- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об инвестиционном законодательстве Катара

На протяжении последних лет экономика Катара превратилась в одну из самых динамично развивающихся в мире. В то время как хозяйства многих стран серьезно пострадали от глобального финансового кризиса, Катару удалось избежать существенных потерь благодаря своевременной реакции со стороны местных властных и предпринимательских структур.

Основой экономики эмирата является нефтегазовый сектор, причем основной доход государства формируется за счет средств от экспорта сжиженного природного газа, ежегодный объем поставок которого постоянно увеличивается, а география сбыта расширяется.

Можно отметить неуклонное развитие алюминиевой и сталелитейной промышленности. Возобновил работу пострадавший в результате аварии крупный алюминиевый завод «Каталюм», проведена подготовка к модернизации производства сталелитейной компании «Катар стил». Повышенное внимание уделяется телекоммуникациям, а также системам водо- и энергоснабжения.

Для стимулирования активности в неэнергетических отраслях экономики власти Катара запустили проект «Свободной инвестиционной зоны», в которой компании среднего и мелкого бизнеса, работающие в сельском хозяйстве, сфере высоких технологий, туризма и других неэнергетических сферах, будут освобождаться от уплаты налогов сроком на 20 лет.

С целью поощрения активности частного сектора руководство страны последовательно осуществляет приватизацию государственных предприятий. За последние годы на местный фондовый рынок были в той или иной мере выведены акции компаний коммунальной сферы, телекоммуникационной отрасли, топливозаправочных станций, предприятий нефтехимии.

Одновременно государство выступает как самостоятельный инвестор в проектах, связанных с развитием инфраструктуры, в которую уже вложены десятки миллиардов долларов. Приоритетное внимание уделяется объектам транспорта, жилищному строительству, а также медицине и спорту.

Сегодня  инвестиционный климат Катара оценивается как один из лучших в мире, поскольку риски потенциального инвестора в местную экономику минимальные.

Стоит отметить, что экономическая ситуация в Катаре улучшается во многом благодаря частичному уменьшению бюрократического давления на предпринимателей и устранению торговых барьеров. Инвестиционная привлекательность местного рынка еще более возросла в связи с подписанием Катаром в  2010 г. Конвенции об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств.

В этой связи  особый интерес представляют вопросы иностранного инвестирования в ведущие отрасли катарского хозяйства, поскольку потенциальный инвестор может рассчитывать на получение солидных дивидендов.

Стоит ли иностранным компаниям вкладывать капитал в развитие экономики эмирата? Каковы гарантии и возможные риски? Привлекательна ли обстановка в наиболее значимых областях, непосредственно влияющих на состояние инвестиционного климата государства?

Прежде чем начинать осуществлять ту или иную экономическую деятельность на катарском рынке, следует детально разобраться во внутреннем законодательстве, которое отличается своей многогранностью и сложностью.

В настоящее время в стране ведется активная работа по обновлению законодательства, касающегося взаимодействия местных государственных и коммерческих организаций с иностранными партнерами с целью увеличения притока зарубежных капиталов в различные отрасли экономики, повышения отдачи от существующего сотрудничества между катарскими и зарубежными структурами.

Сегодня эмират предоставляет широкий спектр льгот потенциальным инвесторам, но для того чтобы иностранная компания могла работать на территории Катара, ей необходимо  наличие катарского бизнес-агента или представителя (физического или юридического лица), который должен обеспечивать поиск каналов сбыта на местном рынке ее продукции и услуг.

Исключение составляют зарубежные структуры, которые поставляют специальную продукцию вооруженным силам и полиции Катара. Здесь чаще всего деятельность осуществляется напрямую.

В большинстве случаев иностранная компания, намеревающаяся работать в Катаре, подбирает местного агента, который будет вести ее дела и представлять ее интересы в катарских государственных и частных организациях. Кроме того, большинство разрешений и лицензий на ведение коммерческой деятельности в эмирате, по законодательству страны, могут получить только катарцы.

Так, любая продукция, импортируемая Катаром, должна ввозиться физическим или юридическим лицом, имеющим соответствующую лицензию, которая выдается Министерством экономики и финансов лишь катарским компаниям и частным лицам. При этом необходимо серьезно подходить к вопросу о выборе местного агента, так как, во-первых, от его компетентности во многом зависит успех бизнеса, а во-вторых, следует учитывать, что процесс смены агента очень сложный и занимает много времени.

