- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2013 года)

В июне 2013 года в Ираке сохранялась очень сложная военно-политическая обстановка. В стране усиливается напряженность в отношениях между шиитской и суннитской общинами, которая может перерасти в полномасштабную и кровопролитную гражданскую войну. Сложными остаются отношения центрального правительства в Багдаде с властями Региона Курдистан. Повышенная напряженность сохраняется в сфере безопасности. В Ираке не спадает повышенный уровень вооруженного насилия. В минувшем месяце основным событием в области внешней политики стало принятие 27 июня Советом Безопасности ООН резолюции 2017 о прекращении действия в отношении Ирака статьи VII Устава ООН, и смягчении санкций, введенных резолюциями 686 и 687, которые были приняты Совбезом ООН в 1991 году. Все эти резолюции ограничивали суверенитет иракского государства.

Премьер-министр Нури аль-Малики постоянно призывает всех сограждан противостоять межконфессиональной розни, чтобы «защитить народ и страну». Глава правительства предостерег, что разжигание вражды на национальной или религиозной почве может привести к распаду Ирака. Он призвал к сохранению национального единства страны и решению всех проблем путем диалога, отметив, что необходимо работать над тем, чтобы преодолеть угрозу кровопролития. Н.аль-Малики указал на террористическую опасность, нависшую над страной «в результате возвращения на арену таких группировок как «Аль-Каида» и «Джабхат ан-нусра», которые проповедуют религиозный экстремизм. Волна, поднятая в регионе, захлестнула Ирак и угрожает стабильности и мирной жизни граждан». По мнению Н.аль-Малики, «иракцы смогут противостоять этому серьезному вызову, только укрепив национальное согласие». Он напомнил, что «в недавнем прошлом иракский народ сумел преодолеть конфессиональный раскол и выйти из политического кризиса». Министр иностранных дел Ирака Х.Зибари считает, что «самая страшная и устойчивая волна насилия в стране с 2008 года» не приведет к гражданской войне. Иракцы были близки к гражданской войне, и хотя «каждый сейчас на пределе, но не бросается в крайность». По мнению Зибари, «кризис является управляемым, и мы приложим все усилия для его решения».

В июне 2013 года положение дел в сфере безопасности в Ираке продолжало характеризоваться повышенной напряженностью. На высоком уровне сохранялась активность экстремистских группировок, как суннитских, так и шиитских. Количество жертв вооруженного насилия снизилось, по сравнению с маем, однако оставалось высоким. Так, по данным Миссии ООН в Багдаде, общее число погибших от терактов, вооруженных нападений и других видов насилия составило в минувшем месяце 761 человек (в мае – 1045 человек), в том числе 554 гражданских лица (в мае – 782 человека). Общее количество раненых (гражданских лиц, военных и сотрудников МВД) составило 1771 человек (в мае – 1832 человека). В то же время по явно заниженной информации иракских правительственных органов, число погибших от различных видов насилия в Ираке в минувшем месяце составило 240 человек, а 379 человек получили ранения.

Наибольшее число жертв приходится на Багдад и его окрестности: 258 погибших и 692 раненых. Далее следуют провинции Салах-эд-Дин (административный центр Тикрит), Найнава (Мосул), Дияла (Баакуба) и Анбар (Рамади). В каждой из этих провинций число жертв различных видов насилия превысило 100 человек. Наиболее крупная серия терактов была совершена 10 июня, когда погибли 70 и пострадали до 250 человек. Террористы действовали в провинциях Дияла, Салах-эд-Дин, Найнава и в Багдаде.

Оппозиционные силы и даже партии, входящие в правительство, постоянно и резко критикуют власти за их несостоятельность в борьбе с терроризмом и неспособность обеспечить безопасность в стране. Так, лидер главного оппозиционного политического блока «Аль-Иракия» А.Алауи, заявил 25 июня, что причина продолжающегося отсутствия безопасности в Ираке заключается в том, что премьер-министр Н.аль-Малики взял на себя большую часть силовых постов. Алауи считает, что «система безопасности в Ираке не должна исчерпываться «наличием одного человека, который держит все позиции в силах безопасности, имеется в виду аль-Малики». Один из главных оппозиционеров, спикер иракского парламента У.ан-Нуджаифи обвинил правительство в «провале» управления силами безопасности, а проводимые властями произвольные аресты назвал способом «прикрыть свои неудачи». Представитель шиитского Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) А.А.Махди, (эта организация контролирует многие важные посты в силах безопасности и армии), считает, что правительство совсем не знает, как бороться с проблемой террористических атак. «Мы либо реагируем на них на сектантской основе, или только даем им большую популярность, поддержку и пространство, которых они не заслуживают. Или мы имеем дело с ними случайно, убивая невинных, а не преступников». Махди утверждает, что власти должны быть в состоянии различать тех, кто стоит за атаками, и простых людей. Обвиняя правительство в неспособности восстановить безопасность, шиитский политик предупреждает, что в Ираке вооруженные группировки «процветают и находят поддержку», а «терроризм не появляется из ниоткуда. Он рождается в обществе и в религиозной среде. Мы не добьемся успеха в борьбе с ним, если нам не удастся лишить его этой среды».

