- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Северная Африка: «Аль-Мурабитун» и исторические параллели

В конце августа радикальная исламистская группировка «Катибат аль-муласимин», возглавляемая М.Бельмохтаром объявила о слиянии с «Движением за единобожие и джихад в Западной Африке» (ДЕДЗА) и о создании новой структуры «Аль-Мурабитун» (Альморавиды). В программном заявлении отмечается, что деятельность организации направлена на объединении всех салафитских группировок от Нила до Атлантического океана. Группировка также заявляет о своей  верности лидерам движения «Талибан» М.Омару и «Аль-Каиды» А.аз-Завахири. Также  в заявлении содержится призыв о нанесении ударов по интересам Франции во всем регионе в качестве возмездия за ее операцию в Мали.

Остается непонятной судьба самого лидера Бельмохтара, который заявил о своем намерении отойти от руководства группировкой и дать возможность проявить себя молодым джихадистам, чтобы дать дорогу новому поколению. Бельмохтар является ветераном боевых действий против советских войск в Афгаистане, а также активно воевал в той же стране против американцев в 2002 г.

Расставляя приоритеты каждая группировка нередко стремится провести некоторые исторические параллели. В этой связи «Аль-Мурабитун» не является исключением.

Призыв к единству мусульманских народов Северной Африки от «Нила до Атлантического океана» не случаен.В свое время империя династии Альморавидов простиралась на территории современных Алжира, Марокко, Сенегала, части Испании и Португалии в период 1040 – 1147 гг.

Исламисты увязывают победы исторических фигур со строгим следованием «чистому исламу», к которому и призывают современные радикалы. Благодаря этим тактическим приемам пропагандисты обеспечивают успех среди людей, испытывающих гордость за свое историческое прошлое и наполненных горечью нынешнего состояния мусульманского мира, тотального доминирования Запада и его системы ценностей.

После своего путешествия в Мекку в 1036 г. Яхья ибн Ибрагим, вождь берберского племени ламтуна, понял, что его люди не придерживаются подлинных исламских предписаний. Он поручил ортодоксальному суннитскому ученому  Абдаллаху ибн Ясину, возродить истинную веру среди населения региона. Ясин строил рибаты (монастыри), чтобы позволить людям изучать и знать больше о «чистом исламе». Центром деятельности приверженцев Абдаллаха ибн Ясина, выступавшего с проповедями маликизма — одного из 4 толков суннитского ислама  стал построенный им в середине  11 ввека рибат (монастырь). Последователи Абдаллаха ибн Ясина были названы «альмурабитун» — «живущие в рибате» (исп. альморавиды). Они должны были вести подвижнический образ жизни в строгом соответствии с маликизмом и обучаться военному искусству для борьбы с «врагами веры». Вскоре альморавиды подчинили себе племена Мавритании (на терр. совр. Марокко), объединив их под единым религиозным учением.

Исторически сложилось, что Альморавиды сыграли решающее значение в сохранении позиций ислама в Андалусии (контролируемых мусульманами регионах юга Пиренейского полуострова). Именно войска этой династии нанесли поражение христианской армии Кастилии в битве при Заллаке в 1086 г. и, таким образом задержали Реконкисту почти на четыре столетия.

Бельмохтар призывает мусульман восстановить историческую справедливость и вернуть себе земли Южной Европы, которые в средние века были частью «Дар аль-Ислам». Таким образом, по его мнению, следует активизировать борьбу против неверных в государствах Северной Африки, превратив регион в тыловую базу для войны в европейских государствах и прежде всего во Франции. Группировка проводит параллели с прошлыми захватническими войнами европейских государств против Алжира, Марокко, Туниса, Сенегала, проецируя их на современность, имея в виду операцию Франции в Мали.

«Арабская весна» не открыла новых политических возможностей для джихадистская групп в Северной Африке. Радикальные исламисты в государствах региона не пользуются широкой поддержкой населения. В Ливии, поделенной на «зоны ответственности» между бывшими «революционными бригадами», влияние  салафитов также ограничено некоторыми районами в Киренаике. В Египте «Братья-мусульмане» утратили свои легальные позиции. В Тунисе правящая партия «Ан-Нахда» также переживает политический кризис, а салафиты из «Ансар аш-шариа» вызывают все больше негодования среди привыкших к светскости жителям страны.

«Мурабит» происходит от «рибат» — первоначально означает сторожевой дом или укрепление, каких немало было во многих местах на границах области ислама для их защиты. Позднее подобные сооружения использовались для защиты коммуникаций и служили центрами суфийской мистической культуры. «Мурабиты» исторически выполнили две цели: защищали «Дар аль-Ислам» против внешних сил и обеспечивали духовное возвышение через религиозные учения и молитвы. Таким образом, название группы можно рассматривать как призыв к мусульманам региона для защиты своих земель от внешних захватчиков. «Аль-Мурабитун» может считаться региональным конкурентом «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ ), хотя обе группы руководствуются единой стратегической целью — введение шариата. Вместе с тем они расходятся в методах и тактике реализации их идеологии. Остаются напряженными и отношения между Бельмохтаром с руководстовм АКИМ., которое подвергло жесткой критике теракты в Аменасе в Алжире в январе 2013 г. и теракты в Нигере. В АКИМ считают, что такие атаки могут подтолкнуть внешних игроков усилить давление на салафитов, которые значительно ослаблены после поражения в Мали и потери нескольких руководителей организаций (в первую очередь Абу Зейда ).

АКИМ ориентирована большей частью на создание исламского государства в Алжире, хотя и проводит операции на территории соседних стран. Новая структура же обращается, главным образом к радикалам Мавритании , Мали, Западной Сахары, Нигера, Южной Ливии и Чада. «Аль-Мурабитун» ставит перед собой более масштабные цели, чем АКИМ. Второе коренное отличие двух группировок  в том, что лидер АКИМ Абд аль-Малик Друкдель призывает действовать постепенно, чтобы избежать мощного внешнего давления и конфронтации с местными мусульманскими общинами. Бельмохтар же, напротив, за проведение активных операций в  странах Северной Африки и Европы. Создание новой структуры является больше реализацией личных амбиций Бельмохтара

Салафиты в пропаганде апеллирует к историческому прошлому региона, к легендарным фигурам времен распространения ислама и антиколониальной борьбы, воспетым в традиционном фольклоре и широко известным мусульманам Северной Африки. К ним, например, относятся такие легендарные исламские деятели, проповедовавшие ислам в Магрибе и Южной Европе, как Тарик бен Зияд, Юсуф бен Ташфин, Укба бен Нафи. В своей пропагандистской работе исламисты также отводят серьезную роль героям антиколониальной борьбы XIX–XX вв. Достаточно отметить Омара Мухтара, лидера восстания против итальянцев в Ливии, Абд аль-Карима аль-Хаттаби, возглавлявшего вооруженные выступления против французов в Марокко. Эти исторические личности почитаемы народом за их вклад в достижение независимости и защиту интересов ислама в североафриканских странах. Обращаясь к этим историческим персонажам, салафиты стремится связать успешные военные кампании мусульман прошлого с современностью, вселяя в мусульман уверенность в то, что с Западом можно бороться на равных и одерживать верх над ним.