Добросовестному и надежному катарскому бизнес-агенту необходимо иметь связи в государственных и частных структурах, получать ценную информацию о предстоящих тендерах, которые могут заинтересовать иностранного заказчика, а также иметь доступ к ключевым государственным фигурам с тем, чтобы представить им иностранную компанию, на которую он работает.

Участие зарубежных фирм в тендерах также более целесообразно осуществлять через катарского представителя, который, непосредственно находясь в эмирате, с меньшими затратами может получить информацию и документы, а также оперативно реагировать на любые изменения в конъюнктуре местного рынка.

Требование назначения агента иностранной компанией, как правило, устанавливается условиями тендера. После достижения соответствующей договоренности сторонами подписывается агентское соглашение, обычно на арабском и английском языках.

Катарские агентские законы разрешают ввоз и продажу продуктов питания и товаров только генеральному агенту. Однако если тот или иной агент завышает цены, то Министерство экономики и финансов имеет полномочия передать право на ввоз и сбыт этих товаров другому лицу.

В соответствии с катарским законодательством, иностранные юридические и физические лица не имеют права инвестировать в банковский и страховой секторы государственной экономики. Основные же ее сферы (например, газовая, коммуникационная, транспортная) предусматривают 51%-е участие в компаниях катарского партнера.

Однако в нормативно-правовой базе Катара по этому поводу закреплен весьма важный и значимый пункт. До принятия в 2000 г. закона «Об инвестициях» (далее – Закон 2000 г.), регулирующего процедуру иностранных капиталовложений в государственную экономику, законодательство эмирата предусматривало, что доля катарского капитала в совместной сделке, заключенной с иностранной стороной, не должна быть ниже 51%. Исключение составляли те зарубежные компании, которые осуществляли некоторые «жизненно важные для экономики Катара» проекты, а также предоставляли новые уникальные технологии. В этих случаях указом министра экономики, а иногда декретом эмира доля иностранных компаний увеличивалась до 100%.

Статья 2, п. 2 Закона 2000 г. также  предусматривает наличие  доли иностранного капитала, превышающей 49% (вплоть до 100%), «в сферах сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения, образования, туризма, разведки и разработки минеральных ресурсов, энергетики, при условии, что данные проекты отвечают планам Государства Катар в области внутреннего экономического и социального развития».

Тем не менее, ст. 12, п. 1. Закона 2000 г. указывает на то, что его положения не распространяются на «компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых и разработку месторождений на основании заключенного с Катаром специального договора, за исключением случаев, когда нормы закона не противоречат положениям специального договора».

Если же иностранная компания считает, что ей необходимо создание на территории Катара представительства с долей иностранного капитала, превышающей 49%, то предпринимаются следующие шаги.

Во-первых, головная зарубежная компания или инвестор достигают соглашения или подписывают договор с соответствующим катарским министерством, департаментом или государственной компанией. Контракт должен касаться выполнения иностранным партнером конкретного проекта в области развития.

Во-вторых, иностранный партнер обязан представить в катарское Министерство экономики и финансов соглашение или договор, приложив письмо с просьбой к главе ведомства разрешить создание компании (с долей иностранного участия более 49%). В письме необходимо четко указать катарского бизнес-агента (даже в случае создания полностью зарубежной фирмы катарская компания или физическое лицо должны представлять ее интересы в государственных структурах эмирата), а также название проекта, в котором планирует участвовать иностранная компания.

В-третьих, если Министерство экономики и финансов согласно с данной просьбой, издает распоряжение, дающее право зарубежной стороне создать в Катаре фирму под своим именем, которая будет заниматься определенным видом деятельности, то на этом основании катарский агент регистрирует новое юридическое лицо в местных структурах.

В законодательстве эмирата закреплена процедура прохождения потенциальными иностранными инвесторами сначала предквалификационной, а затем и государственной тендерной процедуры, которая разнится в зависимости от «цены вопроса» и подразделяется на несколько групп.

Отбор производится по следующим критериям: финансовое положение, деловая репутация и опыт работы (в первую очередь, в странах региона). Обычно контракт получает компания, отвечающая всем требованиям и предложившая наименьшую стоимость своих услуг.

Центральный комитет по тендерам курирует закупки на сумму от 12 тыс. долларов и выше. Более мелкие тендеры проводятся некоторыми министерствами Катара. Отдельно решаются вопросы поставок для нужд армии и сил полиции. Существует также государственное бюро закупок (подразделение Центрального комитета по тендерам), которое занимается контрактами на поставки оборудования и сырья по запросам министерств.