В июне основная часть терактов, вооруженных нападений и других насильственных действий была совершена в северных, западных и центральных провинциях Ирака в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Баакуба, Самарра, Балад, Байджи, Эль-Фаллуджа, Тикрит, Рамади, Эт-Таджи, Карма, Абу-Грейб, Эль-Искандерия, Джебла, Эр-Рутба, Сальман-Пак, Эль-Хариджия, Абу Сайда, Эн-Нахия, Хамран, Мадаин, Эль-Мукдадия, Дуджаиль, Нахраван, Джидайдат-аль-Шатт и в ряде других мест. Активизируется повстанческая деятельность в провинциях Найнава и Анбар.

В минувшем месяце в Багдаде и прилегающих к столице районах регулярно продолжали происходить теракты, в том числе крупные, и вооруженные нападения. Так, 18 июня 31 человек погиб и около 60 получили ранения в результате двойного теракта в шиитской мечети на севере Багдада, а 22 июня в результате еще одного террористического нападения на шиитскую мечеть на севере столицы погибли 18 и получили ранения 22 человека. Семь бомб было взорвано 24 июня в багдадских районах, населенных шиитами. Погибли 27 человек. По мнению многих жителей столицы, Багдад в значительной степени превратился в арену противостояния между боевиками шиитских и суннитских вооруженных группировок.

Нестабильная, с элементами напряженности ситуация сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, а также в различных районах провинции Найнава. Здесь регулярно продолжают происходить вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Так, в результате серии терактов, совершенных в Мосуле 10 июня, погибли 29 и получили ранения 80 человек. В городе был введен комендантский час. Кроме того, в провинции Найнава неоднократно происходили вооруженные столкновения военных и сил безопасности с боевиками экстремистских группировок. Как отмечают местные политические наблюдатели, в Мосуле продолжает набирать силу иракская ветвь «Аль-Каиды», которая, наращивая свои финансовые ресурсы и используя «антиправительственный гнев» части населения, всё чаще проводит успешные операции. Активно действуют в городе и боевые группы бывших баасистов. В целом «Мосул и его окрестности стали главными очагами в борьбе между суннитами и шиитами».

Террористы и боевики продолжают активно действовать в соседнем Киркуке и провинции Ат-Таамим. Напряженность в городе в значительной степени вызвана сохраняющимся противостоянием арабского и туркоманского населения с курдами.

Напряженная ситуация сохраняется в северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце произошло несколько крупных терактов. В частности, 7 июня в результате теракта в городе Эль-Мукдадия погибли 17 человек, среди которых 12 иранских паломников, еще 45 человек получили ранения. 14 июня подразделения спецназа при поддержке полиции начали в провинции масштабную операцию под кодовым названием «Атака рыцарей Диялы» против бандформирований исламистов, связанных с «Аль-Каидой». Операция началась в районах Эль-Мукдадия, Абу-Саида, Хамарайн и затем распространилась на другие территории региона. По официальной информации, местное население оказывает активную поддержку силовикам. По заявлению военного командования, операция будет продолжаться до тех пор «пока ее цели не будут достигнуты».

Неспокойная обстановка сохраняется в центральной провинции Салах-эд-Дин. В частности, 25 июня 22 человека погибли и около 35 пострадали в результате двойного теракта в городе Туз-Хурмату. Преступление было совершено среди участников акции протеста, организованной иракскими туркоманами с требованием к правительству защитить их общину. Лидер иракских туркоманов М.аль-Махди Баяти выступил с угрозами отделить Туз Хурмату от провинции Салах-эд-Дин, если федеральное правительство не ответит обещанием превратить район в провинцию. «Мы… образуем туркоманскую провинцию, потому что шиитские туркоманы начинают чувствовать, что они подвергаются риску». Туркоманы призвали багдадские власти направить в город дополнительные силы армии и полиции, а также настаивают на формирования туркоманских «Сил пробуждения» для восстановления стабильности в районе. После серии терактов, совершенных в городе в июне, правительство Ирака объявило Туз-Хурмату «зоной бедствия».

В конце июня город посетила делегация иракского правительства во главе с вице-премьером Х.аш-Шахристани, после чего в Багдаде было принято решение о формировании для защиты туркоманского населения в регионе полка сил чрезвычайного назначения, укомплектованного на 50 проц о туркоманами, а также туркоманского полка «Сил пробуждения». Однако это решение не было поддержано представителями местного арабского и курдского населения, а также правительством курдской автономии. Напомним, что Туз Хурмату относится к спорным территориям, управление которыми, согласно решению от 2009 года, осуществляется совместно Эрбилем и Багдадом. Сообщают о прибытии в район Туз Хурмату двух полков федеральной полиции (аналог внутренних войск) и подразделений спецназа.

В западной провинции Анбар практически ежедневно происходят теракты и вооруженные нападения. Иракская армия при поддержке вертолетов в начале июня провела крупную операцию против боевиков в районе, расположенном между провинциями Анбар и Кербела после убийства 14 пограничников.

На юге Ирака в июне теракты и вооруженные нападения имели место в городах и прилегающих к ним районах: Хилла, Басра, Амара, Эль-Азизия, Эн-Насирия, Хувейджа, Эль-Кут и в некоторых других местах. Крупная серия терактов в южных районах Ирака была совершена 16 июня, когда погибло свыше 20 человек.

Обстановка в провинциях, входящих в состав Региона Курдистан, в минувшем месяце в целом оставалась стабильной. По имеющейся информации, к концу июня две трети боевиков сепаратистской Рабочей партии Курдистана покинули Турцию, и перешли на территорию Северного Ирака.

