Независимо от того, насколько долго вернувшийся в Алжир после лечения в Париже престарелый президент А.Бутефлика сможет номинально выполнять свои обязанности, алжирские военные готовят свой «запасной вариант» преемственности власти. По солидарному мнению политической и экономической элит Алжира Бутефлика уже не может в полной мере не только выполнять чисто представительские функции, но и адекватно реагировать на происходящие процессы. Многие обозреватели в этой связи называют следующим президентом страны министра обороны Ахмеда Гаида Салаха. Подразумевается, что он сосредоточит в своих руках управление силовым блоком, а вопросы экономики, и, прежде всего, вопросы развития газовой промышленности и экспорта углеводородов возьмет на себя нынешний премьер Абдельмалик Селаль. Но это вариант, который будет реализован при наступлении окончательной неспособности Бутефлики выполнять хотя бы чисто представительские функции. Его долгое отсутствие и так негативно сказалось на работе государственного аппарата. Около двенадцати законов требуют сейчас президентского одобрения, в том числе и утверждения дополнительных поправок в бюджет страны на 2013 год. Эти поправки подразумевают принятия ряда срочных мер по улучшению наполняемости казны и одобрения ряда дополнительных вложений в социальную сферу. Неопределенность с этими моментами сильно нервирует премьер-министра А.Селаля, который прилагает максимум усилий для того, чтобы снять продолжающиеся социальные волнения на юге страны. В этот регион требуется крупные финансовые вливания в рамках борьбы с безработицей среди молодежи. Представляется, что алжирское руководство хорошо помнит уроки тунисского восстания, одной из причин которого стала именно безработица среди молодежи. С другой стороны алжирские военные активно требуют дополнительных ассигнований на перевооружение вооруженных сил. Это ставит перед премьером трудную задачу, поскольку за первое полугодие с.г. торговый баланс, хоть и остался в профиците, но сократился на 42% и снизился до цифры в 5,2 млрд долларов США.
Дополнительный бюджет подразумевает в этой связи жесткие меры экономии, что вызывает нервозность в рядах местного бизнес-сообщества и иностранных инвесторов. Им необходима ясность, которой пока нет, несмотря на то, что правительство подготовило проект поправок в бюджет еще в июне с.г. Основные надежды алжирского руководства в этой связи связаны с увеличением экспорта газа в Европу. 8 июля с.г алжирский премьер-министр А.Селаль и президент Еврокомиссии М.Баррозу подписали в Алжире «энергетический пакт». Его детали не раскрываются, но по некоторым сведениям, стороны достигли договоренности о серьезном увеличении квоты алжирского газа на европейском рынке, которая уже сейчас составляет 15% от общего объема газового импорта ЕС. Отметим, что для Брюсселя это является ключевой темой, поскольку М.Баррозу приехал в Алжир лично. Ранее предполагалось, что в Алжир приедет только комиссар ЕС по энергетике Г.Отингер. В этой связи очевидно, что, помимо выполнения требования о диверсификации источников поставок газа, европейцы ищут «запасной аэродром» на случай ожидаемого ими осложнения ситуации в Ливии, и Алжиру в этих планах отводится решающее место.
В этой ситуации алжирские военные готовят омоложение кадров командующих высшего звена. 4 июля с.г. состоялась традиционная процедура присвоения новых генеральских званий офицерам алжирской армии, в процессе которой двадцать человек получили генеральские погоны. Этот список пока не опубликован, но внимание экспертов приковано к генерал-майору Бенали Бенали. По некоторым сведениям, ему присвоено звание трехзвездного генерала, которое на сегодняшний день имеют в Алжире только три человека: нынешний министр обороны Г. Салах, руководитель национальных спецслужб М.Медьен и военный советник президента Аббас Гезейль. Это означает, что вопрос о назначении Бенали командующим ключевого Пятого военного округа (Восток) является решенным. До этого он успешно командовал очень проблемным Шестым округом (Юг). Многие эксперты в этой связи указывают на то, что именно Бенали станет преемником 83-летнего Салаха при любом варианте развития событий. Даже в случае, если он не станет преемником Бутефлики, а будет найден более молодой кандидат, что пока выглядит проблематичным.
С поисками кандидата на президентский пост не все просто. Особенно с учетом того, что среди военных и силовиков на этот счет нет консенсуса. Долгий период безвластия, связанный с болезнью Бутефлики, а также нежелание его клана терять свои позиции породили проблемы и в правящей партии Фронт национального освобождения»(ФНО). Она осталась фактически без лидера после того как протеже Бутефлики А.Бельхадем покинул этот пост в феврале с.г. На этом фоне разгорелся настоящий кризис в ФНО, что хорошо было проиллюстрировано 8 июля с.г., когда ставленник Бельхадема, руководитель парламентской фракции ФНО Тахар Кхава отказался передавать свои полномочия выбранному преемнику Хадж М.Лебиду. Это свидетельствует о жесткой борьбе за власть в партии между сторонниками Бутефлики и «молодым крылом» в партии.
Нет единства и среди силовиков, поскольку там борются две партии. Одна из них в лице нынешнего министра обороны Салаха и восходящей «звезды» Бенали всерьез размышляют о достижении обоюдовыгодного компромисса с исламистами, другая в лице Медьена и его аппарата выступают за жесткую линию поведения в этом вопросе. А это означает, что преемник Бутефлики скорее всего будет фигурой больше технической, устраивающей обе стороны.