- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ответ Пакистана на развитие ядерных сил Индии

15 сентября Индия провела успешные испытания ракеты «Агни-5». Она представляет собой трехступенчатую твердотопливную ракету длинной в 17 м, диаметром в 2 м и стартовой массой в 50 т, из которых 1,5 т – это вес боеголовки. Раннее, в мае 2013 г., стало известно, что для «Агни-5» разрабатывается разделяющаяся головная часть индивидуального наведения. Дальность полета ракеты превышает 5 тыс. км. Это второй тест «Агни-5» (первый был проведен 19 апреля 2012 г.). Ожидается, что после серии испытаний ракета будет принята на вооружение в 2015-2016 гг.1 [1]

Эти испытания свидетельствуют о том, что Южная Азия – это регион, где динамично развиваются ракетно-ядерные программы за счет не только совершенствования существующих технологий, но и освоения новых. Принятие на вооружение систем, основанных на новых технологиях, может серьезно изменить баланс сил между Индией и Пакистаном.

1.Индия

Основные направления развития ракетно-ядерных сил были описаны в интервью, которое в конце августа дал газете «Хинду» Авинаш Чандер, новый глава индийской Организации оборонных исследований и разработок (Defence Research and Development Organisation, DRDO). Представляется уместным привести несколько выдержек из этого интервью:

Данное интервью позволяет увидеть, что развитие ракетных систем Индии осуществляется в трех направлениях:

Если первое направление развития ракетных систем имеет отношение к парированию китайских угроз, то второе и третье – китайских и пакистанских. Среди ракетных систем, упомянутых Авинашем Чандером, отсутствует упоминание о крылатой ракете «Нирбхай», первые летные испытания которой были проведены 12 марта 2013 г.3 [3] Молчание главы DRDO может объясняться неудачным пуском ракеты, которая на 17 мин. полета отклонилась от маршрута. Вероятно, у индийских властей нет представления о том, когда может быть принята на вооружение ракета «Нирбхай», которая разрабатывалась Индией в течение семи лет. Отсутствие ясности о «Нирбхае» компенсируется успехом российско-индийского проекта сверхзвуковой крылатой ракеты БраМос, которая, как ожидается, будет размещаться на наземных, воздушных и морских носителях.

Авинаш Чандер не упомянул так же ракеты морского базирования серии «К». 27 января 2013 г. Индия произвела испытательный пуск ракеты К-15 (Проект B-05 DRDO) с подводной платформы. Это был первый тест, который широко освещался в средствах массовой информации. Предшествовавшие десять испытаний проводились в режиме строжайшей секретности. Дальность К-15 составляет более 700 км, а полезная нагрузка – от 500 кг до 1 т. Предполагается, что следующий пуск этой ракеты будет произведен с атомной подводной лодки «Арихант», морские испытания которой начались в 2012 г. В 2013 г. может быть также осуществлен первый испытательный пуск с подводной платформы ракеты К-4. Ее дальность может достигать 3500 км, а полезная нагрузка – до 2 т. Ведутся научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по проекту ракеты К-5, дальность которой должна превысить 5000 км4 [4].

Разработка новых ракет заставляет поднять следующие вопросы: во-первых, в какой пропорции эти системы будут оснащаться ядерными и обычными боеголовками и, во-вторых, обладает ли Индия надежными технологиями для создания боезарядов для этих ракет? Если оценки Международной комиссии по расщепляющимся материалам верны, Индия может иметь ядерные материалы для производства 80-100 боезарядов. По приблизительным подсчетам автора, ракетный арсенал Индии состоит из 150 ракет малой дальности «Притхви-1», 70 ракет малой дальности «Притхви-2», 80 ракет малой дальности «Притхви-3», небольшого количества ракет малой дальности «Агни-1», 100 ракет средней дальности «Агни-2» – всего более 400 ракет, из которых одна четверть оснащается ядерными боеголовками. Одновременное принятие на вооружение нескольких ракетных систем заставит Индию нарастить запасы плутония и урана оружейного качества даже в том случае, если она захочет сохранить современную пропорцию ракет в обычном и ядерном оснащении.

Ядерные испытания 11 и 13 мая 1998 г. позволяют получить некое представление о тех технологиях, которыми обладает Индия. 11 мая эта страна провела три испытания:»Шакти-1» (термоядерное взрывное устройство мощностью 43 кт), «Шакти-2» (ядерное взрывное устройство мощностью 15 кт) и «Шакти-3» (ядерное взрывное устройство мощностью 0,2 кт). 13 мая были проведены два испытания ядерных взрывных устройств мощностью менее 1 кт.