Сложность военно-политической обстановки в Ираке обусловлена и продолжающимся конфликтом между центральным правительством в Багдаде и руководством курдской автономии в Эрбиле. В то же время в июне случаев вооруженных столкновений между иракской армией и курдскими силами «пешмерга» отмечено не было.

В начале июня МВД Ирака отдало «жесткое» распоряжение о выводе курдских военных формирований «пешмерга» из района городов Туз-Хурмату и Сальман-Пак, а также некоторых районов провинции Ат-Таамим, мотивируя это тем, что данные территории должны находиться под юрисдикцией центрального правительства. Курдское руководство не выполнило это распоряжение.

На ситуацию в сфере безопасности в Ираке растущее негативное воздействие оказывает гражданская война в Сирии. На границе между двумя государствами регулярно происходят вооруженные столкновения иракских пограничников с различными вооруженными группировками, в том числе, действующими на сирийской территории. В связи с возросшей опасностью проникновения из Сирии и Иордании крупных сил боевиков иракское командование направляет на границу с этими странами дополнительные силы. Всего в районы, прилегающие к границе с Сирией и Иорданией, будут направлены четыре бригады с приданной бронетехникой.

3 июня премьер-министр Ирака Н.аль-Малики заявил, что «решение некоторых европейских стран снабжать оружием «сирийскую оппозицию» напрямую оказывает негативное влияние на безопасность Ирака и его стабильность». По словам Н.аль-Малики, оружие, поставляемое Западом противникам президента Сирии Б.Асада, «просачивается на территорию Ирака за счет налаженных отношений между террористами и экстремистами из «Джабхат ан-нусра», ячеек «Аль-Каиды», действующих по обе стороны сирийско-иракской границы, других преступных групп».

В июне власти Ирака впервые открыто признали факт участия граждан своей страны в сирийской гражданской войне. При этом было заявлено, что «правительство не несет ответственности за индивидуальное участие в боевых действиях (в Сирии, — В. Ю.) на чьей либо стороне». Глава МИД Ирака Х.Зибари также подтвердил, что ограниченное число иракских добровольцев отправилось в Сирию «без санкции или одобрения и поддержки со стороны правительства или иракского режима или политических лидеров». По словам Х.Зибари, «иракские шиитские боевики принимают участие в боях в Сирии, также как и сунниты из стран Залива (Персидского, — В. Ю.) находятся в этой стране».

Х.аль-Мири, министр транспорта Ирака и лидер «Организации Бадр» (бывшей крупной шиитской вооруженной группировки) считает, что мусульмане-шииты из Ирака и «других мест» продолжат воевать в Сирии против «дикарей» из «Аль-Каиды», если шииты и их святыни будут подвергаться нападениям.

По информации СМИ, три основных шиитских группировки в Ираке – «Армия Махди», «Асаиб Ахль аль-Хакк» и «Катаиб Хизбалла» направляют добровольцев в Сирию. Оценочно, численность иракских шиитских боевиков в Сирии составляет от 600 до 1000 человек.

Радикальный шиитский лидер М.ас-Садр издал в июне «жесткое предупреждение» главарям «Аль-Каиды», потребовав, чтобы люди А.аз-Завахири «прекратили террористическую интервенцию в Сирии». По словам М.ас-Садра, «Аль-Каида» «должна держаться подальше от Сирии», и «позволить суннитам, алавитам и шиитам продолжить жить мирно – как это и было на протяжении столетий».

Очень сложной остается ситуация с сирийскими беженцами, число которых на территории Ирака превысило 158 тыс. человек.

А.Б.аль-Багдади, главарь иракского ответвления «Аль-Каиды» — «Исламского государства в Ираке» — отверг указания руководителя международной террористической сети А.аз-Завахири установить более тесные союзнические отношения с воюющей против режима Асада в Сирии террористической группировкой «Джабхат ан-нусра».

В начале июня в Багдаде сообщили о раскрытии в Ираке ячейки «Аль-Каиды», производившей химическое оружие. Как заявили в военном ведомстве, «спецслужбы при министерстве обороны Ирака обнаружили три фабрики — две в Багдаде и одну в одной из провинций, на которых было налажено, в частности, производство зарина и иприта для последующего возможного использования в Ираке, Европе и Северной Америке».

По оценкам иракских политических наблюдателей в условиях усиления межконфессиональной напряженности в стране происходит рост числа шиитских вооруженных формирований и групп. При этом также происходит усиление соперничества между различными шиитскими группировками, что нередко приводит к вооруженным столкновениям между их боевиками. Так, в июне в Багдаде имели место перестрелки между сторонниками М.ас-Садра и группировки «Асаиб Ахль аль-Хакк». В этой связи М.ас-Садр потребовал от правительства прекратить деятельность вооруженных группировок в столице.

Иракские власти заявляют, что суннитские вооруженные группировки, особенно связанные с бывшими офицерами армии С.Хусейна, совершают провокационные нападения на шиитские мечети и святыни, мусульман-шиитов, а также на различные государственные объекты. В то же время недавно созданные шиитские вооруженные группировки в основном состоят из необученной молодежи, и не могут успешно противостоять опытным суннитским боевикам.

