- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте антишиитских настроений в Саудовской Аравии

Жесткие заявления председателя Международного союза мусульманских ученых шейха Юсуфа аль-Кардави, сделанные им 31 мая с.г. в Дохе, в отношении «Хизбаллы» и его лидера шейха Хасана Нассралы, а также признание в своей неправоте перед улемами Саудовской Аравии, которые «знали истину о “Хизбалле” с самого начала», вызвали широкий отклик в Королевстве. Саудовцам особенно импонировала его точка зрения, что сирийский конфликт все больше превращается в открытое межконфессиональное противостояние суннитов и шиитов, за которым стоит Иран: «Лидер партии шайтана явился, чтобы воевать с суннитами. Теперь мы знаем, чего хочет Иран. Иран желает продолжить бойню суннитов». Ю.аль-Карадви недвусмысленно призвал к сплочению всех суннитов против «шиитской опасности»: «Как могут 100 миллионов шиитов победить 1,7 миллиарда суннитов? – Это может произойти только потому, что сунниты слабы».

Поскольку в своем обращении шейх Ю.аль-Кардави апеллировал к авторитету саудовских улемов, естественно, его слова не могли остаться без ответа со стороны саудовского религиозного истеблишмента. Верховный муфтий Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз аш-Шейх выразил благодарность Ю.аль-Кардави за занятую позицию, «которая не является необычной для него, т. к. он упоминает случаи с великими улемами на протяжении всей истории, когда они возвращались к истине, как только выясняли для себя праведный путь». Кроме того, Верховный муфтий заявил: «Также мы призываем всех политиков и улемов предпринять действенные меры против этой ненавистной сектантской партии и того, кто за ней стоит, для сдерживания этой агрессии».

Из других официальных лиц в выражении благодарности шейху Ю.аль-Кардави присоединились также министр юстиции Мухаммед бин Абдель Карим аль-Исса  и министр по делам ислама и вакуфов шейх Салех бин Абдель Азиз Аш-Шейх, который подчеркнул, что выступление доктора шейха Юсуфа аль-Кардави, принявшего сторону улемов Саудовской Аравии и суннитских богословов относительно «Хизбаллы», является справедливой точкой зрения, т. к. в этом «сведение к единому позиций улемов людей Сунны, всего общества в королевстве и во всех мусульманских странах относительно того, что угрожает их вере, угрожает существованию в их собственных странах, а также религиозной безопасности людей Сунны, неуязвимости их стран или понижению ее уровня».

В другом своем интервью для канала «Аль-Арабия» 9 июня с.г. шейх Ю.аль-Кардави вновь повторил свою точку зрения относительно «Хизбаллы», не забыв поблагодарить саудовских коллег за оказанную поддержку и вновь выразить свое уважение перед их богословским авторитетом. Заметим, что саудовские улемы уже давно выражали свое негативное отношение к «Хизбалле» и ее лидеру, если вспомнить известную фетву 2006 г. шейха Абдаллы ибн Джибрина (1933 -2009 гг.). Именно его многие духовные лидеры шиитского мира, в частности аятолла Али ас-Систани, считали одним из главных противников суннитско-шиитского диалога среди салафитских улемов Саудовской Аравии. В своей фетве, которая явилась реакцией на симпатии, проявившиеся к «Хизбалле» в определенных слоях саудовского общества во время Второй ливанской войны в 2006 г. «Эту рафидитскую партию нельзя ни поддерживать, ни молиться за нее с просьбой о даровании победы», — говорилось в этой фетве. Кроме того А.ибн Джибрин посоветовал людям Сунны «разъяснять их (шиитов-авт.) враждебность к исламу и мусульманам и вред, приносимый им суннитам в прошлом и настоящем». Саудовских улемов особенно обеспокоило, что симпатии к «Хизбалле» в королевстве выражались даже со стороны некоторых суннитов, не говоря уже о росте ее популярности среди шиитской молодежи Восточной провинции. Напомним, что в Эль-Катифе и других шиитских поселениях, где особенно сильно влияние радикальных «непримиримых» улемов, которые не согласны с умеренной позицией «Аль-Исляхии», тогда прошли демонстрации в поддержку «Хизбаллы», во время которых участники несли флаги этого движения и портреты его лидера. Кроме того, в последнее время уже во время шиитских протестов на фоне «арабской весны», такие случаи были неоднократны, что неизменно вызывало грозные оклики властей провинции и Эр-Рияда. Со своей стороны «Хизбалла» также уделила внимание ситуации с правами шиитов в Восточной провинции КСА, когда в июле прошлого года выступила с отдельным заявлением, которое Эр-Рияд расценил как прямое вмешательство в свои внутренние свои дела, в котором осудила арест «непримиримого» шейха Нимра ан-Нимра и выдвинула требование о его немедленном освобождении. «Шейх ан-Нимр не совершал никакого преступления вовсе, а просто призывал к выполнению самых элементарных гражданских прав, что предусмотрено всеми международными законами» — говорилось в этом заявлении.

