- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Египте: сентябрь 2013 г.

Ожесточенное противостояние исламистов всех мастей и новых египетских властей задало тон большинству событий, происшедших в сентябре в Египте.

1 сентября глава администрации Суэцкого канала адмирал                                                       Мохаб Мамиш заявил о срыве террористической атаки против одного из судов, следовавшего через канал. Целью террористов было нарушить нормальное судоходство через эту важнейшую транспортную артерию. Он не уточнил деталей происшедшего, однако от других источников известно о двух сильных взрывах, происшедших на борту панамского судна. Немедленно египетские власти усилили меры безопасности в зоне канала, через который в обе стороны за 1 сентября проследовали 45 судов, еще 55 ожидались на следующие сутки. Ранее египетская армия провела широкомасштабную операцию по прочесыванию местности в районах Синайского полуострова, примыкающих к северной части канала. Эти районы стали за последнее время тыловой базой нескольких джихадистских группировок, активно действующих на Синайском полуострове.

Также 1 сентября официальное информационное агентство МЕНА сообщило об аресте командира одного из формирований джихадистов, организовавшего 19 августа нападение на полицейских на Синайском полуострове. Тогда погибли 25 стражей порядка. Адель Мохаммед Ибрагим, уже ранее приговоренный заочно к смертной казни за совершение терактов, был арестован вместе с другими террористами в Эль-Арише.

1 сентября университет Аль-Азхар – высшая структура в иерархии суннитской ветви ислама – заявила, что выступает против любого американского удара по Сирии. В коммюнике Аль-Азхар подчеркивалось, что любой американский удар по Сирии будет расценен как «агрессия против арабской и исламской нации». В нем «осуждалось решение американского президента нанести военный удар по Сирии» и указывалось на «право сирийского народа самому решать свою судьбу и судьбу своего правительства в условиях полной свободы и гласности». Одновременно Аль-Азхар осудил использование химического оружия, «вне зависимости от того, кто стоял за его применением».

В сентябре сложной оставалась обстановке на севере Синайского полуострова. 1 сентября радикальные исламисты расстреляли в столице провинции Северный Синай городе Эль-Ариша 37-летнего копта Хани Самира Камеля. Считается, что в провинции проживает до 5 тысяч христиан. С момента отстранения от власти 3 июля президента – исламиста Мухаммеда Мурси на Синае то и дело происходят нападения джихадистов на египетских силовиков и коптов.

3 сентября боевые вертолеты «Апач» египетской армии нанесли удары с воздуха по нескольким деревням на севере Синая, где, как утверждала египетская разведка, скрывались группы джихадистов. В результате этих ударов были убиты по меньшей мере 8 джихадистов, 15 получили ранения.

4 сентября последовал ответ на удар с воздуха. Группа неизвестных обстреляла из гранатометов в городе Эль-Ариша полицейский автобус. В результате нападения погиб один полицейский, 8 получили ранения.

Новый удар с воздуха по убежищам исламистов на севере Синая близ границы с сектором Газа последовал уже 7 сентября. Кроме того, военная бронетехника блокировала места возможного нахождения джихадистов. В результате проведенной операции, по данным силовиков, были убиты 10 боевиков, 20 – ранены, 15 – арестованы. 8 сентября воздушные удары продолжились. На сей раз их цели находились близ пограничного терминала в Рафахе.

11 сентября джихадисты почти одновременно взорвали взрывные устройства у штаб-квартиры военной разведки в Рафахе и близ армейского блок-поста на одном из въездов в город. В результате первого теракта погибли 4 военнослужащих, 13 получили ранения, второго – один убитый, 6 раненых. Ответственность за эти теракты взяла на себя джихадистская группировка «Джунд аль-Ислам» («Солдаты ислама»). Утверждалось, что в обеих случаях взрывные устройства были приведены в действие смертниками.

Нападения на военных и полицейских на Синае продолжились и в дальнейшем.

В этих условиях 24 сентября глава МИД АРЕ Набиль Фахми предупредил палестинское движение ХАМАС, контролирующее сектор Газа, что оно получит «жесткий отпор» в случае, если негативно будет влиять на внутреннюю безопасность в Египте. Он сообщил о «многочисленных негативных сигналах» на этот счет. Уже 28 сентября с трибуны ООН министр потребовал от мирового сообщества поддержать борьбу его страны против «терроризма».