В целом в прошедшем месяце террористы и боевики в различных районах Ирака продолжали совершать вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей, военнослужащих правительственной армии и полицейских, бывших и действующих бойцов и командиров суннитских военизированных формирований «сахва», представителей интеллигенции. В стране вновь отмечено увеличение числа похищений людей, в том числе по политическим мотивам. Так, 11 июня в провинции Дияла боевики, связанные с местным ответвлением «Аль-Каиды», похитили 22 человека. Новым явлением для Ирака стали теракты, направленные против футбольных болельщиков. Так, 27 июня в результате серии взрывов в Багдаде и Баакубе погибли 22 человека, десятки людей получили ранения. Радикальные исламисты заявили, что футбол является «неприличным» видом спорта.

Многие теракты совершаются боевиками-смертниками, подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи зданий различных государственных учреждений и общественных организаций, различных военных и полицейских объектов. Боевики обстреливают правительственные объекты из минометов и ракет. В ряде случаев террористы и боевики действуют, переодевшись в форму иракских военнослужащих или сотрудников полиции.

В различных районах Ирака продолжают активно действовать криминальные элементы, в том числе организованные преступные группировки, которые зачастую хорошо вооружены.

Два человека погибли и 40 получили ранения в результате минометного обстрела неизвестными лагеря иранских диссидентов вблизи Багдада, который произошел 15 июня. В лагере размещены беженцы — члены иранской леворадикальной группировки «Моджахедин-э Халк», ведущей борьбу против нынешнего иранского режима.

По состоянию на 1 июля 2013 года в силовых структурах Ирака числилось около 806,6 тыс. человек, в том числе в вооруженных силах — 271,4 тыс. человек, в различных структурных подразделениях МВД – 531 тыс. человек и в Иракских специальных оперативных силах (подчиняются непосредственно главе правительства) – 4,2 тыс. человек.

В июне 2013 года потери военнослужащих и сотрудников МВД в ходе проведения антитеррористических и специальных операций, а также при повседневной служебной деятельности составили убитыми 208 человек, в том числе 76 военнослужащих и 131 полицейский (в мае — 263 человека, в том числе 82 военнослужащих и 181 полицейский). Число раненых военнослужащих составило в июне 171 человек (в мае — 206 человек).

Более 1000 военнослужащих-курдов, проходивших службу в 16-й бригаде иракской армии, дезертировали и заявили о своем желании присоединиться к курдским военным силам «пешмерга». Массовое дезертирство курдских солдат и офицеров произошло после того, как бригада получила приказ командования передислоцироваться из северной части страны на юг по причине отказа курдских военнослужащих участвовать в апреле в разгоне демонстраций протеста в городе Хувейджа. Министерство «пешмерга» в правительстве курдской автономии заявило 12 июня, что оно будет решать проблему курдских военнослужащих из 16-й бригады, если Министерство обороны федерального правительства не сделает этого.

Председатель Комитета начальников штабов (КНШ) вооруженных сил США генерал М. Демпси 26 июня сообщил, что американская сторона в связи с кризисом в Сирии изучает возможности расширения военной помощи Ираку, прежде всего, путем ускорения продажи оружия и военной техники, а также отправки «групп военных инструкторов». В то же время речь не идет об отправке в Ирак американских войск. Председатель КНШ уже отдал указания Объединенному центральному командованию (ОЦК) ВС США рассмотреть возможности расширения военной помощи Ираку. Напомним, что Ирак входит в зону ответственности ОЦК. Со своей стороны, в Багдаде заявили, что «Ирак открыт для расширения военного сотрудничества с США», в частности, в деле подготовки военнослужащих национальной армии. Ирак также будет приветствовать увеличение поставок американского оружия и военной техники.

В настоящее время в Ираке находятся 100 американских военных и гражданских специалистов, работающих в вооруженных силах этой страны. Все они включены в штат посольства США в Багдаде.

В соответствии с контрактом от 2009 года, Армия США в июне поставила сухопутным войскам Ирака три многоцелевых вертолета Bell 407 Scout. В настоящее время на вооружении иракских сухопутных войск состоят 10 многоцелевых вертолетов Bell 206, 22 многоцелевых вертолета EC-635 (еще два заказаны), 44 Ми-8/Ми-171 и 15 Bell UH-1H Huey.

Заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» А. Михеев 28 июня сообщил, что первый контракт с Ираком в рамках пакетного многомиллиардного соглашения предполагает поставку более десяти боевых вертолетов Ми-28НЭ «Ночной охотник» с комплектом вооружения. Контракт носит комплексный характер и включает как программу обучения пилотов и технического персонала, так и поставку вооружения для вертолетов. Как заявил Н.аль-Малики, поставки российских боевых вертолетов могут начаться уже в сентябре текущего года.

30 июня Министерство юстиции Ирака сообщило, что «4296 заключенных были освобождены в течение первой половины этого года, в том числе 311 женщин». В соответствии с отчетами гуманитарных организаций, занимающихся вопросами прав человека в Ираке, общее число заключенных во всех иракских тюрьмах составляет 24568 человек. В ответ министерство юстиции Ирака назвало данную цифру «сильно преувеличенной».

Таким образом, в июне 2013 года ситуация в сфере безопасности в Ираке продолжала оставаться напряженной. На высоком уровне сохраняется террористическая активность экстремистских группировок.

В июне 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке оставалась очень сложной. Острое противостояние сохраняется между правительством во главе с Н.аль-Малики и поддерживающими его политическими силами и оппозицией. Причем возможность достижения компромиссных договоренностей с целью вывода Ирака из многолетнего политического кризиса и стабилизации обстановки в стране пока не просматривается. Ситуацию осложняет повышенная напряженность между шиитской и суннитской общинами. Негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке продолжает оказывать и затянувшийся конфликт между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии.