Согласно пакистанским оценкам, 11 мая Индия успешно испытала только одно взрывное устройство мощностью 12-15 кт, что означает неудачу теста термоядерного взрывного устройства (индийские источники говорят, по меньшей мере, о неудовлетворительных результатах термоядерного испытания5 [5]). Все испытания ядерных взрывных устройств мощностью менее 1 кт не фиксировались пакистанскими техническими средствами разведки6 [6]. Это может означать либо проведение Индией подкритических экспериментов, а не ядерных испытаний, либо недостаточную эффективность технических средств Пакистана. В 1998 г. это государство могло не обладать такими возможностями, которые были у России или США. Как написал в 2010 г. генерал-майор (в отставке) В.С. Белоус, возможность фиксировать ядерные испытания мощностью 1 кт была у ведущих стран еще в начале 1990-х годов, но только благодаря прогрессу последних лет удалось снизить этот порог до уровня 0,1 кт и ниже7 [7]. Проводила ли Индия в 1998 г. подкритические испытания или ядерные тесты, которые Пакистан не смог отследить, очевидно, что в любом случае разработка оперативно-тактических ракет заставит Индию поднять вопрос о новых ядерных испытаниях боезарядов мощностью менее 1 кт.

2.Пакистан

Пакистанский ракетный арсенал включает следующие системы: ракеты малой дальности «Хафт-1», «Хатф-2» («Абдали»), «Хатф-3» («Газнави») и «Хатф-4» («Шахин-1»), ракеты средней дальности «Хатф-5» («Гаури»), «Хатф-6» («Шахин-2»). Всего у Пакистана может быть на вооружении 360 ракет, треть из которых может оснащаться ядерными боеголовками. В отличие от Индии, военное планирование которой предполагает нанесение ядерных ударов по Китаю и Пакистану, Исламабад рассматривает возможность использования ракетно-ядерных средств только против Индии.

Ответом Пакистана на возможности Индии, растущие как в области сил общего назначения, так и ракетно-ядерных сил, стала разработка трех систем: «Хатф-7» («Бабур»), «Хатф-8» («Раад») и «Хатф-9» («Наср»). Все три системы, по-видимому, находятся на разных этапах испытаний.

Последние летные испытания «Хатф-7» были проведены 17 сентября 2012 г. Это крылатая ракета наземного базирования дальностью 700 км может оснащаться как обычной, так и ядерной боеголовкой. Использование на последних тестах автоматической Системы поддержки стратегического управления и контроля (Strategic Command and Control Support System) указывает на то, что эта ракета рассматривается пакистанскими военными как инструмент ядерного сдерживания Индии. При создании «Хатф-7» использовались ряд современных технологий, включая системы корреляционного наведения по рельефу местности (Terrain Contour Matching), цифровой корреляции изображения рельефа местности (Digital Scene Matching and Area Corelation)8 [8], не говоря о технологии крылатой ракеты, полученной не без случайной помощи со стороны США, которые на территории Пакистана потеряли неразорвавшимися несколько крылатых ракет морского базирования «Томагавк» 20 августа 1998 г., когда наносили удары по лагерям террористов в Афганистане. Пакистанские и, возможно, китайские инженеры провели анализ полученных технологий, на основе которых обе страны смогли добиться прогресса в области крылатых ракет. Один из пакистанских инженеров сказал в этой связи: «Технологии могут падать с неба. Бог был добр к Пакистану»9 [9].

При создании крылатой ракеты воздушного базирования «Хатф-8» были использованы технологии, примененные и в «Хатф-7». Последние летные испытания этой ракеты были осуществлены 31 мая 2012 г. (это четвертый успешный пуск «Хатф-8»). Согласно официальным данным, эта ракета, выполненная с применением технологии «Стелс», способна лететь на низких высотах с огибанием рельефа местности. Она обладает высокой маневренностью и может доставлять ядерные или обычные боезаряды с высокой точностью10 [10]. Ее дальность, по разным оценкам, составляет 350-450 км11 [11].

Очевидны намерения Пакистана использовать технологию крылатых ракет при создании морской составляющей ядерных сил. Стратегическое военно-морское командование формально было основано в мае 2012 г., однако в его распоряжении пока нет ядерного оружия.

Первые летные испытания оперативно-тактической ракеты «Хатф-9» («Наср») были проведены 19 апреля 2011 г.12 [12], последние – 11 февраля 2013 г.13 [13] Согласно официальным источникам, «Хатф-9» – это ракета с дальностью стрельбы 60 км, которая оснащается ядерной боеголовкой. Эффективность и живучесть этой системы обеспечивается за счет возможности вести стрельбу со сменой огневой позиции, способности ракеты маневрировать в полете и поражать цели с повышенной точностью. На последних испытаниях было объявлено о ее способности преодолевать все существующие системы «тактической противоракетной обороны»14 [14].