1 сентября временный президент Египта Адли Мансур объявил о формировании «Комитета 50-ти», призванного подготовить проект текста новой конституции. В состав «Комитета 50-ти» вошли главным образом представители либералов и левых. Исламисты в большинстве своем отказались от участия в работе этой структуры. Исключение составила лишь салафистская партия «Ан-Нур».

Пересмотр конституции, одобренной в ходе референдума в декабре 2012 г. 64 процентами принявших участие в плебисците (при том, что показатель участия составил всего 33 процента), предусмотрен «дорожной картой», представленной армией сразу после смещения 3 июля с.г. президента – исламиста М.Мурси. В свое время от участия в подготовке текста конституции «по М.Мурси» отказались участвовать представители светской оппозиции и копты.

В «Комитет 50-ти» от исламистов вошли бывший участник руководства «Братьев-мусульман» Камель аль-Хелбауи и вице-президент партии «Ан-Нур» Басем аз-Зарка. В его составе также по представителю от Аль-Азхар и трех церквей Египта. В «Комитете 50-ти» значатся также бывший кандидат в президенты Амр Муса, представители армии, полиции, профсоюзов, студенческих и женских организаций, туристической отрасли. «Комитету 50-ти» отведено 60 дней для подготовки окончательной версии проекта конституции, ранее разработанного группой из 4-х преподавателей университетов и 6-ти судей. Затем в течение 30-ти дней временный президент должен назначить дату проведения очередного референдума по конституции.

8 сентября А.Муса был избран председателем «Комитета 50-ти». Его официальным представителем стал писатель Мохаммед Сальмауи.

1 сентября египетская прокуратура объявила, что М.Мурси и 14 видных активистов «Братьев-мусульман» предстанут перед судом по обвинению в «подстрекательстве к убийствам». При этом дата начала процесса не сообщалась. К тому времени начиная с 3 июля в столкновениях между сторонниками и противниками М.Мурси погибли свыше 1 тысячи человек, порядка 2 тысяч активистов «братьев» были арестованы.

2 сентября сторонников М.Мурси призвали выйти на следующий день, ровно два месяца спустя после низложения президента-исламиста, на общенациональную манифестацию. Соответствующее воззвание опубликовал сформированный «Братьями-мусульманами» «Альянс за демократию и против госпереворота». Заявленной целью манифестации было добиться возвращения М.Мурси к власти. Несколькими днями ранее на аналогичный призыв «братьев» откликнулись всего несколько тысяч человек, что стало признаком резкого сокращения их возможности мобилизовывать массы после двух недель репрессий и ареста их руководителей.

Тем временем также 2 сентября египетская юстиция распорядилась окончательно закрыть исламистский телеканал «Аль-Хафез», обвиненный в «покушении на национальное единство» и разжигании ненависти к христианам. Вещание «Аль-Хафез», равно как нескольких других исламистских телеканалов, было прекращено несколько часов спустя после ареста 3 июля М.Мурси. Было закрыто также египетское бюро катарского телеканала «Аль-Джазира». Работавшие на него иностранные журналисты были выдворены из Египта.

3 сентября силы безопасности заранее блокировали с использованием бронетехники каирскую площадь Рабаа аль-Адавия, бывшую эпицентром выступлений сторонников М.Мурси до применения против них силы в середине августа.

Также 3 сентября трибунал г.Суэц приговорил к пожизненному заключению 11 «братьев», обвиненных в нападении на военных на Синайском полуострове в середине августа. Это был первый процесс над «братьями» после 3 июля. Всего по делу проходили 64 исламиста. 45 получили по 5 лет тюрьмы каждый, 8 были оправданы.

3 сентября временный президент А.Мансур заявил, что новые власти Египта проведут все намеченные выборы в запланированные сроки. Он же сообщил, что вновь введенное после событий середины августа чрезвычайное положение может быть отменено в середине сентября. В ходе первого телевизионного выступления после прихода к власти он подтвердил, что положения «дорожной карты», предложенной военными, будут безусловно выполнены. Тем не менее сложная обстановка в стране не позволила властям отменить ЧП. 12 сентября оно было продлено еще на 2 месяца. Кроме того, к тому времени в 14 из 27 провинций Египта действовал комендантский час, установленный 14 августа. Впрочем, последний начиная с 21 сентября был сокращен на два часа и действовал с полуночи до 5 часов утра.