Ведущие иракские политики из враждующих блоков, партий и объединений периодически проводят встречи, на которых обсуждаются пути преодоления разногласий и вывода страны из затянувшегося кризиса. Однако пока эти контакты не привели к каким-либо осязаемым практическим результатам. Так, в начале июня в Багдаде в доме А.аль-Хакима — лидера шиитского ВИСИ прошла встреча с участием главы правительства Н.аль-Малики, спикера парламента У.ан-Нуджаифи и вице-президент Ирака, Х.аль-Хузаи. По итогам встречи было объявлено о примирении между Н.аль-Малики и У.ан-Нуджаифи, но, как показал дальнейший ход событий, это примирение оказалось недолговечным.

9 июня Н.аль-Малики обратился с призывов к иракским политическим силами «сплотиться на патриотической платформе, поставив национальные интересы выше партийных и конфессиональных амбиций».

Ощутимым ударом по сторонникам Н.аль-Малики стало формирование провинциального правительства Багдада по результатам местных выборов, состоявшихся в апреле. Так, шиитские и суннитские партии объединились и 15 июня объявили о создании провинциального правительства Багдада без участия партии Н.аль-Малики «Государство закона», которая получила на выборах в региональной законодательном собрании 20 мест из 58, став самой крупной его фракцией. Но этого ей не хватило, чтобы стать правящей. Блок, возглавляемый М.ас-Садром (11 мест), суннитский блок «Муттахидун» (7 мест), Блок граждан с 6 местами и другие мелкие партии сумели объединиться и создать провинциальное правительство без участия самой крупной фракции. При этом представитель «Муттахидун» получил должность руководителя провинциального собрания, сторонники М.ас-Садра – пост губернатора, а ВИСИ – пост мэра столицы. Самое неприятное и «недобрый знак на будущее» для» Н.аль-Малики состоит в том, что его партия не смогла привлечь на свою сторону девять депутатов из мелких партий, или договориться с блоком М.ас-Садра, что решило бы дело. Отметим, что свою роль сыграло то, что за два срока пребывания у власти Н.аль-Малики не решил практически ни одной проблемы страны и ее столицы. В целом апрельские муниципальные выборы в провинциях с преимущественно шиитским населением показали падение его поддержки со стороны избирателей-шиитов.

20 июня в двух провинциях с преобладающим суннитским населением – Найнава и Анбар — прошли выборы в местные законодательные собрания. Как известно, власти Ирака отложили их проведение на два месяца по соображениям безопасности. На 69 мест в двух региональных парламентах претендовали 1185 кандидатов, представлявших 44 политические партии, а также независимые кандидаты.

По данным Высшей независимой избирательной комиссии Ирака, наибольшее число мест в законодательном собрании провинции Анбар (8 из 30) получил список «Муттахидун»», возглавляемый спикером иракского парламента У.ан-Нуджаифи. Второе место (5 мандатов) занял блок «Государство закона» во главе с Н.аль-Малики.

Что касается провинции Найнава, то здесь наибольшее число мандатов (11 из 39) получил курдский «Список братства и сосуществования», в то время как список «Муттахидун» во главе с губернатором провинции А.Нуджаифи занял второе место, получив 8 мест. Отметим, что в провинциальном совете Найнавы десять мест отданы женщинам и три — представителям национальных меньшинств.

23 июня более тысячи представителей племен, интеллигенции и сторонников списка «Национальный альянс» провинции Дияла вышли на демонстрацию в знак протеста против формирования новых местных властей. «Демонстранты отвергли новые незаконно избранные и неконституционные органы местного самоуправления, утвержденные в условиях маргинализации крупнейшего компонента — шиитского союза», — заявил представитель «Национального альянса». По его словам, избрание губернатора, председателя провинциального совета и вице-президента совета было проведено без ведома более одной трети депутатов, а 11 членов местного совета не были уведомлены о дате и месте проведения заседания.

Сложными остаются отношения между центральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии. Между сторонами остается неурегулированным целый ряд проблем политического, экономического, территориального и военного характера.

5 июня глава правительства Региона Курдистан Нечирван Барзани заявил, что, несмотря на разногласия между политическими партиями, не будет никакого компромисса в приверженности автономного региона защите своих прав. Он также пообещал, что курдское руководство не отступит от своих требований к Багдаду, и будет продолжать настаивать на решении споров по поводу бюджета, спорных территорий и нефти. Н.Барзани отметил, что основные споры между Эрбилем и Багдадом по-прежнему сохраняются, и что правительство автономии пытается найти их решение с центральным правительством. При этом курды не отступят от своего требования полной реализации ст. 140 конституции Ирака, касающейся спорных территорий, справедливой доли курдов в бюджете Ирака, финансирования военных сил «пешмерга» и права развивать собственный нефтегазовый сектор. Вместе с тем, по словам Н.Барзани, курды будут соблюдать конституцию Ирака, а иракская сторона должна оценить эту приверженность курдов. «Мы считаем себя партнерами в Ираке, и мы должны рассматриваться как равные партнеры. Мы ищем решения, но мы никогда не пойдем на компромисс в наших правах и не упустим того, что мы уже достигли», заявил Н.Барзани, подтвердив, что курды никогда не согласятся находиться под контролем центрального правительства.