Вслед за выступлением официальных лиц, тема «шиитского заговора» и «руке Ирана» была подхвачена и другими религиозными авторитетами КСА. Например, влиятельный в салафитских кругах шейх Абдалла бин Мони в  своем интервью саудовской газете «Аш-Шарк» прямо сказал, что «Хизбалла» это «заклятый враг» и нет никакого шанса достичь согласия с этой ливанской шиитской группировкой. Особо стоит отметить, также заявление члена Верховного совета улемов Саудовской Аравии шейха Салеха аль-Фаузана  в интервью саудовской газете «Аль-Мадина», поддержав заявления Ю.аль-Кардави и Верховного муфтия, он отметил: «Шииты — рафидиты, их враждебность исламу и мусульманам известна с древности. С.аль-Фаузан считает, что «в эти дни их враждебность проявилась еще сильнее в войне против людей Сунны в Сирии», которых они «сделали беженцами, лишили крова и разрушили их дома» и пытаются взять реванш над ними. Кроме того, он обвинил шиитов, что те претендуют называться мусульманами и требуют сближения с суннитами «обманным путем для признания своего ложного мазхаба, чтобы получить возможность строить козни против ислама и мусульман». Как салафитский богослов он даже сделал экскурсы в историю, нарисовав историю суннитско-шиитских отношений самыми черными красками: «Рафидиты всегда были на стороне кафиров против мусульман, как в войнах с татарами (подразумевается взятие Багдада – столицы халифата Аббасидов в 1258 г. монгольскими войсками хана Хулагу, якобы с помощью предательства визиря-шиита Аль-Ками – авт.), так и с крестоносцами». Причем в навешивании ярлыков он пошел даже более изысканным путем, чем шейх Ю.аль-Кардави, когда назвал эту ливанскую шиитскую группировку «Хизбаллат», т.е. буквально партией «партией Ал-Лат». (Ал-Лат — арабская богиня времен джахилии, имя которой упоминается в Коране (Сура 53, 19). Более подробно о культе этой богини, почитавшейся в Таифе, рассказывается в «Книге идолов» (Китаб аль-Аснам) исламского историка Хишама ибн аль-Калби (738-819 гг.) –авт.). В данном случае это не только игра арабских слов, а возможно, и намеренное использование этого термина, т.к. по мнению многих салафитских богословов шиитские доктрины не что иное как скрытое язычество (ширк). Интересно, что данной теме уделили внимание не только улемы главного суннитского мазхаба королевства – ханбалитского, которые традиционно следуют критике шиизма с позиций богослова Таки ад-Дина ибн Таймии (1263—1328 гг.), но и представителей других суннитских мазхабов. Например, маликитский шейх Каис аш-Шейх Мубарак, член Верховного совета улемов КСА, сказал, что «долг политиков принять все возможные меры, чтобы искоренить Хизбаллу», он также призвал шиитских духовных лидеров «осудить преступную деятельность это сектантской партии».

Тон, заданный как в отдельных заявлениях салафитских улемов, так и в пятничных проповедях был поддержан и саудовскими СМИ. Однако помимо обычной критики Ирана и «Хизбаллы» с использованием стандартных пропагандистских клише, некоторые обозреватели ситуацию рассматривали ситуацию с втягиванием «Хизбаллы» в гражданскую войну в Сирии с точки зрения региональной геополитики, вновь напомнив о проблеме «роста шиитского полумесяца» (термин, который был запущен королем Иордании Абдаллой II еще в 2004 году). Например, в статье влиятельного саудовского политолога Джамаля Хашоги в газете «Аль-Хаят» «Рост шиитского полумесяца», поддерживающей такие алармистские настроения, он нарисовал весьма мрачные перспективы для стран ССАГПЗ в случае победы в Сирии Башара Асада, особенно после «поражения великих держав под Аль-Кусейром, когда шиитский фундаментализм купается в славе своего триумфа». Он обвинил сирийского президента, что тот становится представителем хоммейнисткой модели «вилаят-и-факих» в Дамаске. Не забыв сказать, что Эр-Рияд также беспокоит растущая активность Тегерана в странах, граничащих с КСА, прежде всего в Бахрейне, а также ситуация в Йемене, т. к. большая половина «старого Северного Йемена» находится под безусловным контролем хуситов, а Южный Йемен – «традиционный союзник Саудовской Аравии, в настоящее время постепенно поглощается Ираном». Но, особую опасность он видит  в отсутствии единства среди стран ССАГПЗ, когда «планы по единству стран Залива рассеялись, а некоторые страны  региона стремятся польстить Ирану, чтобы сохранить частичку своего национального суверенитета». Он подчеркивает, что «присутствие Ирана в Ливане и Сирии сейчас представляет собой явную угрозу национальной безопасности Саудовской Аравии, а также Турции». «Саудовская Аравия должна что-то предпринять, пусть даже в одиночку, безопасность королевства находится под угрозой», — приходит он к такому заключению. Весьма вероятно, что это была не случайная статья, т. к. проблема «шиитского полумесяца» действительно продолжает беспокоить Эр-Рияд. Многими арабскими и западными изданиями приводится информация, которая была распространена на «Wikileaks» еще в 2009 г., что бывший шеф Службы общей разведки КСА принц Мукрин бин Абдель Азиз   (с января с.г. Второй заместитель председателя Совмина КСА) однажды выразил в беседе с американскими дипломатами озабоченность, что так называемый ближневосточный «шиитский полумесяц превращается в полную луну  при росте иранского влияния».