3.Выводы

Для стратегической стабильности в Южной Азии появление и развитие ракет средней и, в перспективе, межконтинентальной дальности не представляет такой опасности как принятие на вооружение оперативно-тактических ракет и крылатых ракет наземного, воздушного и морского базирования. Опасность связана с тем, что в отличие от ракет средней и межконтинентальной дальности, оперативно-тактические и крылатые ракеты должны не только производится в большем количестве и развертываться на опасных направлениях (у межгосударственной границы или спорных территорий в случае Индии и Пакистана), но и поддерживаться в более высокой оперативной готовности. Это повышает риски применения такого оружия или утери контроля над ним. В отсутствии возможности определить, какой боеголовкой оснащена пущенная противной стороной ракета, руководители подвергшегося атаки государства склонны будут принять решение о ядерном возмездии. Во избежание подобных сценариев Индия и Пакистан могут рассматривать возможность соглашения о мерах доверия применительно к каждому типу ракет, стоящих на вооружении в обеих странах.

1 [15] Agni-V missile successfully test launched from Wheeler Island off Odisha coast // The Times of India. — Sept. 15, 2013 (http://timesofindia.indiatimes.com/india/Agni-V-missile-successfully-test-launched-from-Wheeler-Island-off-Odisha-coast/articleshow/22594796.cms?intenttarget=no); Rajat Pandit. Over 5,000-km Agni-V missile to be tested today // The Times of India. — Sept. 15, 2013 (http://timesofindia.indiatimes.com/india/Over-5000-km-Agni-V-missile-to-be-tested-today/articleshow/22594126.cms?utm_source=twitter.com&utm_medium=referral&utm_campaign=timesofindia); Zachary Keck. India to test «China Killer» Agni-V ICBM // The Diplomat. — Sept. 11, 2013 (http://thediplomat.com/flashpoints-blog/2013/09/11/india-to-test-china-killer-agni-v-icbm/).

2 [16] Vinay Kumar. Developing a More Indian Defence // The Hindu. – Aug. 22, 2013 (http://www.thehindu.com/opinion/interview/developing-a-more-indian-defence/article5045673.ece).

3 [17] Flash! India’s Nirbhay Cruise Missile Tested // Livefist. – Mar. 12, 2013 (http://www.livefistdefence.com/2013/03/flash-indias-nirbhay-cruise-missile.html).

4 [18] Hemant Kumar Rout. India Activates ‘Secret’ Undersea Missile // The Sunday Standard. – Aug. 11, 2013 (http://newindianexpress.com/thesundaystandard/India-activates-secret-undersea-missile/2013/08/11/article1728237.ece).

5 [19] ‘India Needs Two More Nuclear Tests’ // Rediff News. – Sept. 21, 2009 (http://news.rediff.com/report/2009/sep/21/india-needs-2-more-nuke-tests1.htm).

6 [20] Khan F.H. Eating Grass: the Making of the Pakistani Bomb. – Stanford: Stanford University Press, 2012. – P. 270.

7 [21] Белоус В.С. Ядерные испытания – возобновление неизбежно? // Агентство ПРоАтом. – 19 нояб. 2010 г. (http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=2659)

8 [22] Press Release No PR204/2012-ISPR // Inter Services Public Relations. – Sept. 17, 2012 (http://www.ispr.gov.pk/front/main.asp?o=t-press_release&id=2150&search=1).

9 [23] Цит. по: Khan F.H. Op. cit. – P. 294.

10 [24] N-Capable Raad Missile Test-Fired // The Nation. – Apr. 30, 2011 (http://www.nation.com.pk/pakistan-news-newspaper-daily-english-online/politics/30-Apr-2011/Ncapable-Raad-missile-testfired).

11 [25] Javeria Nasir. Pakistan successfully test fired Hatf-VIII Ra’ad missile // Aaj News – May 31, 2012 (http://www.aaj.tv/2012/05/pakistan-successfully-test-fired-hatf-viii-ra’ad-missile/); Khan F.H. Op. cit. – P. 396.

12 [26] Press Release No PR94/2011-ISPR // Inter Services Public Relations. – Apr. 19, 2011 (http://www.ispr.gov.pk/front/main.asp?o=t-press_release&id=1721&search=1).

13 [27] Press Release No PR17/2013-ISPR // Inter Services Public Relations. – Feb. 11, 2013 (http://www.ispr.gov.pk/front/main.asp?o=t-press_release&id=2239&search=1).

14 [28] Ibid.