В этот же день президент Региона Курдистан Масуд Барзани заявил, что в случае провала нового раунда переговоров с Багдадом иракским курдам придется искать «новый подход» к отношениям с Ираком. Он отметил, что возобновившиеся в мае переговоры – последний шанс положить конец разногласиям. «Независимость – главная цель курдского народа. Мы имеем полное право на собственное государство. Я уверен, что только так можно урегулировать курдскую проблему», — подчеркнул М.Барзани.

Центральное правительство Ирака регулярно проводит в полном составе выездные заседания в одном из регионов страны. На этот раз, 9 июня такое заседание состоялось в столице курдской автономии Эрбиле. Обе стороны попытались использовать мероприятие в интересах ослабления напряженности в отношениях Центра с автономией. Состоялись переговоры между Н.аль-Малики и М.Барзани. На них речь шла о необходимости урегулирования нерешенных вопросов между регионом и федеральным правительством. М.Барзани выразил надежду, что визит Н.аль-Малики, который он описал как «решающий», станет началом процесса разрешения вопросов между Багдадом и Эрбилем. По словам курдского лидера, во время встречи была достигнута договоренность ускорить решение вопросов в соответствии с соглашениями, достигнутыми сторонами в апреле (см. обзор за апрель 2013 г.). Посещение Н.аль-Малики Эрбиля стал его первой поездкой в курдскую автономию с 2010 года.

По итогам посещения Эрбиля Н.аль-Малики сообщил, что он согласен с М.Барзани по поводу вопроса о финансировании курдских военных сил «пешмерга», а также со статьей 140 конституции Ирака, регулирующей способ проведения границ спорных территорий. Вместе с тем, Н.аль-Малики подчеркнул: «У меня и Барзани нет волшебной палочки, чтобы решить все проблемы сразу, но по определению, это может быть достигнуто, и мы работаем над этим». По словам М.Барзани, «наши ожидания не должны быть слишком высокими. Мяч находится на стороне федерального правительства в Багдаде. Эта встреча не даст подробные решения нерешенных вопросов, но уверен, что она открывает дверь для диалога и взаимопонимания на основе доброй воли». Иракские политические эксперты отмечают, что «ослабление кризиса с курдами поможет Н.аль-Малики, который сталкивается с усилением кампании суннитских исламистских повстанцев и месяцами протестов суннитских лидеров, обвиняющих шиитского премьера в маргинализации суннитов страны», причем «аль-Малики, вероятно, признает, что необходимо сотрудничать в краткосрочной перспективе. Суннитские протесты и гражданская война в Сирии причиняют ему большой дискомфорт».

Вице-премьер Ирака Х.аш-Шахристани 12 июня сообщил, что федеральное правительство в Багдаде до сих пор не достигло соглашения с курдским руководством по вопросу оплат сборов с нефтяных компаний, работающих в регионе. Он добавил, что этот вопрос не обсуждался во время совещаний, проведенных между федеральным правительством и курдскими чиновниками в Эрбиле.

30 июня парламент курдской автономии проголосовал за продление мандата президента М.Барзани еще на два года. Резолюция была принята большинством депутатов от правящего блока Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана. Оппозиционные партии: Движение за перемены («Горан»), Исламский союз Курдистана и Исламская группа Курдистана («Комала») голосовали против. Отметим, что голосование прошло на фоне массовых протестов, направленных против политики М.Барзани. В соответствии с законодательством Региона Курдистан каждый гражданин автономии имеет право избираться на пост президента только два раза сроком на четыре года. Второй срок пребывания М.Барзани, как избранного президента курдской автономии, заканчивается в июле 2013 года.

Политические партии курдской автономии активно готовятся к выборам в местный парламент, которые назначены на сентябрь текущего года. Так, две главные исламские партии Иракского Курдистана — Исламский союз Курдистана и Исламская группа Курдистана («Комала») — объявили, что они будут действовать по отдельности во время предстоящих выборов. Решение этих партий вызвало разочарование у Исламского движения Курдистана, которое предложило идею совместного исламского блока.

Руководство курдской автономии, не смотря на препоны со стороны федерального правительства, продолжает активно развивать внешнеэкономические связи. В частности, нефтяной гигант США «Chevron Oil Corporation» подписал 17 июня новый контракт с региональным правительством  на разведку нефти в месторождении Кара Даг. Контракт на разведку, подписанный «Chevron», является третьим по счету. Французская компания «Total» приобрела в Иракском Курдистане 80-процентную долю месторождения Баранан, упрочив свои позиции в регионе. В 2012 году эта французская компания купила 35 процентов акций разведочных районов в регионе.

Курдская автономия с 2016 года начнет экспорт газа в Турцию. Причем цена газа из Региона Курдистан будет равна половине стоимости российского газа, экспортируемого в Турцию. На первом этапе Иракский Курдистан намерен экспортировать в Турцию десять миллиардов кубометров газа. В то же время поставка нефти из курдской автономии в Турцию по трубопроводу начнется уже в сентябре текущего года.

Значительные трудности имеются в экономике и социальной сфере Ирака. В стране по-прежнему с перебоями подается электроэнергия, остро ощущается нехватка пресной воды, значительные трудности испытывает транспорт и сельское хозяйство, на высоком уровне остается безработица, сложным остается положение дел в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания населения. Сохраняющаяся в Ираке политическая нестабильность, отсутствие в стране надлежащей законодательной базы, серьезные проблемы в деле обеспечения безопасности, всесилие местной бюрократии отталкивают многих иностранных инвесторов от работы в стране.

