдул Малик.
Главное, что выборы в провинции состоялись. Однако, согласно данным Избирательной кампании явка избирателей была самой низкой в стране; к избирательным урнам пришли 1 367 203 человек из 3 296 656 зарегистрированных, т.е. 40.86% электората. Это свидетельствует о слабой избирательной активности Белуджистана, меньшем его доверии к демократическим институтам по сравнению с другими провинциями.
Белуджские и пуштунские националисты первоначально отказывались принимать участие в выборах в силу ряда причин, в частности, из-за сложной ситуации безопасности. Президент Национальной партии Белуджистана Сардар Ахтар Meнгал 7 апреля 2013 г. пригрозил бойкотировать выборы в случае, если не будет известна судьба пропавших без вести и не будут приняты меры для проведения подлинно свободных и справедливых выборов в провинции. Один из белуджских националистов, лидер Белуджской Республиканской партии (БРП) Навабзада Брамда Бугти объявил о бойкоте выборов. Он подчеркивал, что «заявления о проведении переговоров с сепаратистской стороной были лишь политической уловкой, и участие в выборах равносильно признанию Пакистана, в то время когда они ведут борьбу за независимость».
Но позиция БРП не повлияла на политику власти и Избирательной комиссии Пакистана в отношении проведения выборов. Их твердая позиция в конечном итоге увенчалась успехом. В Белуджистане по словам представителя ИКП «ни одна из основных политических партий не бойкотировала выбора». Значительную роль в том, что они состоялись, сыграла хорошо подготовленная и четко проведенная предвыборная кампания. Председатель Избирательной комиссии Пакистана Факхруддин Г Ибрахим встретился с большинством националистических лидеров и уговаривал их принять участие в общих выборах «для внесения перемен путем голосования». Большую разъяснительную работу с белуджами и пуштунами проводил премьер-министр переходного правительства Пакистана Мир Хазар Хан Хосо, этнический белудж. Он расценивал участие в выборах как «положительный шаг в направлении устойчивого развития и процветания страны в целом и Белуджистана, в частности».
Напряженность в отношениях федерального центра с окраинными националистами кругами существовала долгие годы. Не исключением стал и период правления бывшей правящей Пакистанской народной партии (2008 – 2013 гг.). Сложная ситуация с правопорядком, участившиеся столкновения на религиозной почве в конце 2012 – начале 2013 г., политическая нестабильность и т.д. стали одними из причин введения в провинции прямого губернаторского правления. 14 января 2013 г. президент Асиф Али Зардари подписал соответствующий указ в соответствии со статьей 234 Конституции. Губернатор Наваб Зульфикар Али Магси получил большие полномочия. Действие провинциального правительства было приостановлено, контроль за ситуацией безопасности был возложен на Пограничный корпус. Многие в провинции опасались введения подразделений федеральной армии. Посыпались протесты, в первую очередь от Джамиат улема-и-ислам. Генералитет со своей стороны обещал поддержку населению провинции по поддержанию мира во время выборов. Еще в апреле 2013 г. начальник штаба армии генерал Ашфаг Первез Kияни во время его визита в Кветту подчеркивал необходимость участия всех политических партий в предстоящих выборах. Вмешательство армии в политическую жизнь провинции не потребовалось.
Осознавая сложность ситуации в провинции, нерешенность многих социально-экономических проблем, бывшая правящая ПНП и ее сопредседатель, президент Пакистана Асиф Али Зардари предпринял ряд запоздалых мер с целью стабилизировать ситуацию в провинции накануне всеобщих выборов. Лишь в марте 2013 г. федеральные власти объявили о проекте строительства плотины Наланг на реке Moлa стоимостью 18 млрд рупий. Помимо выработки электроэнергии и, соответственно, ослабления энергетического кризиса в провинции, по завершению проекта должно быть орошено 47 000 акров земли.
Несмотря на проведение избирательной кампании без трагических эксцессов, уже на следующий день после выборов 11 мая 2013 г. в различных районах Белуджистана раздавались протесты против фальсификации их результатов. Выдвигались требования о проведении перевыборов в разных округах, таких как Насирабад, Джаффарабад, Кветта, Дуки, Джила Абдулла и т.д. Свидетели заявили, что вооруженные люди оказывали давление на голосующих.
Новая политическая элита в пакистанском Белуджистане унаследовала острые социально-экономические проблемы, накапливавшиеся десятилетиями. Это самая малонаселенная и беднейшая провинция страны с огромными пространствами, богатейшими минеральными ресурсами, но без воды и электричества. Единственной ее жемчужиной является порт Гвадар на побережье Ормузского пролива. В провинции слабо развита транспортная инфраструктура, банковская система и т.д. Выборы 2013 г. вновь вселили надежду и радужные мечты в души и сердца местного населения.