1 июля в Бамако состоялась торжественна церемония развертывания новой Миссии ООН по стабилизации в Мали (Minusma). Новая миссия призвана заменить Африканскую миротворческую миссию в Мали (Misma) с задачей обеспечить стабильность на севере страны и содействовать переходному политическому процессу. Все национальные контингенты общей численностью около 6 тысяч человек, входившие в состав Misma, перешли под знамена новой миссии. Ее возглавил представитель Руанды генерал Жан-Боско Казура. Предполагается, что к декабрю 2013 г. под его началом будет до 12,6 тысяч человек – военных и полицейских. Миротворцы и малийские военные некоторое время могут рассчитывать и на присутствие 3,2 тысяч французских военных, вошедших в Мали 11 января с.г. в ходе операции «Серваль» по разгрому захвативших север Мали трех исламистских группировок – «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/, «Ансар ад-дин» и «Движения за единство и джихад в Западной Африке» /ДЕДЗА/. Эта операция продолжается вплоть до настоящего времени. Тем не менее в Париже рассчитывают сократить численность своего военного персонала в Мали до 1 тысячи человек к концу текущего года.
2 июля глава МВД Мали полковник Муса Синко Кулибали подтвердил, что президентские выборы в Мали состоятся 28 июля несмотря на многочисленные сомнения в возможности их проведения в указанные сроки. По его оценке, «если бы пришлось перенести сроки проведения президентских выборов на месяц или два, это б никак не улучшило ситуацию». Таким образом он ответил тем, кто ставил под сомнение возможность проведения выборов, в частности, в городе Кидаль на северо-востоке Мали, который находится под контролем отрядов туарегов из светского Национального движения освобождения Азавада (НДОА).
К тому времени в списках кандидатов на избрание значились 36 человек, в том числе четверо бывших премьер-министров и две женщины. 5 июля число претендентов заметно уменьшилось – Конституционный суд Мали оставил в списке кандидатов только 28 человек. 8 кандидатам, в том числе одной из двух женщин было отказано по двум главным причинам: ошибки при выплате залога и недостаточное покровительство со стороны влиятельных лиц.
Изначально основными претендентами считались бывшие премьеры Ибрагим Бубакар Кейта, Шейх Модибо Диарра, Модибо Сидибе и Сумана Сакко, а также бывший президент Комиссии экономического и валютного союза Западной Африки Сумайла Сисе и кандидат от основной политической партии страны – Альянса за демократию в Мали – Драман Дембеле.
Еще один кандидат и один из организаторов соглашения от 18 июня между Бамако и туарегами Тиебиле Драме резко критиковал решение проводить выборы 28 июля, поскольку, по его мнению, к этому сроку «не были соблюдены все условия», необходимые для нормального проведения голосования.
5 июля около 150 малийских военнослужащих без сопротивления вошли в г.Кидаль. Их возвращение в город, где они присоединились к солдатам из миссии Minusma и французским военным, участвующим в операции «Серваль», проводилось в соответствии с соглашением с НДОА, согласно которому формирования туарегов сконцентрировались в специальных лагерях как в самом городе, так и в его окрестностях, а также соглашением от 18 июня, подписанным в Уагадугу между переходным правительством Мали и туарегами. Возвращение малийских солдат в Кидаль открыло дорогу проведению в одноименной провинции президентских выборов, 1-й тур которых был назначен на 28 июля.
НДОА в начале 2012 г. организовало очередное восстание против центральных властей, вытеснив малийских военных из северных районов страны. Их наступлением воспользовались исламисты, в свою очередь выбившие туарегов из основных городов региона. После начала операции «Серваль» в январе 2013 г. туареги помогали французским военным, благодаря чему им было позволено вернуться в Кидаль в феврале 2013 г. С тех пор туареги управляли городом, французские военные контролировали его аэродром. Все это вызывало непонимание со стороны центральных властей Мали.
Уже 6 июля до 200 туарегов – противников присутствия в Кидале малийских военнослужащих – вышли на манифестацию протеста. Они даже заняли позиции малийских военных вокруг их лагеря. Последние не стали отвечать каким-либо образом на эти действия, очевидно, чтобы не нарушить хрупкий мир в Кидале.
6 июля, накануне старта избирательной кампании перед 1-м туром президентских выборов, в Мали было отменено чрезвычайное положение, действовавшее с 12 января с.г.
8 июля малийские военные обвинили туарегов из НДОА в «серьезных нарушениях» ранее достигнутых соглашений. «С 6 июля НДОА мобилизует женщин и детей, которые забрасывают камнями чернокожее население, африканских и малийских солдат. Это – серьезное нарушение мирного соглашения», подписанного 18 июня в Уагадугу, заявил представитель малийской армии. По его данным, в результате подобных действий ранения получили трое солдат из состава Minusma, были повреждены три машины малийской армии, в том числе санитарная. Одновременно он потребовал от присутствующих в Кидале французских и африканских военных дать публичные оценки происшедшим инцидентам.
Стало известно, что несколько десятков человек из числа чернокожего населения укрылись в лагерях малийских и африканских военных с тем, чтобы обезопасить себя от репрессий со стороны вооруженных групп туарегов. Последним не понравилось то, как чернокожие малийцы встретили 6 июля возвращение в Кидаль малийской армии. Затем в Кидале манифестации сторонников и противников возвращения малийских военных стали сменять друг друга, что сделало обстановку в городе взрывоопасной. Видно, поэтому ни один из 28 кандидатов в президенты не рискнул появиться там за время предвыборной кампании. Точно также поступил чиновник, назначенный центральными властями на пост управляющего Кидаля, который достаточно долго предпочитал не покидать Бамако, и появился во вверенном ему городе лишь 11 июля. Он пробыл там всего несколько часов, и вновь улетел в Бамако по «стратегическим причинам».
