- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

События в Египте. Взгляд из Каира

Произошедшее в Египте за последние несколько дней без особых экивоков может быть определено как военный переворот. И не важно, насколько благие цели ставил перед собой военный министр Абд аль-Фаттах ас-Сисси подготавливая и проводя его. Законно избранный президент Мухаммед Мурси был отстранен от власти, ряд деятелей из руководства движения «Братьев-мусульман» (Хайрат аш-Шатер), а также салафитских движений (Хазем Салах Абу Исмаил) были арестованы, за то, что они, якобы, призывали к сопротивлению армии. Приостановлено действие конституции. Распущен парламент. Назначен временно исполняющий должность президента, ничем себя не проявивший в политике глава Конституционного суда Адли Мансур. Были закрыты ряд исламистских телеканалов. В ответ на вопрос, на каком основании был смещен действующий президент, большинство египтян с площади Тахрир отвечают, что он не соответствовал чаяньям народа, не выполнил свои обещания. Вопрос о том, что этого совершенно недостаточно для того, чтобы спустя всего лишь год «скинуть» народного избранника вызывает недоумение и непонимание. Слова о том, что в стране, которая считает себя демократией, есть строго прописанные процедуры отстранения от власти главы государства, вызывают достаточно резкую реакцию. По словам тех египтян с центральной площади Каира, с которыми автору удалось побеседовать, у них своя демократия и что вообще демократия — это власть народа, и, значит, если Мурси не угоден большинству египтян, то его свержение является законным демократическим актом.

Подобная логика отсылает нас к первым десятилетиям халифата, когда после смерти пророка Мухаммеда были выработаны критерии, по которым избирался халиф; возник институт ар-рида (избранным мог быть только тот, что кто был угодным (ридан) общине, и догмат об иджма, о непогрешимой моральной санкции общины верующих, которая воспринималась как носитель божественного начала. Как писал отечественный востоковед П.А. Грязневич, в период праведных халифов было окончательно сформулировано представление о том, что конечным третейским судией является Бог-Аллах, волю которого на земле воплощает стихийная воля общины верующих. Ее волеизъявление идентифицировалось с волей Аллаха1 [1].

По той же логике те, кто отстранил М.Мурси от власти, не преступили закон, так как президент перестал быть угодным общине. Впрочем, озвученная лидерами движения «Тамарруд» (восстание) цифра в 22 миллиона человек выразивших свое недоверие президенту и потребовавших проведения досрочных выборов, хотя и очень велика, но не указывает на то, что большинство египтян (около 50 миллионов обладающих избирательным правом), желают смены режима.

С другой стороны, Запад и США, трактующие принципы демократии в зависимости от того, какие политические цели они преследуют в настоящий момент, показали быстро обучаемым египтянам, как можно использовать демократическую риторику для санкционирования деяний, которые явно противоречат основам демократического строя. Действительно, если странам, которые являются основными гарантами соблюдения демократии в мире, позволено либо свергать, либо активно участвовать в свержении законно избранных режимов, то почему это не могут делать египтяне.

Вызывают ряд сомнений и непрестанно повторяемые СМИ слова о стихийном волеизъявлении масс. Как представляется, «революционная» ситуация в стране долго и тщательно готовилась. Многие СМИ в течении всего непродолжительного срока президентства Мурси жестко критиковали любые его внешне и внутриполитические шаги, создавая образ беспомощного несамостоятельного правителя. Вызывают удивление и другие «совпадения». В Каире в последние дни неожиданно появился бензин и дизельное топливо, хотя еще недавно за ними выстраивались многочасовые очереди, что очень сильно распаляло египтян. Внезапно прекратилось ставшее за последние месяцы регулярным отключение электричества во многих мухафазах.

Итак, Египет расколот. Предстоящие несколько дней до начала Рамадана (в ночь с 9 на 10 июля) вероятно, будут насыщены событиями. И скорее всего, без многочисленных жертв не обойдется. Днем 5 июля трое сторонников Мурси были убиты на подходе к КПП Национальной гвардии, где как считается, содержится свергнутый президент. Пять полицейских были убиты на Синае, где скорее всего в ближайшее время будет введено чрезвычайное положение. Пятого же числа в восьми провинциях произошли серьезные столкновения между сторонниками и противниками Мурси. Наиболее серьезные – в Каире (на мосту 6 октября) и Александрии. Лишь за один день  5 июля погибли около 30 человек.

Остается надеяться, что приближающийся Рамадан ненадолго снизит накал политической борьбы в стране.

1 [2] Грязневич П.А. Ислам и государство (к истории государственно-политической идеологии раннего ислама) / Ислам: Религия, общество, государство. Сборник статей. Отв. редакторы П.А. Грязневич и С.М. Прозоров. М.: Наука. ГРВЛ, 1984, С. 198.