В мае и июне 2013 года в Ираке происходило снижение экспорта сырой нефти. Причиной этого, как было объявлено, стали задержки поставок из района Киркука и плохая погода на юге страны. В мае экспорт снизился до 2,484 млн баррелей в сутки, а в июне – до 2,328 млн. баррелей в сутки.

В докладе, опубликованном 28 июня лондонским «Международным центром по изучению проблем развития», говорится, что Ирак, бюджет которого в 2013 году достиг почти 119 млрд долларов, не может сохранить свои богатства из-за коррупции. «Иракская экономика страдает, так как резкие колебания курса динара четко отражаются на экономической ситуации иракских граждан». Авторы доклада объясняют это операциями с отмыванием денег, а также финансовой и административной коррупцией в иракском государстве, которые привели к потерям в почти 3 млрд долларов только за два месяца в 2012 году. Запасы золота иракского Центробанка упали на 20% — с почти 39 т в 2011 году до 31 т в 2012 году. Некоторые эксперты называют председателей иракского Центробанка ответственными за исчезновение 10 т национальных золотых запасов. В докладе отмечается, что «некоторые мощные партии в иракском правительстве стремятся воспользоваться излишком доходов от продажи нефти, чтобы использовать резервы, накопленные Ираком в течение последних десяти лет, и максимизировать свои активы за границей».

12 июня в Багдаде была обнародована долгосрочная энергетическая стратегия Ирака. Разработчики документа прогнозируют, что до 2030 году стране удастся сбыть на внешних рынках нефти и газа на 6 трлн долларов. Кроме того, в планах Багдада значится увеличение нефтедобычи до 4,5 млн баррелей в сутки к 2014 году, а к концу этого десятилетия производство сырья, как ожидается, составит около 9 млн баррелей в сутки. В долгосрочной перспективе Ирак планирует выйти на уровень нефтедобычи в 12 млн баррелей в сутки. Для сравнения: нынешние крупнейшие производители «черного золота» – Россия и Саудовская Аравия – ежесуточно добывают около 10,5 млн и 9,5 млн баррелей соответственно. Инвестиции в иракскую нефтегазовую отрасль в течение 20 лет ожидаются на уровне 620 млрд долларов.

Китай стал крупнейшим внешнеэкономическим клиентом Ирака. КНР покупает почти половину добывающейся в Ираке нефти — 1,5 млн баррелей в сутки. По оценкам экспертов, Китай больше других стран выигрывает от постсаддамовского нефтяного бума в Ираке.

Таким образом, в июне 2013 года внутриполитическая обстановка в Ираке продолжала оставаться очень сложной, что, в первую очередь, обусловлено продолжающимся противостоянием между правительством Н.аль-Малики и преимущественно суннитскими оппозиционными силами. Возрастающее негативное воздействие на политическую ситуацию в Ираке оказывают гражданская война в Сирии и напряженность в отношениях между суннитской и шиитской общинами страны. Неурегулированность противоречий между федеральным правительством в Багдаде и властями курдской автономии также отрицательно сказывается на ситуации в стране.

В июне 2013 года внешнеполитическая деятельность иракского руководства, как и прежде, была в значительной степени ориентирована на отношения с соседними государствами. При этом наиболее пристальное внимание в Багдаде уделяли развитию ситуации в Сирии. Сложными оставались отношения с Турцией. Однако наиболее важным событием в сфере внешней политики стала отмена Советом Безопасности ООН санкций против Ирака, введенных в 1990-е годы после иракской оккупации Кувейта садамовским режимом и ограничивавших суверенитет иракского государства.

27 июня Совет Безопасности ООН, основываясь на рекомендациях специального доклада генерального секретаря организации Пан Ги Муна, единогласно принял резолюцию 2107 о прекращении действия в отношении Ирака главы VII Устава ООН и смягчил санкции, введенные резолюциями 686 и 687, которые были приняты СБ ООН в 1991 году. Таким образом, Ирак добился обретения полного суверенитета и законного статуса в сообществе государств, который был утрачен страной в результате введения против нее санкций ООН в 1990-1991 годах после саддамовского вторжения в Кувейт. Решения на этом направлении принимались Совбезом ООН постепенно, по мере снятия препятствий, что обычно было связано с выполнением Ираком тех или иных требований предусмотренных резолюциями СБ ООН. Нынешний шаг связан с принципиальным урегулированием отношений с Кувейтом. Тем не менее, между двумя соседними государствами все еще остаются некоторые нерешенные вопросы. В частности, не завершен поиск лиц, пропавших в ходе агрессии, или их останков. Этот и другие оставшиеся вопросы в отношениях между Ираком и Кувейтом планируется решать далее в рамках главы VI Устава ООН, которая предполагает иной уровень международного давления на Ирак. В целом вывод Ирака из под действия главы VII Устава ООН, которая допускала применение силы в отношении Ирака, означает признание Советом Безопасности ООН того факта, что Ирак больше не представляет угрозы для других государств.