Разумеется, эта информационная кампания не могла не вызвать подъем антишиитских настроений в странах Залива, а особенно в КСА, несмотря на то, что власти обычно стараются приглушить всплеск подобных эмоций как на «арабской улице», так и местных СМИ. Тем не менее, это сильно встревожило местную шиитскую общину и ее лидеров, которые понимают, что некоторыми экстремистскими салафитскими кругами предпринимаются явные попытки сделать из них в очередной раз «козла отпущения». Как это было совсем недавно в связи с раскрытием «иранской шпионской сети», которая по данным саудовских спецслужб состояла в основном из местных шиитов и шиитских клириков. Лидер шиитской общины Восточной провинции шейх Хасан ас-Саффар выразил свое сожаление в связи тем, что некоторые саудовские суннитские улемы оказались «во вражеской ловушке», занимаясь подстрекательством одной части уммы против другой. В своей пятничной проповеди он сказал, что общество в настоящее время живет в «отравленной атмосфере» из проповедей, заявлений, конференций, которые подстрекают к вражде и взаимной ненависти внутри уммы, пожелав лидерам исламских стран дистанцироваться от перехода конфликта в Сирии из политических рамок в рамки конфессиональные. Шейх Х.ас-Саффар призвал интеллигенцию и общественность дистанцироваться от вовлеченности межконфессиональные одиозные споры, а также от информационной войны «газетных статей и видеосюжетов, которые подливают масла в огонь фитны». Его поддержали и другие активисты общины. Согласно местным шиитским источникам, бывший судья шариатского суда джафаритского мазхаба в Эль-Катифе шейх Абдалла аль-Хунейзи обратился к королю Абдалле с просьбой принять решительный меры и издать королевский указ, который бы остановил шквал возмутительных нападок и обвинений в местных  СМИ на шиитов со стороны некоторых суннитских улемов и местных журналистов, призвав короля «отказаться от духа разделения, и заменить его духом единства и гармонии».

Кроме религиозных лидеров шиитов КСА, аналогичные опасения были высказаны также либеральными шиитскими активистами и правозащитниками. Например, Валид Сулайс, представитель «Adala Center for Human Rights» (неправительственное общественное объединение, созданное группой правозащитников в 2011 г. – авт.) отметил, что ситуация более чем серьезная. По его мнению, даже если местные СМИ имели целью затронуть только «Хизбаллу», но пока получается так, что данная проблема затрагивает всех шиитов в королевстве. «Язык ненависти на подъеме в прессе, в социальных сетях и даже на лекциях и в мечетях. Все шииты в целом обвиняются в том, что сейчас происходит в Сирии…, а каждый шиит рассматривается как сторонник ”Хизбаллы”», — отмечает он с сожалением. Особенно его беспокоит, что в результате всего этого усилия, предпринятые правительствами ССАГПЗ на протяжении последних лет, направленные на улучшение отношений между суннитами и шиитами в своих странах будут «потрачены впустую».

