- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет не выдержал испытания демократией

Отстранение от власти египетскими военными избранного президента М.Мурси многие политологи уже успели окрестить «закатом эры государственного исламизма». Начавшийся было после «арабской весны» массовый приход «Братьев-мусульман» во власть в настоящее время на примере Турции и АРЕ столкнулся с серьезным вызовом со стороны старой «светской» политико-бюрократической элиты, которая сформировалась за годы прежних авторитарных режимов и теперь, придя в себя после потрясений «революций», пытается взять политический реванш. Но это совершенно не означает «заката» движения «братьев», которые еще очень долгое время будут оказывать серьезное влияние на политическую ситуацию в арабских странах.

Египту и всему движению «братьев» просто не совсем повезло. Во главе страны и встал не совсем подходящий для этого человек, который своими поступками и просто поведением, вызывает стойкую неприязнь не только у оппозиционеров, но и у своих собственных сторонников. Это вызвало раскол в некогда монолитном движении «братьев», что собственно и предопределило печальный финал для самого М.Мурси. Сейчас многие говорят об ухудшении экономического положения в стране, росте безработицы, постоянных сбоях в подаче электроэнергии и т.п., которые де и привели к «социальному взрыву».  Это несомненно справедливо, но является лишь фоном, не более. Никто не питает иллюзий по поводу того, что чудес на свете не бывает. Кто бы ни оказался на месте  М.Мурси и его кабинета министров, он был бы не в силах кардинально исправить экономическую ситуацию в столь короткие для этого сроки. Что, собственно, нам продемонстрирует в самом скором времени и  новое правительство «национального единства».  Каких бы технократов в него ни назначили сейчас военные, очень быстрых положительных результатов египетский народ на себе не ощутит, а значит общее недовольство только будет расти. Через некоторое время военные столкнуться уже с демонстрациями против нового правительства, и интересно будет понаблюдать, какие меры воздействия они будут применять к протестующим. АРЕ не Саудовская Аравия, и «подушки безопасности» в виде бюджетных поступлений от экспорта углеводородов у египетской армии нет.

Мы ранее говорили уже о стратегической ошибке египетских «братьев», которые, впав в эйфорию от результатов парламентских выборов, решили взять власть целиком и полностью. Понятно, что  любая политическая сила или партия своей конечной целью видит  приход к власти, но в данном сценарии всегда существует стратегия и тактика. Тактика, которую избрали для себя «братья», была глубоко ошибочной.  Взвалить на себя все бремя власти в «разбудораженной» стране, в условиях серьезного и системного экономического кризиса, с абсолютно нелояльным судейским корпусом и военными может только очень уверенный в своей команде в и партийной поддержке человек, коим Мурси не является.  Правильнее тактически было на первом этапе отдать исполнительную власть (по крайней мере – большинство министерских постов) оппозиционерам, что очень скоро привело бы их к фактической  политической смерти, и надолго бы расчистило путь к власти «братьям». При этом вновь встал бы вопрос о лидере движения, на роль которого Мурси явно не годится по своим личностным качествам. Большинство же в парламенте позволяло бы «братьям» в очень значительной мере управлять процессами в эшелонах власти.

Теперь в АРЕ возникает очень непонятная ситуация. То, что произошло, как бы это не пытались  это обелить оппозиционеры, называется военным переворотом. Никакие правовые документы, не говоря уже о конституции, не возлагают на вооруженные силы страны функций обеспечения внутренней стабильности без соответствующих указаний президента и верховного суда. Называя вещи своими именами,  Египет не выдержал испытания демократией, что еще очень долго будет оказывать негативное влияние на ситуацию в стране.

Вопрос о рисках возникновения гражданской войны в настоящее время, по нашей оценке, пока не стоит. Мотивируем. Как мы уже говорили, «братья» в настоящее время расколоты, наблюдается брожение в их руководстве. Существует влиятельная точка зрения в отношении дальнейших путей решения кризисной ситуации, согласно которой «братья» просто возьмут «тайм-аут» до новых парламентских выборов, на которых они снова получат большинство. То есть предполагается действовать примерно по той схеме, которую было целесообразно задействовать с самого начала. Она подразумевает передачу инициативу политическому противнику с контролем законодательной ветви власти, что очень скоро приведет оппозицию к раздраю на фоне общей экономической катастрофы. Ждать прихода крупных инвестиций при таком положении дел внутри страны не приходится, особенно из стран Залива.  Той же точки зрения придерживаются и салафиты. Сторонники исламистов, преимущественно в сельской местности, никуда не делись. А оппозиция после отстранения от власти президента М.Мурси, как это водится, очень быстро переругается. Война или активная террористическая деятельность возможна только при условии полного удаления «братьев» из легального политического процесса (алжирский вариант). Если это произойдет – а к этому некоторые «горячие головы» в оппозиции призывают – это будет долговременный кровопролитный конфликт и очень продолжительная эра общей нестабильности. Выключить больше половины египетского населения из легального политического процесса могут только политические самоубийцы. Данные гражданских активистов о том, что оппозицию поддерживает более 22 млн человек  всерьез воспринимать не надо. Есть, конечно, пример Алжира, но в Египте нет углеводородов, и сейчас не середина 90-х прошлого века.

Еще один вопрос для военных – что делать с президентом Мурси. Его политическая деятельность, судя по всему, закончилась, но физически он является легитимным президентом АРЕ, которого признали все страны мира. Держать его до бесконечности под домашним арестом тоже нельзя. Попытаться устроить над ним суд по обвинениям в нарушении конституции — заранее провальное мероприятие, поскольку оно будет носить ярко выраженную политическую подоплеку. Да и предъявить уже бывшему «де-факто» президенту по большому счету нечего. Военные и оппозиция всеми правдами и неправдами в этой щекотливой ситуации пытаются удержаться в международно-правовом поле, и любых резких движений они постараются избегать. Да и сами «братья», многие из которых к Мурси симпатий не питают, будут категорически против любых уголовных преследований «своего» президента. Лично для автора совершенно очевидно, что уже в среднесрочной перспективе мы станем свидетелями политического ренессанса и «справедливого» суда над нынешним командованием вооруженных сил и МВД.