5 сентября было совершено покушение с использованием заминированной автомашины на главу МВД Египта Мохаммеда Ибрагима. Припаркованная у обочины машина взорвалась в момент, когда мимо нее проезжал кортеж министра. В результате взрыва министр не пострадал, ранения получили несколько прохожих и охранников министра. Этот теракт стал первым использованием заминированной машины в Каире за многие годы.

Ответственность за покушение на министра взяла на себя 8 сентября группировка «Ансар Бейт аль-Макдис», которая утверждает, что связана с «Аль-Каидой». В коммюнике группировки утверждалось, что покушение совершил боевик-смертник. Ранее она брала на себя ответственность за нападения на Израиль.

Два часа спустя после покушения министр появился на телеэкранах, чтобы предупредить, что «волна терроризма» может захлестнуть страну. Министр оказался прав. 7 сентября была обезврежена бомба, заложенная под железнодорожным полотном на линии между городами Суэц и Исмаилия. Самодельное взрывное устройство состояло из дистанционного взрывателя, гранаты и двух артиллерийских снарядов. Оно должно было сработать под пассажирским поездом, однако жители близлежащей деревни успели предупредить военных. 19 сентября две бомбы были обнаружены в кирском метро.

Очередную попытку выйти на улицы сторонники М.Мурси предприняли в пятницу 6 сентября. Их вновь оказалось немного по всему Египту – всего несколько тысяч. В нескольких городах отмечались столкновения между исламистами и их противниками, в результате которых погибли 2 человека. Аналогичные столкновения отмечались и в последующие пятницы, хотя с каждым разом они становились все менее многочисленными.

В сентябре было неспокойно не только на Синае. 19 сентября военные и полиция вошли в деревню Кердаса близ Каира с тем, чтобы очистить ее от окопавшихся там «террористических элементов». В ходе зачистки, вылившейся в открытое боестолкновение, погиб генерал полиции. Ранее, 14 августа, несколько часов спустя после применения силы в Каире, исламисты напали на полицейский участок в Кердасе, убив при этом до 10 полицейских.

Объявленной целью операции в Кердасе был арест 140 лиц, находившихся в розыске в связи с событиями 14 августа.

19 сентября Катар объявил, что Египет вернул ему депозит на 2 млрд долларов, которые Доха предоставила Каиру в период правления М.Мурси. Этот демарш в очередной раз подтвердил напряженность в отношениях двух государств, установившуюся после низложения президента-исламиста. Иную позицию заняли Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт, поддержавшие новые египетские власти и выделившие им помощь в размере 12 млрд долларов.

В сентябре в египетской прессе продолжилось муссирование возможности баллотирования вице-премьер-министра, министра обороны генерала Абдель Фаттаха ас-Сисси на предстоящих президентских выборах. Сам генерал пока не объявил о своем решении. Зато трое бывших кандидатов в президенты – бывший глава МИД АРЕ в эпоху Мубарака Амр Муса, последний премьер той же эпохи Ахмед Шафик и левый националист Хамдин Саббахи уже заявили, что не будут баллотироваться на выборах, если их конкурентом будет А.Ф.ас-Сисси, поскольку, по их мнению, генерал пользуется большей популярностью.

23 сентября египетская юстиция запретила деятельность «Братьев-мусульман» и конфисковала их имущество, и в частности, недвижимость. Понятно, что это решение вынудит исламистов вспомнить недавнее прошлое и уйти в подполье, поскольку не оставляет им никакого пространства в политической жизни страны. Однако это не означает, что быстро уменьшится их влияние на египетское общество. Поняв, что в любом случае они теряют позиции, представители руководства «братьев» тут же заговорили о том, что они могут принять низложение М.Мурси в обмен на гарантии освобождения их арестованных соратников. Но, похоже, новые власти не намерены идти на какие-либо компромиссы с «Братьями-мусульманами». В этих условиях растет риск того, что многие их сторонники пополнят ряды радикальных джихадистов.