Для выполнения контрактов правительство Катара приглашает иностранные и местные фирмы принять участие в предквалификационной процедуре. Она представляет собой первичный смотр компании, которая планирует войти в тот или иной проект.

На практике эта процедура происходит следующим образом. Представители заинтересованной зарубежной стороны проводят обзорную презентацию в офисе катарской компании, с которой они намерены совместно работать, а также предоставляют местной стороне необходимую техническую документацию. На основании такого личного и юридического контакта катарская сторона решает, отвечает ли зарубежный партнер всем требованиям, позволяющим принимать участие в тендерной процедуре, или нет. Часто полный перечень условий для прохождения предквалификации содержится на интернет-сайтах крупных катарских компаний.

Таким образом, внутреннее законодательство, с одной стороны, дает гарантии потенциальному иностранному инвестору, а с другой – обязывает зарубежные фирмы опираться на катарских агентов‑посредников.

В целом же, несмотря на законодательные основы ведения бизнеса в Катаре, осуществлять предпринимательскую деятельность в этой стране не так просто, как может показаться на первый взгляд.

В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2012» Катар занял 36‑е место, поднявшись на два пункта по сравнению с прошлым показателем, что является высоким результатом. Достичь этого эмирату удалось за счет важных нововведений.

Во-первых, была существенно упрощена процедура получения коммерческой регистрации для иностранных компаний. Во-вторых, модернизирован процесс получения информации о возможных кредитах. Теперь соответствующие статистические сведения содержатся в единой электронной базе.

Тем не менее проблемные вопросы все же остались. В частности, процесс создания юридического лица усложнился из-за необходимости получения печати предприятия, а также стало труднее получить документальные разрешения на строительство инфраструктурных объектов в эмирате.

Однако власти призывают местные предпринимательские круги максимально активизировать свои усилия, чтобы в будущем нивелировать имеющиеся сложности. Достичь этого можно путем выверенной и, главное, скоординированной работы государственных и частных структур, а также посредством обновления действующего законодательства в части, регулирующей порядок и процедуру создания и регистрации иностранных компаний и совместных предприятий на катарской территории. Основной сложностью на пути иностранного бизнеса в катарскую экономику является институт местного агента-посредника.

Катарские законы полностью признают контрактные обязательства, тем самым уменьшая возможные правовые риски для потенциального инвестора. Несмотря на произошедшие изменения в стране до сих пор нет эффективного закона о конкуренции, а иностранные инвесторы изначально поставлены в неравные условия по сравнению с национальными операторами.

Это, например, касается процедур заключения государственных контрактов на выполнение подрядных работ, для участия в которых иностранный партнер обязан работать на местном рынке через катарского агента. Кроме того, иностранцы не могут приобретать недвижимость в собственность (им разрешено лишь брать в долгосрочную аренду жилые помещения и только в специально отведенных районах), а также свободно инвестировать финансовые средства на фондовом рынке. Более того, в отличие от катарских компаний и фирм из арабских монархий Персидского залива, другие зарубежные компании платят все налоги, если только они не действуют в свободных экономических зонах.

Между тем перспективные планы Катара предусматривают создание централизованного агентства по привлечению иностранных инвестиций, которое снимет некоторые дискриминационные нормы в существующем законодательстве, в том числе обязательства иностранных компаний иметь местного агента для работы в Катаре. Однако процесс либерализации затягивается.

На этом фоне, видимо, не стоит ожидать, что при нынешней макроэкономической ситуации в Катаре будут смягчены условия выхода иностранных инвесторов на местный рынок, особенно в части снятия ограничений на 100%-е владение активами в ключевых отраслях (прежде всего, в нефтегазовом секторе).

Судебная система эмирата работает слишком медленно. Опыт свидетельствует, что арбитражное урегулирование возникающих разногласий в целом допускается по закону, однако разрешение коммерческого спора таким путем, если только это не предусмотрено отдельно в договоре, фактически не практикуется. В этой связи обычно в контрактах договаривающимися сторонами прописывается ссылка на международный арбитраж, к вердикту которого правительство Катара относится благосклонно.

В этой связи потенциальному инвестору в катарскую экономику важно заранее правильно подобрать организационно-правовую форму для своей компании, а также детально продумать процедуру судебного рассмотрения возможных споров, поскольку инвестиционное законодательство Катара не во всем отличается четкостью и структурированностью, а местная судебная система не приспособлена для эффективного решения коммерческих споров.