- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О развитии политического процесса в Ливии

Выбор Нури Абу Сахина новым руководителем Всеобщего национального конгресса (ВНК) свидетельствует, прежде всего, о том, что исламисты продолжают сохранять свое влияние на ливийский парламент. Несмотря на то, что Н.Абу Сахин является формально «независимым» депутатом, он находится в плотной орбите влияния «Братьев-мусульман», и как полагает ряд обозревателей, будет послушным проводником их политики. Это, безусловно, ослабляет позиции коалиции нынешнего премьер-министра А.Зидана, который вынужден пересматривать свои отношения с  рядом ключевых министров и вступать с ними в неформальные союзы.

Среди последних необходимо отметить министра внутренних дел Мухаммеда Шейха, который контролирует отряды вооруженной милиции в пригородах столицы. Он является авторитетным  членом руководства «Братьев-мусульман», и таким образом А.Зейдан не только может опираться на лояльные ему вооруженные части, но и в достаточно уверенно блокировать через М.Шейха попытки части партийной верхушки «братьев» сместить его со своего поста. Кроме того, после отставки со своего поста бывшего министра обороны Ю.аль-Мангуша, А.Зейдан оставил его в качестве своего советника. Это позволяет ему сохранять влияние на вооруженную милицию в Мисурате и на востоке страны, где среди полевых командиров Ю.аль-Мангуш продолжает сохранять сильное влияние.

Основной «головной болью» при этом для премьер-министра остается «война милиций», которая вносит серьезный дестабилизирующий фактор и мешает установлению «понятных» большинству политических сил правил игры. В этой связи А.Зейдан пытается заручиться поддержкой тяжеловесов среди полевых командиров. Действуя где подкупом в виде раздачи должностей во вновь формируемых вооруженных силах, где жестким ультиматумом, премьер пытается минимизировать роль вооруженных иррегулярных формирований с целью достижения цели минимизации их влияния на политические процессы в стране. В частности, полевые командиры Шариан и Факхлум на шантаж поддались и обязались расформировать свои отряды к 1 июля с.г., что ими и было сделано.  Отметим, что ультиматум А.Зейдан предъявил им 27 июля с.г. Но и тот, и другой командир не являются основными возмутителями спокойствия  в силу малочисленности возглавляемых ими групп.

Наиболее крупные отряды продолжают успешно сопротивляться попыткам правительства создать вооруженные силы с единым командованием и жесткой дисциплиной. К последним можно отнести вооруженные отряды из Зейтана под командованием А.Накера (именно его группы блокировали 3 июля с.г. Министерство внутренних дел в г.Триполи), крупного полевого командира из Триполи Хашира Башра и командующего вооруженными отрядами в Бенгази  Абдельрауфа Сахати. В качестве основного условия своего инкорпорирования в новую ливийскую армию они называют сохранение за ними командования своими группами, которые должны влиться в военную структуру целиком в качестве самостоятельной боевой единицы. Выполнение такого условия полностью нивелирует основной замысел, который предполагает «распыление» отрядов вооруженной милиции между разными местами дислокации и подразделениями, и сохраняет потенциальную угрозу продолжения существующей сейчас практики неподчинения центральному командованию.

В этих условиях фигура нового министра обороны (вместо ушедшего Ю.аль-Мангуша) становится принципиально важной для А.Зейдана. В настоящее время шорт-лист вероятных претендентов на этот пост, которых будет рассматривать ВНК, включает в себя пять человек. При этом креатурой А.Зейдана является бывший военный руководитель Феззана Юнис Букхмада. Он командует сейчас специальными силами на востоке Ливии и очень близок к нынешнему премьеру. Имеет опыт переговорщика: в свое время успешно провел переговоры с племенной верхушкой в Феззане, итогом которых  стало прекращение вооруженных стычек между племенами каддафа (племя бывшего ливийского лидера) и улед слиман. В случае его назначения есть все шансы на то, что в скором времени А.Зейдан получит лояльные себе вооруженные силы, которые смогут довольно уверенно конкурировать с иррегулярными формированиями. Плюс наличие единой армии будет серьезным доводом для Запада снять эмбарго на поставки в Ливию оружия, что не позволяет говорить о перевооружении новой ливийской армии сколь-нибудь серьезно. Такой поворот, однако, может не устроить «братьев», которые не желают возникновения сейчас единой ливийской армии с жестким вертикальным подчинением. При этом последние события в Египте их   лишний раз укрепили в этом.