Более того, 8 июля кандидат в президенты Тиебиле Драме потребовал от Конституционного суда перенести выборы на некоторое время. «Налицо нарушение избирательного законодательства, которое говорит, что Избирательная комиссия не может быть созвана до тех пор, пока не будут составлены списки избирателей на всей территории страны, а такие списки в 13 коммунах региона Кидаль не подготовлены», — заявил адвокат кандидата Хамиду Диабате.
9 июля стало известно, что в Кидале серьезные ранения получили двое гражданских лиц. Тем не менее это не помешало временному президенту Мали Дионкунде Траоре в ходе встречи с кандидатами в президенты заявить, что «перенос выборов на несколько месяцев не решит существующие технические проблемы». По его оценке, «все кандидаты равны перед существующими проблемами, да и не может быть совершенных выборов в стране, которая выбирается из кризиса».
10 июля туареги из НДОА потребовали освободить всех своих единомышленников, находящихся в малийских тюрьмах «вследствие вооруженного конфликта». Такая мера была предусмотрена соглашением с Бамако, подписанным в июне в Уагадугу. «НДОА – Верховный совет за единство Азавада (ВСЗЕА) полностью соблюдают положения соглашения, однако Бамако не торопится освобождать заключенных», — заявили в делегации НДОА в Уагадугу. Таковых, по данным НДОА, насчитывается свыше 700 человек. Туареги также обвинили малийских военных, вернувшихся в Кидаль, в том, что их сопровождали некие милицейские формирования. НДОА также подвергло критике решение малийских властей лишить неприкосновенности шестерых депутатов парламента от НДОА – ВСЗЕА, обвиненных в связях с «терроризмом» и «незаконным оборотом наркотиков и оружия».
11 июля исполнилось 6 месяцев с начала операции «Серваль» французской армии в Мали. Как заявил в этой связи командующий операцией генерал Грегуар де Сен-Кентин, «террористы избрали стратегию уклонения от прямых столкновений с французскими военными, но мы до сих пор обнаруживаем их склады с оружием и боеприпасами». По его оценке, в настоящее время французские военные представлены на всей территории Мали с тем, чтобы «не допустить возрождения очагов терроризма». К этой дате численность французского контингента в Мали составляла 3,2 тысяч человек.
За время операции погибли 6 французских, 38 чадских и 63 малийских солдат. Коалиции удалось уничтожить около 600 джихадистов. Конфликт в Мали вскрыл недостаточные возможности ВВС Франции по дозаправке в воздухе, а также нехватку разведывательных БПЛА, способных долгое время находиться в воздухе. Что касается формирований исламистов, то они в основной своей массе покинули Мали и укрылись в соседних странах, и в частности, в Нигере и Ливии. Таким образом, задача их уничтожения вряд ли может считаться решенной.
14 июля в Париже было объявлено об обнаружении ранее в июле в Мали останков человека, возможно, француза Филиппа Вердона. Об его похищении в ноябре 2011 г. и последовавшем затем убийстве ранее объявила АКМ. Уже 15 июля эту информацию подтвердил президент Франции. Как объявила 18 июля прокуратура Парижа, Ф.Вердон был убит выстрелом в голову. После убийства Ф.Вердона в заложниках у АКМ остаются 8 европейцев, в том числе 5 французов.
17 июля командующий европейской тренировочной военной миссией в Мали EUTM французский генерал Франсуа Лесвантр (его полномочия истекли 1 августа) предупредил, что несмотря на определенное улучшение боеспособности малийской армии мандат европейской миссии необходимо продлить «минимум на год» с тем, чтобы позволить малийским военным обеспечивать безопасность в их стране. Действующий мандат позволяет EUTM работать в Мали до марта 2014 г. В составе EUTM около 500 человек, в том числе 193 военных инструктора. Миссия уже подготовила первый батальон малийской армии численностью около 700 человек. Он развернут в Гао при сопровождении французских военных. Сейчас на базе в Куликоро готовится второй батальон. Из примерно 700 военнослужащих этого подразделения примерно 130 туарегов. По оценке генерала, малийская армия испытывает острую нехватку средств передвижения, и в первую очередь – грузовиков. Новым командующим миссии EUTM стал французский бригадный генерал Бруно Гибер.
19 июля в Кидале произошли вооруженные столкновения между туарегами и чернокожими малийцами. В результате погибли по меньшей мере 4 человека, 10 получили ранения.
21 июля в Бамако Д.Траоре принял делегацию НДОА-ВСЗЕА.
26 июля завершилась предвыборная кампания. В ее ходе, по официальным данным, удостоверения избирателей получили 85 проценов из 6,9 млн малийцев, имеющих право голоса. К этому времени в списке кандидатов остались 27 человек.
28 июля в Мали прошел первый тур президентских выборов. Все обошлось без инцидентов. Уже 30 июля согласно первым официальным результатам голосования на основе подсчета трети бюллетеней фаворитом выборов был назван бывший премьер Ибрагим Бубакар Кейта. Эти результаты были тут же оспорены сторонниками шедшего вторым Сумайлы Сиссе. В Бамако заговорили о неизбежности второго тура голосования.
В любом случае, вне зависимости от личности нового лидера Мали, ему придется решать массу сложнейших проблем. Среди них – национальное примирение и воссоздание дееспособной армии, без которой никто не сможет гарантировать, что исламисты через некоторое время не вернутся.