- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О деятельности спецслужб Франции в Сирии

Французская военная разведка продолжает наращивать усилия по созданию в Сирии широкой сети осведомителей для получения разносторонней информации в отношении складывающейся в стране ситуации. Если ранее французы  в основном довольствовались результатами опроса беженцев в лагерях на турецкой территории, то теперь они все более настойчивее начинают использовать различные прикрытия в виде гуманитарных и иных каналов. В частности, французская военная разведка в настоящее время широко задействует сеть врачей-сирийцев, которые работают преимущественно в районах, которые контролируют повстанцы и добывают информацию в отношении потерь среди них, ТТХ используемых сирийской армии вооружений, настроениях среди повстанцев. Важной сферой деятельности остается сбор разведданных в отношении исламистов, в первую очередь из стран Европы, которые принимают участие в боях против правительственных сил. Париж делится получаемыми разведданными с немецкими коллегами, которые ограничили свое участие в сирийском кризисе пока что только проведением радиоразведки с корабля в Средиземном море. ФРГ, а также остальных партнеров по ЕС, интересуют  установочные данные, фотографии, степень участия европейских исламистов в тех или иных акциях, а также их контакты с другими иностранными джихадистами. Всего, по данным БНД, тех же граждан ФРГ в основном турецкого и арабского происхождения в Сирии сейчас воюет около 120 человек. Около 20 уже вернулись обратно в Германию. На этот контингент спецслужбы ФРГ и Франции обращают особое внимание, поскольку никто не забыл «тулузского стрелка». Эта история вообще оказала очень плохое влияние на всю агентурно-оперативную работу французских спецслужб на исламистском направлении, поскольку в данном конкретном случае мы видим классический пример выхода агента из-под контроля. Немцы наоборот пока довольно удачно используют свою агентуру, которую они под видом джихадистов направляют в Сирию. Еще одной задачей для сирийских врачей является и отслеживание ситуации с западными заложниками.

Французы в этой связи пока очень активно используют различные НКО и гуманитарные каналы. В частности, организация «Врачи мира» выступает в качестве официального прикрытия, под эгидой которой собственно и была создана разведывательная сеть из сирийских врачей.  Ключевой фигурой здесь является бывший посол Франции в Сирии Эрик Шевалье, который сам является членом этой организации, медиком по образованию и был в свое время близок к министру иностранных дел Б.Кушнеру. Он несколько раз летом с.г. посещал ряд пригородов сирийской столицы и курировал вопросы поставок сирийским врачам медикаментов. Но Шевалье — это человек, который определяет стратегию, а тактикой  и непосредственными  контактами с врачами-сирийцами занимается этнический сириец, гражданин Франции Анас Шакер, который фактически является резидентом. Он является секретарем Unionof [1] SyrianMedicalReliefOrganisation [2] (USMRO) и под эгидой этой организации имеет большую дистрибьюторскую сеть по снабжению повстанцев антидотами и средствами защиты от химического оружия. Это очень примечательный факт, поскольку поставки этого снаряжения начались задолго до известного эпизода с использованием зарина в пригороде Дамаска. Отсюда следует только два вывода: либо повстанцы знали, что химоружие будет использоваться,  либо французы таким образом готовили отряды боевиков для захвата этих складов.

Использование медиков в качестве прикрытия не ново. Этим занимались западные спецслужбы у нас в Чечне, используя организацию «Врачи без границ». Кстати, после прекращения функционирования этой организации  на Северном Кавказе у них сразу же появился дефицит информации о происходящих в этом регионе событиях. США активно используют врачей в Пакистане и Афганистане. Если в эпизоде с иорданцем Балауи это закончилось подрывом и гибелью практически всей полевой резидентуры ЦРУ США в Хосте, то в случае с Усамой бен Ладеном все прошло успешно. Правда, как говорят эксперты, не без помощи пакистанских спецслужб. Но в любом случае был завербован медик-пакистанец, через которого по официальной версии, и добрались до лидера «Аль-Каиды». Напомним, что первичный контакт с американской разведкой  пакистанец установил как раз через сотрудника ЦРУ, которая работала  в Пакистане под прикрытием сотрудника-врача одной из «медицинских» НКО.

Так что эта практика широко распространена. Другой вопрос – ангажированность получаемой через такие каналы информации. Арабы большие мастера по части дезинформации, а в случае с сирийскими врачами они с большей долей вероятности проинформировали своих полевых командиров о вербовочных подходах со стороны французов. Те дали добро на продолжение контактов, поскольку помимо даровых медикаментов, которые в значительной части перепродаются на «черном рынке», они получают и налаженный канал доведения информации до западных спецслужб.  Отсюда кстати и уверенность Парижа в том, что химоружие применили правительственные войска. В этой ситуации очень важно иметь альтернативные источники информации в сирийском военном командовании, а не только в оппозиции. А вот с этим у западных спецслужб действительно туго. Перебежчиков уже «выдоили», новых не видно, а то, что говорят в сирийской диаспоре в странах Европы (она, кстати, не однородна, и среди нее много алавитов) далеко недостаточно, чтобы оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию.