- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: новые государственно-политические органы власти; их планы и устремления

Отгремели призывы и лозунги  всеобщей избирательной кампании, подведены ее итоги и результаты. Выбраны  и приступили к работе новые законодательные органы — Национальная ассамблея и законодательные собрания провинций;  сформированы и работают новые провинциальные правительства под руководством главных министров. Избран и активно действует 27- й премьер-министр Исламской Республики Пакистан – Миан Мухаммад Наваз Шариф.   Бывшая правящая Пакистанская народная партия (сопредседатель – президент Асиф Али Зардари)  стала главной оппозиционной силой, а бывшая оппозиционная партия Пакистанская мусульманская лига (Наваз Шарифа)  (лидер — премьер-министр  Наваз Шариф) стала правящей.  Замыкает тройку политических лидеров  новичок в большой политике страны Имран Хан. Его партия – Движение за справедливость Пакистана  (ДСП) впервые представлена в нижней палате парламента – Национальной ассамблее (НА) и всех провинциальных собраниях страны кроме Белуджистана.

То что два  главных поста в государстве  (президента и премьера)  занимают руководители враждующих партий   довольно часто встречается в реальной политической жизни. Но президент и премьер Пакистана  не просто непримиримые политические оппоненты, а жесткие личные противники, наносившие друг другу и родственникам тяжелые удары и преследования в прошлом, находясь в противоположных политических лагерях.  Естественно у нынешнего победителя нет никакого желания делить власть  и работать вместе с поверженным ненавистным противником. И хотя осталось немного до президентских выборов, в результате которых Зардари непременно придется уйти в отставку,  Наваз Шариф  стремится избавиться от ненавистного лица  как можно скорее. Уже в июне 2013 г. Исламабад дал распоряжение своим представителям в Берне обратиться к судебным властям Швейцарии с просьбой возобновить  коррупционное дело против А.А.Зардари. Следует отметить, что швейцарские власти еще в марте 2013 г. объявили о его закрытии  в связи с истечением срока искового заявления.

Одной из особенностей политического ландшафта  современного Пакистана является то, что на второстепенные позиции в результате всеобщих выборов  отодвинуты  праворелигиозные партии, такие как Джамаат-и ислами (ДИ), Джамаат- улелема и ислам – Фазл (ДУИ-Ф) и т.д.

Политическая карта Пакистана в целом отражает провинциально-этническую принадлежность, т.е. каждая крупная политическая организация, вошедшая в новый состав НА,  доминирует у себя в провинции. Например, ПМЛ (Н) – в Панджабе, ПНП – в Синде, ДСП – в провинции Хайбер-Пахтунхва. Исключением составляет Белуджистан.  В состав его коалиционного правительства вошли в основном представители  местных этносов – белуджей и пуштунов. Однако ведущие административные посты – спикер и главный министр провинции, принадлежат не локальным партиям, а правящей в национальном масштабе  ПМЛ (Н).

Победа партии ПМЛ (Н)  в целом стала возможной в результате голосования населения Панджаба. Именно оно обеспечило  возможность  Мухаммаду Наваз Шарифу в третий раз в его политической жизни занять  премьерское место.  Этот факт признают многие в Пакистане. Но в стране много и противников как лично его, так и методов его правления. Стремясь снять накал противостояния с оппонентами, новый глава кабинета министров, обращаясь к «политическим союзникам и противникам» призвал  к «национальному лидерству» и формированию «общей  повестки дня», чтобы пробираться через «джунгли проблем», с которыми столкнулся Пакистан.

Ключевые посты в федеральном правительстве принадлежат ПМЛ (Н). Особенностью состава нового кабинета министров – отсутствие (по крайней мере на настоящее время) министра иностранных дел.  Внешнеполитическое ведомство официально возглавляет премьер-министр; его организационно-практическую работу ведет советник  по иностранным делам и национальной безопасности Сартадж Азиз.  Естественно это говорит о стремлении премьер-министра Мухаммада Наваз Шарифа персонально контролировать внешнеполитическое направление  своего правительства и о важности этой направленности.

Тема укрепления власти премьера все более проявляется после выборов. Традиционно со сменой власти  в Пакистане проводится «чистка» госаппарата. «Все государственные должностные лица, назначенные правительством ПНП в нарушение правил и постановлений высших судебных инстанций в течение последних пяти лет, будут уволены», — говорится в  распоряжении  Канцелярии премьер-министра  от 20 июня 2013 г., изданного  для  всех федеральных министерств, ведомств с просьбой подготовить соответствующие списки.  Подобная практика применялась в годы правления премьер-министра Наваз Шарифа в1990 — 1993 гг. и в 1997 – 1999 гг.

Первой жертвой чиновничьей перетряски  стало Государственное бюро отчетности (куда стекаются и все сведения о доходах граждан) .  Эта важная госструктура,  таким образом, выведена из состава Министерства юстиции и переведена  в распоряжение канцелярии премьер-министра страны.

