- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Пакистан – США: накануне встречи на высшем уровне

Официальный визит премьер-министра Исламской Республики Пакистан в США  (ИРП) запланирован на  23 октября 2013 г. Миан Мухаммад Наваз Шариф встретится с президентом Бараком Обамой  в Вашингтоне. Американо-пакистанские переговоры на высшем уровне не обещают быть простыми.

Приступая к анализу двусторонних отношений на современном этапе, следует учитывать несколько составляющих: внутрипакистанские проблемы, поднятые руководством страны в преддверии визита в Вашингтон,  региональный фактор с учетом вывода  в 2014 г. из Афганистана войск Международных сил содействия безопасности; собственно статус пакистано-американских отношений и потенциальные вызовы этим отношениям.

Наваз Шариф вступил в должность в начале  июня 2013 г., в третий раз заняв пост  премьер-министра Пакистана. Еще в июне 2013 г. новый премьер  сформировал федеральный кабинет министров. Однако оставил за собой два ключевых поста – министра обороны и иностранных дел. И только в октябре  с.г. года в разгар подготовки пакистано-американской встречи на высшем уровне было официально объявлено имя нового руководителя внешнеполитического ведомства страны. Им стал кадровый дипломат Абдул Басит.   Одновременно было заявлено о назначении нового посла ИРП в США. Верительные грамоты в Вашингтон повез  Джалил Аббас Джилани.  Экс-посол Пакистана в США Шерри Рехман подала в отставку  в мае 2013 г. после  поражения на всеобщих парламентских выборах  правящей тогда Пакистанской народной партии (ПНП).  Позиция руководителя пакистанской дипмиссии в США  оставалась вакантной в течение почти пяти месяцев.  Новое правительство  отказалось от практики назначения на ответственные дипломатические должности политических деятелей, как это было  в период правления президента Асифа Али Зардари. Назначая кадровых дипломатов на ведущие позиции во внешнеполитическом ведомстве, Наваз Шариф  подчеркивает с одной стороны возврат к традициям,  с другой – дистанцирование от генералитета Пакистана. Известно, что в годы правления ПНП послами в нескольких странах служили военные в отставке, вызывая недовольство как в МИДе, так и в рядах оппозиции.

Афганистан, Индия, США – были и остаются основными болевыми вопросами пакистанской  внешней политики. В то же время визит в США не первая зарубежная поездка Наваз Шарифа.  Визит в Стамбул в августе 2013 г. подчеркнул приоритет регионального вектора внешней политики правящего блока.

Список вопросов для обсуждения между лидерами Пакистана и США длинный: торговля и частные инвестиции, доступ пакистанских товаров на американский  внутренний рынок,  авиаудары американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), вопросы, связанные с выводом американских войск из Афганистана к концу 2014 г., роль Исламабада в  процессе мирного урегулирования внутриафганского конфликта  и т.д.

В последние годы двусторонние отношения переживали взлеты и падения. На пике отношений в 2010 г. было подписано американо-пакистанское Стратегическое соглашение. которое в силу ряда обстоятельств было остановлено в том же году. Обширный документ включал различные сферы деятельности: от вопросов безопасности до широкого экономического сотрудничества при мощной финансовой поддержки США. Согласно договоренностям Вашингтон  брал обязательство перечислять Исламабаду ежегодно в течение пяти лет 1.5 млрд долл.  После ликвидации Усамы бен Ладена на территории Пакистана в мае 2011 г., в ноябре того же года авиация США атаковала пакистанский погранпост Салала, после которого последовал запрет Исламабада на транзит грузов по своей территории для коалиционных войск в Афганистане, что резко сузило спектр пакистано-американских совместных проектов.

