- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Судан: обострение ситуации в Дарфуре

Нападение на миротворцев из военного контингента ЮНАМИД в Дарфуре, в результате которого погибло 7 военнослужащих, было расценено в штаб-квартире ООН как ЧП. Количество погибших действительно «зашкаливает» за «нормативы» этой организации, но главное в этом инциденте другое. Представляет интерес обсуждение этой трагедии в Нью-Йорке, которое, пожалуй, впервые продемонстрировало растущий «водораздел» точек зрения на происходящее в Судане, и в Дарфуре, в частности. Гибель миротворцев просто лишний раз показала, что ситуация в Дарфуре, которая имела за последние годы резко позитивную динамику, вновь начинает стремительно скатываться в очень опасную плоскость межплеменных конфликтов. Там и раньше регулярно происходили крупные межплеменные столкновения за контроль над пастбищами  и источниками воды. Теперь к этому прибавились и бои местного значения за право контролировать области, перспективные с точки зрения разведки и добычи полезных ископаемых. В отличие от прежних времен, общим  местом в таких конфликтах стали стычки между арабским племенами. Причем ожесточенность этих конфликтов напоминает известные руандийские события. Нестабильна ситуация в области безопасности вызывает резкое увеличение миграционных процессов и превращение Дарфура в « неуправляемую территорию». По данным ООН, 2,7 млн дарфурцев сейчас находятся в лагерях для перемещенных лиц, а еще 4,7 млн – нуждаются в срочной продовольственной помощи.  В этой ситуации трагедия с миротворцами выглядит логично, независимо от мотивировки напавших на них боевиков.

Необходимо констатировать, что финансовый кризис, прекращение экспорта нефти из Южного Судана, катастрофическое положение с казной и притоком валюты в бюджет вынуждает Хартум действовать в отношении  Дарфура «по остаточному принципу», сосредотачивая основное внимание на столице и других крупных городах. Именно там суданское руководство и ждет возможный рост протестных настроений в связи с ухудшением экономической ситуации. Причем взрыв социального возмущения может спровоцировать любой, даже самый незначительный инцидент. Как это было, например, 15 июля с.г., когда по Хартуму прокатились спорадические выступления местного населения из-за загрязнения питьевой воды в городском водопроводе. Дарфур сейчас предоставлен сам себе, финансирование  из центра  сокращено до минимума, что вынуждает местную племенную верхушку решать вопросы своего выживания самостоятельно. Результаты мы видим. И никаких предпосылок к улучшению ситуации не предвидится, поскольку экспорт южносуданской нефти остановлен «до предоставления Джубой ясных доказательств того, что она прекратила помощь суданским повстанческим группам». Этих доказательств придется ждать очень долго, а альтернативные способы наполнения государственной казны (в основном за счет добычи и  продажи золота) пока себя не оправдывают.

Основные международные участники урегулирования в Дарфуре резко разошлись в оценках происходящего. Необходимо заметить, что Запад (США, Великобритания, Норвегия) выражают все большее и большее недовольство посредническими усилиями Катара и других аравийских монархий в вопросах межсуданского и внутрисуданского урегулирования. Все отчетливее озвучивается мнение о смене «ведущего посредника» и переориентации усилий по достижению некого компромисса между  Джубой и Хартумом  в формат исключительно ООН и Африканского союза. При этом большое количество упреков от Запада достается суданскому президенту  Омару аль-Баширу, между тем как аравийские монархии во всех проблемах винят Джубу. На самом деле принципиальных разногласий в отношении роли  О.аль-Башира у них нет. Как нет и никаких иллюзий в отношении южносуданского президента Сальвы Киира и его способности адекватно руководить страной. Налицо принципиальная усталость от глобальной катарской активности, которая привела к крайне тяжелым последствиям в Ливии, провалу всех планов по свержению режима Башара Асада в Сирии, а также «топтанию на месте» в вопросах межсуданского урегулирования. В этой связи ряд экспертов предполагает, что в самом скором времени под прессингом американцев и европейцев Доха уступит «пальму первенства» на суданском направлении.

Евросоюз объявил о выделении 22 млн долларов США на реализацию гуманитарных программ в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле.  Практически вся эта сумма уйдет на продовольственные поставки в особо проблемные районы Дарфура. Отметим, что Хартум в отличие от своей прежней практики «лимитирования» деятельности иностранных НПО, на это раз отнесся к этой идее благосклонно. Суданский президент О.аль-Башир даже заявил о том, что правительство получило указание максимально содействовать сотрудникам благотворительных и неправительственных организаций. В общем-то, здесь также нет ничего удивительного, поскольку само правительство решить вопрос гуманитарной катастрофы в том же Дарфуре не в состоянии. Ситуация осложняется еще и тем, что засуха поразила большие пространства и в соседних с Суданом странах (Эфиопия, Эритрея, Сомали), что вынуждает ООН «распылять силы».  Но в любом случае усилия ЕС – это капля в море, поскольку они носят характер «скорой помощи», не решая кардинально причины кризиса. Это предопределяет продолжение маргинализации этого района в стратегической перспективе и нарастания локальных вооруженных стычек, как минимум, до начала «сезона дождей», когда большинство кочевников уйдут со своими стадами на юг.