Глава правительства Ирака Н.аль-Малики в июне неоднократно выражал серьезную обеспокоенность возрастанием напряженности и насилия в Сирии, предупреждал, что регион захватывает «буря экстремизма» в связи с активизацией деятельности террористов из «Джабхат ан-нусра» и «Аль-Каиды». По словам Н.аль-Малики, с самого начала сирийского кризиса Ирак настаивает на «необходимости принятия политического решения на основе диалога, взаимопонимания и невмешательства в сирийские дела». При этом «Багдад отвергает военное решение конфликта в Сирии. Следование по пути вооружения чревато уничтожением Сирии, подрывом ее социальной составляющей и последующим нарушением баланса в регионе». Ирак поддерживает проведение женевской международной конференции по Сирии, которая, как считают в Багдаде, позволит найти политическое решение. Н.аль-Малики подверг резкой критике решение Каира разорвать отношения с Дамаском.

3 июня вице-премьер Ирака Х.аш-Шахристани подчеркнул, что Багдад ни в коем случае не допустит использования своего воздушного пространства для нападения на Сирию, а также не позволит использовать свою территорию для поставок оружия в соседнюю страну. Х.аш-Шахристани сообщил, что Багдад потребовал от Вашингтона не использовать ни территорию, ни воздушное пространство Ирака в данном контексте. Что касается возможности нанесения Израилем удара по Ирану через иракское воздушное пространство, то, по словам Х.аш-Шахристани, Багдад ясно и недвусмысленно предупредил Израиль, что в таком случае иракский ответ будет незамедлительным.

Ирак в настоящее время находится под давлением обеих сторон продолжающейся гражданской войны в Сирии, и официальная нейтральная политика Багдада находится под угрозой в условиях разрастания конфликта в региональную войну, заявил 21 июня министр иностранных дел Ирака Х.Зибари. По его словам, «мы делаем все возможное, чтобы сохранить нейтральную позицию, но давление огромно, и как долго мы сможем держаться зависит от дальнейшего развития событий в Сирии. Ирак находится в наиболее трудном положении в этой региональном потрясении и конфликт в Сирии стали региональным конфликтом по всем стандартам». В то же время некоторые радикальные суннитские лидеры в Ираке надеются, что появление суннитского правительства в Дамаске поддержит их собственную борьбу за власть против нынешнего шиитского руководства Ирака.

12 июня Багдад с неожиданным визитом посетил премьер-министр Кувейта шейх Дж.Мубарак ас-Сабах. В ходе визита две страны подписали соглашения о сотрудничестве в сферах экономики, образования, науки и культуры. Вместе с тем, главным для Багдада стало получение согласия Кувейта на отмену санкций против Ирака в рамках главы VII Устава ООН, что сыграло свою положительную роль при рассмотрении этого вопроса Совбезом ООН в конце июня.

Н.аль-Малики 29 июня принял делегацию Сената США во главе с Дж.Маккейном. Во время встречи обсуждались актуальные вопросы по ситуации в регионе, особенно сирийский кризис и его последствия для соседних стран. Члены делегации Конгресса подчеркнули «необходимость сотрудничества и координации между Ираком и США в столкновениях с современными вызовами», заявив «о своей готовности поддержать Ирак в решении этих проблем, особенно в борьбе с терроризмом».

В конце июня первый заместитель госсекретаря США У Бернс посетил Ирак, где провел переговоры с премьер-министром Н.аль-Малики.

Н.аль-Малики в телефонном разговоре с избранным президентом Ирана Х.Роухани подтвердил готовность Ирака к дальнейшему развитию отношений между двумя странами. «Лидеры двух стран выразили свою решимость развивать двусторонние отношения, чтобы служить интересам народов двух стран и двух соседей в целях повышения безопасности и стабильности в регионе».

Премьер-министр Ирака Н.аль-Малики 3 июня призвал турецкое руководство не допустить роста насилия в Турции в ходе антиправительственных протестов, так как усугубление ситуации в Турции «неизбежно отразится на обстановке на Ближнем Востоке». Как подчеркнул глава правительства, Ирак «выступает за нормализацию ситуации в Турции, так как она является ключевым элементом в региональной системе безопасности».

20 июня глава МИД Ирака Х.Зибари, сообщил, что Индия является крупнейшим покупателем иракской нефти, указав, что он и премьер-министр Н.аль-Малики были приглашены посетить Дели. Х.Зибари заявил на совместной пресс-конференции со своим индийским коллегой С.Хуршидом, прибывшим в Багдад, что иракско-индийские отношения являются историческими, а этот визит очень важен для будущего сотрудничества. Он также обсудил с индийским министром сотрудничество в области здравоохранения, «в ходе которого Ирак надеется извлечь пользу из опыта Индии».

Активную внешнеполитическую деятельность продолжает вести руководство иракской курдской автономии. В июне президент М.Барзани по приглашению российской стороны принял участие 17-м международном экономическом форуме, который прошел в Санкт-Петербурге. На полях форума М.Барзани имел встречу с министром иностранных дел России С.Лавровым, в ходе которой стороны обсудили ситуацию в Сирии. При этом была подчеркнута безальтернативность политического урегулирования сирийского кризиса путем созыва международной конференции Женеве.

29 июня М.Барзани посетил Париж, где встретился с президентом Франции Ф.Оландом, обсудив с ним отношения между Регионом Курдистан и Францией. На встрече также шла речь о текущей ситуации в Ираке, роли Ирака и курдов в регионе и, в частности, в Сирии.

Таким образом, в июне 2013 года в Ираке сохранялась очень сложная военно-политическая обстановка, причем возможности ее нормализации пока отчетливо не просматриваются. Более того, нельзя исключать, что волна насилия, захлестнувшая страну в последнее время, может перерасти в новый кровопролитный межконфессиональный конфликт.