Далеко идущие планы Наваз Шарифа наметились и в политике национальной безопасности страны. Пакистанские СМИ много пишут о том, что премьер-министр в ближайшее время  примет политические решения по всему спектру  наиболее острым вопросов, стоящих перед страной. Его озабоченность вызывает «отсутствие должной координации между силами безопасности и разведывательными службами». Он уже отдал распоряжение, что все гражданские и военные учреждения должны тесно координировать свои действия и обмениваться разведывательной информацией. Иными словами, Наваз Шариф готовится к пересмотру устоявшегося за последние пять лет баланса между гражданской администрацией и военным истеблишментом. Основные решения, вероятно, будут приняты осенью  после выхода в отставку начальника штаба  сухопутных войск генерала Ашфака Первез Кияни в ноябре 2013 г.

Обстоятельства сложились таким образом, что уже 12 июня 2013 г., т.е. спустя месяц после проведения всеобщих парламентских выборов и всего лишь несколько дней после инаугурации Мухаммада Наваз Шарифа на должность главы правительства, министр финансов, сенатор  Исхак Дар представил новому составу НА бюджет на следующий 2013/14 финансовый год. Со стороны это может показаться верхом профессионализма —  в максимально сжатые сроки подготовлен и представлен бюджет страны. Но известно, что еще в феврале 2013 г. прежнее коалиционное правительство во главе с ПНП  рассматривало его положения и статьи. Но презентовал бюджет уже  новый состав кабинета министров во главе с ПМЛ (Н). Традиционно в Пакистане новый федеральный министр финансов заявил о том, что получил в  наследство разрушенную экономику, и было принято решение изменить курс с тем, чтобы сделать страну «самодостаточной во всех областях».

Бюджет  Пакистана составляет  3.5 трлн рупий. Макроэкономические  показатели  бюджета  —  рост ВВП на 4,4%,  сельскохозяйственного сектора — 3,8%, промышленного производства -4,8 %, объемы сферы услуг увеличатся на 4.6% и т.д. Коалиционное правительство выдвинуло несколько приоритетных задач: преодоление энергетического кризиса и борьба с внутренним терроризмом. Последнее  объясняет значительное  увеличение военной статьи бюджета на 10%, (627 млрд рупий  или 6,3 млрд долларов), несмотря на дефицит бюджета. В то время как на  восполнение нехватки  энергетических мощностей, которая является одной из основных причин  снижения темпов роста ВВП,   выделено значительно меньше финансовых средств — 225 млрд рупий.  Причем значительная сумма выделяется в течение ближайших 60 дней. Это, по мнению властей, может минимизировать перебои в  электроснабжении в стране в ближайшее время.

Правительство разработало  комплексную  программу  реформ экономического развития. Помимо решения энергетического кризиса, приоритетными направлениями  выдвинуты: борьба с бедностью, обуздание роста безработицы, реализация  ряда социальных программ в области здравоохранения и образования и т.д. Все это требует, по его мнению,  реформирования национальных учреждений, принятие среднесрочных макроэкономических программ развития, направленных на оздоровление экономики. Эти мероприятия включают: контроль за инфляционными колебаниями,  «революционные» перемены в инфраструктуре страны и обеспечение занятости молодежи. «Ключевым пунктом бюджета в этом году — сокращение бюджетного дефицита до 4,5 процентов ВВП в течение ближайших трех лет, что, как оно утверждает, убережет  национальную экономику от негативных последствий». Все это, как обычно, носит туманно-популистский характер и относится к сфере обычных  обещаний.

Исламабад продолжит реализацию мега-проектов, таких как модернизация порта Гвадар на Аравийском море (юг Белуджистана), дальнейшее развитие автомобильных дорог,  реконструкцию и модернизацию железнодорожной сети и ее инфраструктуры, окружной железной дороги в Карачи  и т.д. Начата работа над новым планом жилищного строительства на государственных землях для малообеспеченных жителей и т.д.

Завоевание симпатий  электората  в период избирательной кампании –  непростое  дело в Пакистане; но намного сложнее  удержать их и дальше.  Наваз Шариф предпринял ряд популистских шагов, как например, сокращение расходов на содержание офиса премьер-министра. В Панджабе  объявлено о сокращении расходов на 30 процентов на содержание офиса главного министра провинции.  Напомним, что и в прежние пять лет,  и в настоящее время пост главного министра после переизбрания  опять занимает брат премьера – Шахбаз Шариф.

Наваз Шариф наконец добился реванша, к которому стремился последние четырнадцать лет, наполненных такими событиями как отстранение от власти  армией,  тюремное заключение, политическое изгнание, унизительное возвращение в страну в октябре 2007 г., а также политическим успехом в марте 2008 г. (члены партии вошли в состав НА), и, наконец, победа на выборах 2013 и завоевание поста премьер-министра. Годы борьбы прибавили  ему политического опыта, гибкости, но усилили властные устремления. Планы и первые действия нового руководства Пакистана  дают возможность говорить о желании сохранить традиционные направления государственной политики страны, и свидетельствуют о стремлении Наваз Шарифа к единовластию. Последнее может привести к большим неприятностях, как это случилось в конце 90-х годов прошлого столетия. Здесь много будет зависеть от позиции армии, которая, по сути, является в Пакистане  единственным препятствием на пути  амбициозных устремлений  любого правителя, склонного к авторитаризму.