- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан: старт президентской гонки

После завершения длительной и изнурительной кампании по выборам законодательных органов страны Пакистану в самое ближайшее время предстоят выборы главы государства.

Выборы президента Исламской республики Пакистан назначены на 30 июля 2013 г. Согласно конституции 1973 г.  глава государства избирается сроком на пять лет.  Срок полномочий действующего президента Асифа Али Зардари истекает 9 сентября 2013 г. Он отказался  выдвигать свою кандидатуру на следующий президентский срок, мотивируя это тем, что возглавляемая им Пакистанская  народная партия (ПНП) не имеет большинства в законодательных и исполнительных органах власти.

2013 г. – переломный для  страны. 11 мая прошли парламентские выборы в Национальную ассамблею и законодательные собрания провинциальных собраний.  Новым главой  федерального кабинета министров избран Миан Мухаммад Наваз Шариф, возглавляющий политическую партию, носящую его имя – Пакистанская мусульманская лига Наваз Шарифа (ПМЛ Н). Бывшая оппозиционная (2008 – 2013 гг.)   ПМЛ Н в третий раз в истории страны пришла к власти. 18-я правка к конституции (апрель 2010 г.) предоставила большие полномочия премьер-министру страны, изменив, таким образом,  президентскую форму правления (2003 – апрель 2010) на парламентскую.

Президентские выборы 2013 г. в Пакистане – второй этап на пути политического обновления страны. Они менее значимы, так как основные позиции в центральном государственном аппарате и провинциях уже распределены после парламентских выборов (сформированы кабинеты министров, утверждены федеральный и провинциальные бюджеты, прошли назначения на ключевые административные посты и т.д.).

Политическое реформирование также затронуло и провинции, за исключением Синда, вотчины бывшей правящей Пакистанской народной партии. Расклад политических сил в законодательных  и, соответственно исполнительных органах определяет политическую ситуацию  в федеральном центре и провинциях. Важно отметить, что депутаты провинциальных законодательных собраний  составляют значительную часть коллегии по выборам президента страны.

Кампания по выборам президента страны началась со скандала, участниками которого явились, с одной стороны, Избирательная комиссия Пакистана (ИКП), с другой – кабинет министров.  «Никаких изменений в расписании президентских выборов: ИКП» — с такими заголовками вышли пакистанские газеты 23 июля 2013 г.  Несмотря на  давление со стороны правительства, Избирательная комиссия Пакистана накануне приняла окончательное решение о проведении президентских выборов 6 августа 2013 г. , что более отвечает конституционным требованиям.  Она подчеркивала, что требование правительства о переносе даты выборов на 30 июля 2013 г. не имело под собой веских оснований. Члены правительства обосновывали  свою позицию тем, что некоторые законодатели запланировали  выполнить религиозные обряды  в последние дни Рамадана,  и  будут находиться в Саудовской Аравии, а вернутся после праздника, которые  совпадают с датой выборов.

В спорную ситуацию вмешалась высшая судебная инстанция Пакистана, роль которой в настоящее время усиливается.  Судейская коллегия в составе трех судей во главе с главным судьей Верховного суда Ифтихаром  Чоудхри рассмотрела исковое заявление  председателя  ПМЛ Н Раджи Зафарула Хака о переносе даты президентских выборов  на 30 июля 2013 г. После завершения  слушаний ВС принял решение об отсутствии   конституционного ограничения   относительно сроков  проведения президентских выборов и обязал ИКП содействовать организации и проведению  президентских выборов 30 июля 2013 г. Напомним, что именно Наваз Шариф в 2009 г. стоял во главе массового движения в поддержку восстановления в должности главного судьи ВС И.Чоудхри, уволенного в ноябре 2007 г. тогдашним  главой государства  генералом П.Мушаррафом.  Таким образом, главный судья вернул долг могущественному ныне премьеру. Но главное, видимо, в том что в обстановке острых политических изменений и предстоящих важных событий (например, смена главкома пакистанской армии) высший судебный орган показал себя сторонником исламских традиций в ущерб пунктуальности  в соблюдении конституционных положений.

Именно решение ВС от 25 июля 2013 г.  повлияло на кардинальные изменения в избирательной кампании. Пакистанская народная партия объявила о бойкоте президентских выборов в связи с изменением графика их проведения.

После этой «битвы в пути» последовала рутинная работа по организации президентских выборов.  Избирком  в своем пресс-релизе напомнил, что в соответствии с Правилами президентских выборов 1988 г. кандидаты в президенты обязуются  представить заявление о своем выдвижении в кандидаты за личной подписью, оригинал списка избирателей, поддерживающих данного кандидата за подписью уполномоченного лица окружной избирательной комиссии; каждый номинант президентских выборов обязуется представить декларацию, подтверждающую, что он/она является мусульманином, его кандидатура отвечает требованиям, указанным в Статье 62 Конституции, а согласно Статье  63 – что он  не подвергается никакой «дисквалификации». Кандидаты  в президенты предоставляют копию удостоверения личности для подтверждения своего возраста и т.д.

Выборы главы Пакистана являются продолжением борьбы политических партий, начатой еще в мае 2013 г.  в преддверии  парламентских выборов. Но в июле же они сражаются за второй по значимости государственный пост, который несмотря на все принятые ограничения его полномочий, играет важную роль в государственной системе Пакистана, особенно когда два главных государственных поста занимают представители одной партии.