В свою очередь активисты шиитской общины, также решили представить свою точку зрения о текущей ситуации на страницах местных СМИ. Джафар Мухаммед аш-Шайеб, избранный председатель Муниципального совета в Эль-Катифе и общественный деятель, в своей статье «Противостояние конфессиональной разобщенности», опубликованной в газете «Аш-Шарк» откровенно заявил, что публикациями подобных выступлений и статей, где доминируют конфессиональная непримиримость и пренебрежение единством общества, игнорируются национальные интересы. По его мнению, попытки некоторых кругов втянуть общества стран Залива в противостояние на конфессиональной почве являются крайне рискованными. «В условиях той напряженности, которая сейчас господствует в регионе, некоторые стали ожидать грядущую конфессиональную войну — религиозную битву после окончания националистической, чтобы оставить регион парализованным и неспособным для любого поступательного развития и прогресса, который включает гарантию свободы их жителям и независимость, особенно после событий ”арабской весны”», — считает Дж.аш-Шайеб. Он поддержал обращение А.аль-Хунейзи, подчеркнув, что судебные и исполнительные органы власти должны усилить контроль за любыми действиями, которые могут спровоцировать конфликт на конфессиональной почве. По его мнению, с учетом национальных интересов, чтобы «не завязнуть в трясине межконфессиональных конфликтов на основе ненависти, и не быть вовлеченным в эти непрекращающиеся провокации» требуется проявить мудрость и здравый смысл, а также дистанцироваться от тех, кто призывает к столкновениям на конфессиональной почве, которые могут произойти. По его мнению, особую ответственность несут СМИ, т.к. некоторые журналисты своими публикациями по конфессиональной тематике толкают еще к большему экстремизму. В своем заявлении для «The Financial Times» он также повторил свою озабоченность продолжающейся религиозной непримиримости в саудовском обществе: «Журналисты, улемы и телевизионные интервью все говорят о том, насколько шииты злонамеренны. И это больше не только о ”Хезболле”».

Тем не менее, несмотря на продолжающуюся антишиитскую риторику накал страстей, можно сказать, пошел на спад, хотя ситуация, конечно, далека от нормализации. Об опасности, которая угрожает «единству страны и уммы» в случае продолжения нагнетания страстей на конфессиональной почве, вновь напомнил шейх Хасан ас-Саффар в своей последней пятничной проповеди. Указав на неприемлемость «натравливания суннитов против шиитов, а шиитов против суннитов», он задался вопросом о причинах нежелания властей, особенно Vинистерства по делам ислама, ввести запрет на пятничные проповеди и выступления улемов, в которых разжигается межконфессиональная вражда. Кроме того, он снова настоял о необходимости продолжения «диалога между мазхабами».

Тем не менее, нельзя сказать, что власти полностью проигнорировали обеспокоенность шиитской общественность королевства. Несмотря на напряженность ситуации, властям удается держать под контролем настроения суннитской «арабской улицы», пока не поступало известий о каких-либо публичных акциях и столкновениях между суннитами и шиитами особенно в провинциях королевства со смешанным населением, за исключением сообщения о гибели двоих шиитских активистов в результате перестрелки при задержании силами безопасности Эль-Катифа и последующих демонстрация во время их похорон. Стоит обратить внимание на слова короля Абдаллы на июньском совещании Совета Министров, что его задача поддержать безопасность в стране, но при этом он не забыл упомянуть о врагах, которые хотят ее подорвать. Как считают некоторые шиитские источники, несмотря на агрессивную риторику со стороны некоторых салафитских улемов близких к правящим кругам, повышение уровня межконфессионального противостояния, не имеет безусловную поддержку со стороны властей и не входит в их планы. Многие в саудовском руководстве уверены, что это связано с существенными рисками, т. к. нагнетание таких настроений может дать обратную реакцию и способствовать мобилизации поддержки шиитов в Сирии, особенно со стороны шиитских общин Залива. Кроме того «повышение градуса» анти-шиитской  риторики привлечет приток местных суннитских джихадистов к участию в сирийском конфликте, что может негативно сказаться и в отношениях с западными союзниками по «сирийскому досье».

Тем не менее, текущие события показали, что ситуация в Сирии оказала влияние не только на местную шиитскую общину, но и на шиитов — граждан других стран, которые проживают и работают в королевстве. Напомним, что в коммюнике по итогам последней встречи стран ССАГПЗ на уровне министров иностранных дел было сказано, что для противодействия влиянию «Хизбаллы» в регионе «будут приниматься меры, направленные против недвижимого имущества, финансовых вкладов и коммерческих операций членов движения, которые проживают в странах — членах ССАГПЗ». В связи с этим появилось сообщение, что власти КСА намерены выслать на родину граждан Ливана, которые подозреваются в участии в нелегальных схемах по оказанию финансовой поддержке «Хизбалле». Это стало известно из заявления посла Саудовской Аравии в Бейруте Али Аввад Асири, которое он сделал 20 июня для местного канала «Televiziyon Al Mustaqbal». Саудовский дипломат подчеркнул, что «Хизбалла» несет полную ответственность за санкции, наложенные на нее странами ССАГПЗ.  «Лицо, проживающее в королевстве и уважающее его законы также будет пользоваться уважением, но нарушающее его законы будет подвергнут санкциям ССАГПЗ», — сказал он. Тем не менее, по сообщению представителей ливанской общины в КСА около 10 человек уже было депортировано из страны, причем не все они шииты по вероисповедованию.