В глазах США Пакистан  представляется «неустойчивым» союзником, в то время как Ислаабад считает  требования Вашингтона необоснованно завышенными. Взаимных претензий сторон и вызовов двусторонним отношениям достаточно: замедление США реализации ряда энергетических проектов, его угрозы о введении экономических санкций в связи с обращением Исламабада к Тегерану об иранских инвестициях и  строительстве газопровода на территории Пакистана; авиаудары беспилотников по Территории племен федерального управления (ТПФУ) на границе с Афганистаном; захват 10 октября 2013 г.  в афганской провинции Логар американскими войсками Латифа Масуда, командира  запрещенной организации Движение Талибан Пакистана  и т.д.

Вашингтон недоволен вкладом Исламабада  в борьбу с  международным терроризмом, поддержкой афганских талибов,  ответственностью за сохранность грузов для войск международной коалиции в Афганистане (например, пропажей 19 000 контейнеров с оружием и боеприпасами, перевозимых по территории Пакистана).

Один из острых вопросов в отношениях между двумя странами – использование  беспилотников для уничтожения боевиков. МИД Пакистана придерживается позиции об их контрпродуктивности.  Но существует и другая сторона вопроса. Начиная с 2012 г. в стране обсуждается вопрос о целесообразности диалога с запрещенной организацией Движение Талибан Пакистана (ДТП). В данной статье мы не ставим целью анализировать причины постановки подобного вопроса боевиками, а рассмотрим его в ракурсе пакистано-американских отношений. В перечень требований, выдвигаемых ДТП федеральным властям, включен пункт о немедленном прекращении авиаударов по территории зоны пуштунских племен, пограничных с Афганистаном, в результате которых помимо заданных «мишеней», гибнет местное мирное население. Именно прекращение авиаударов БПЛА ДТП ставит одним из основных условий переговоров с федеральными властями. Скептики в Пакистане говорят о новой пылкой речи Наваз Шарифа о полном запрещении ударов БПЛА. Пентагон вряд ли прислушается к призывам премьер-министра Пакистана. А это означает, что впереди Наваз Шарифа ждет новая волна террора  во внутренних районах страны, новые столкновения с оппозицией, генералитетом и т.д.

В преддверии визита Наваз Шарифа в Вашингтон несколько активизировались пакистано-американские отношения. В начале сентября 2013 г. посол США в Пакистане  Ричард Олсон  подписал соглашение от имени Зарубежной частной инвестиционной корпорации о предоставлении кредита   на строительство  ветровой электростанции в провинции Синд. Проектная мощность  установки  возобновляемой энергетики 50 МВт,  стоимость 95 млн долл. Цель проекта поддержать усилия Пакистана по диверсификации источников энергии.  Развитие получили гуманитарные инициативы, например,  «Проект чтения в Пакистане», стоимостью 160 млн долл. Основная его цель — повышение навыков чтения 3.2 млн. детей в 38 000 государственных школах страны.

США обновила  список пакистанских талибов, которые согласно их информации  проводили террористические атаки в Пакистане и Афганистане.  7 августа 2013 г. Госдеп добавил несколько имен, включая Бахавал Хана. По информации США  он является лидером одной из группировок боевиков, предоставляющих укрытие «Аль-Каиде» и  отвечает за трансграничные операции в Афганистане с 2006 г.

Белый дом  ставит целью встречи на высшем уровне восстановление партнерских отношений в полном объеме. Именно  данный тезис был заявлен  еще во время визита  госсекретаря США Джона Керри в Исламабад в начале августа 2013 г. Практическим воплощением должен стать проект перезагрузки американо-пакистанского Стратегического диалога. За прошедшие годы в  пакистанской прессе несколько раз появлялась информация  о возможной ядерной сделки в гражданских целях между двумя странами по примеру  индо-американского  Соглашения 123. Но в энергетических проектах в Пакистане  США  отдают предпочтение проектам альтернативных источников энергии – солнечной или ветровой. И Исламабад не  питает иллюзий на  скорейший выход из энергетического кризиса при финансовой поддержке США.

Одним из важных вопросов для обсуждения лидеров США и Пакистана был и остается  Афганистан, ситуация  в регионе после вывода коалиционных сил  в конце 2014 г. Стороны осознают значимую роль Исламабада в афганском урегулировании, поэтому торг будет продолжен.