Отметим, что система президентских выборов достаточно  сложна (рассмотрим ее в следующей статье о политическом положении в Пакистане).

Партии заблаговременно определились с выдвижением кандидатов  в президенты.  Как и в парламентской гонке, в президентских выборах готовились принять участие  три основные политические силы: первая — альянс правящей ПМЛ Н  (Партия народного единства Хайбер-Пахтунхва, Национальная партия,  депутаты от  Территории племен федерального управления (ТПФУ), Пакистанская мусульманская лиги (функциональная (ПМЛ Ф),  Национальная народная партия и  независимые парламентарии).

Второй альянс возглавляла бывшая правящая Пакистанская народная партия. В его состав входили  Народная национальная партия (ННП), Пакистанская мусульманская лига Каид-и Азама (ПМЛ К).  ( ПНП совместно с остальными партиями альянса отказалась 27 июля 2013г. от участия в выборах).

Третья сила представлена одной партией – Движение за справедливость Пакистана (ДС), возглавляемая Имран Ханом. Он новичок в большой политике, но пользуется авторитетом и поддержкой местного населения своей провинции Хайбер-Пахтунхва. Он предпринимал несколько попыток заручиться поддержкой других оппозиционных партий при выдвижении  своего кандидата, но потерпел фиаско.

Долгое время не определялась  со своими политическими пристрастиями  партия Объединенное национальное движение (ОНД). Она занимает пятое место по числу депутатов  в НА и  второе в законодательном собрании провинции Синд.

24 – 26 июля 2013 г. ИКП  принимала документы от кандидатов в президенты для дальнейшей проверки  и регистрации.  После их изучения она вычеркнула 19 фамилий номинантов.  Правящий блок выдвинул  кандидатуру Maмнуна Хусейна, губернатора провинции Синд, члена ПМЛ Н.

Несмотря на сильные позиции ПМЛ Н в нижней палате парламента,  кандидатура номинанта вызвала недовольство,  как в рядах оппонентов, так и части однопартийцев южной провинции. Они  обратились к Наваз Шарифу с протестом. Отделение партии в провинции Синд выдвигало   кандидатуры Гаус Али Шаха (судья в отставке)    или  Мумтаза Бхутто  (близкого родственника основателя ПНП). Но  Исхак Дар, видный деятель ПМЛ Н   (занимает пост министра финансов федерального правительства) при поддержке премьер-министра отстоял позицию центра.

Тем не менее, победа  кандидата от  ПМЛ Н оставалась спорной. Для убедительной победы партии необходимо  было дополнительно одиннадцать голосов  законодателей в случае, если оппозиционные партии выставят сильного кандидата.  Согласно материалам пакистанской прессы  ПМЛ Н  может получить поддержку 321 из 662 депутатов, которые будут формировать коллегию выборщиков на президентских выборах.
Первоначально  правящая партия пользовалась поддержкой 280 собственных членов, а также  законодателей от союзных партий. Но ПМЛ Н провела  кропотливую работу по «перетягиванию» на свою сторону оппонентов из состава выборщиков.  Наваз Шариф получил поддержку мауланы Фазлура Рехмана, лидера праворелигиозной партии  «Джамаат улема-е-Ислам Фазл» ДУИ-Ф   СМИ писали, что взаимен подобной  любезности премьер-министр Наваз Шариф пообещал выделить министерский портфель ДУИ-Ф, в котором ей было отказано в период формирования федерального кабинета министров в мае 2013 г.

Руководство  ПМЛ Н  предприняло дальнейшие шаги по укреплению своих позиций, и встретилось с лидерами Объединенного национального движения.  27 июля 2013 г.  Алтаф Хуссейн, лидер ОНД  объявил  о поддержке кандидатуры, предложенной  премьер-министром Наваз Шарифом  на президентских выборах.

Партии, не входящие в правящий блок, расценили выдвижение  Мамнуна Хусейна как дальнейшее усиление позиций Наваз Шарифа в государственной структуре.  Сам М.Хусейн объявил, что выйдет  из партии после победы на президентских выборах и равноудаленности от политических партий.

Блок оппозиционных партий  во главе с ПНП выдвигал единого кандидата,  сенатора Раза Раббани  в качестве своего кандидата.

Особняком в оппозиции стоит ДС. Его лидер Имран Хан, подчеркивает независимую позицию по многим вопросам внешне и внутриполитического развития страны.  Кандидатом в президенты ДС выдвинуло судью (в отставке)  Ваджихуддина Ахмеда. Раздробленность оппозиционного крыла в высших законодательных органах власти была дополнена очередным скандалом между ДС и ОНД. Партии выясняли отношения в судебном порядке.  ПС потребовала возмещение убытков за клевету от лидера ОНД на сумму 5 млрд рупий.

Раскол в рядах оппозиции  уже на первом этапе поставил под удар не только ее репутацию, но и победу на предстоящих президентских выборах 2013 г. Бойкот президентских выборов  ПНП, ННА и ПМЛ К, а также  поддержка в последний момент ОНД правящей партии, по нашему мнению, обеспечат  относительно легкую победу кандидату  от ПМЛ Н.