- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Йемен: бои в провинции Саада

Ситуация в провинции Саада в Йемене из-за продолжающихся боев между исламистским ополчением и повстанцами-хаусистами остается напряженной.

Эпицентром вооруженного противостояния стал район Дамаг. Здесь расположен исламский университет, превратившийся в крупнейший в стране центр по изучению ислама благодаря концентрации иностранных студентов, которые пребывают на учебу из многих стран, в том числе и из республик Центральной  Азии.

В отличие от университета «Иман», курируемый известным исламистом шейхом Зиндани, центр в Дамаге более приземлен и занимается вопросами «изучения ислама». В то же время тот же «Иман» специализируется на вопросах шариата и выпускает юристов. Кстати, недавно в стране возник скандал по вопросу трудоустройства выпускников университета «Иман» в качестве юристов в государственные структуры. Было совершенно справедливо указано на то, что специалисты по шариату не должны работать в «светских» госучреждениях.

«Выпускники» Дамага в настоящее время составляют основной резерв вооруженных отрядов фактически «джихадистов», воюющих сейчас с хаусистами. Требования последних также предельно ясны: депортация иностранных учащихся из Саады, которая является вотчиной зейдитов.

Противостояние между хаусистами и иностранными джихадистами начинает угрожать общей стабильности в стране. Лидер партии «Ислах» Хамид аль-Ахмар начал кампанию по вербовке «добровольцев» для противостояния хаусистам по всему Йемену. В основном такая вербовка идет среди приверженцев шафиитского мазхаба. Судя по всему, в ход пошли катарские деньги, которые «Ислах» активно получал еще в период «революции» против президента А.А.Салеха. Конфликт на севере Йемена, по оценке ряда экспертов, по своим возможным разрушительным последствиям может сравниться с сепаратистскими настроениями на юге страны и призывами к независимости этой части Йемена.

Центральное правительство вынуждено сейчас спешно перебрасывать дополнительные воинские контингенты в  провинцию Саада с целью погасить противостояние и не дать ему перекинуться на соседние провинции.

При этом хаусисты хорошо вооружены. В свое время, уже понимая, что власть придется отдать, бывший президент Салех передал под контроль хаусистов очень значительное количество арсеналов армии, расположенных в Сааде.

Необходимо отметить и особую роль саудовцев в этом конфликте. В Эр-Рияде очень недовольны возросшей самостоятельностью партии «Ислах» и контактами ее лидеров с Дохой. Напомним, что в разгар антисалеховских «революционных» манифестаций именно катарцы финансировали эти мероприятия. С тех пор позиция катарцев по вопросу степени своего участия в внутрийеменских событиях заметно трансформировалась, но контакты между Дохой и йеменскими «Братьями-мусульманами» (а именно в таком качестве себя позиционирует «Ислах») остались. Как и у сводного брата президента Али Мохсена аль-Ахмара, который также в свое время поддержал выступления против своего родственника. Он регулярно посещает Доху и, как представляется, в катарском руководстве его вполне оправданно считают своей «агентурой влияния».

Возвращаясь к позиции руководства КСА, отметим, что там крайне ревниво относятся к таким моментам. Как, собственно, и к самому движению «Братья-мусульмане», которых саудовская верхушка обоснованно считает креатурой своих конкурентов в лице катарцев. В том числе и по этой причине Эр-Рияд пошел на секретные договоренности со своими недавними антагонистами в лице хаусистов. Согласно этим договоренностям именно на повстанцев-зейдитов возлагается теперь обязанность контролировать северный отрезок йеменско-саудовской границы, а это очень денежный и «хлебный» участок в связи с потоками нелегальной миграции и контрабанды. Ранее такой привилегией пользовался Али Мохсен аль-Ахмар, который теперь из доверия у Эр-Рияда вышел. Также хаусисты взамен на гарантирование спокойствия на границе получают от саудовцев  финансовую поддержку. Таким образом, руководство КСА  пытается решить две задачи: приручить и перекупить хаусистов, дабы вывести их из-под иранского влияния, и радикально ослабить влияние партии «Ислах» на севере Йемена, нанеся удар по их религиозным центрам. Кроме того, стимулируя столкновения в Сааде саудовцы еще «поддавливают» и президента страны А.М.Хади к принятию выгодного для них решения в отношении спорных участков на границе. А вернее подписание йеменской стороной дополнительных протоколов, которые вводят мораторий на добычу нефти в приграничной зоне.

Эта ситуация осложняется еще и возрастающим противоборством внутри самой йеменской элиты. На период празднования дня жертвопреношения  Ид-аль-Адха бывший президент Салех неожиданно отменил все встречи и посещения его различными народными делегациями, а затем спешно выехал за границу. Сначала в Швейцарию, а затем в ОАЭ. Как полагает ряд экспертов, это, скорее всего, было связано с тем, что на Салеха готовилось покушение. И готовил его, по всей вероятности, его сводный брат Али Мохсен, который, кстати, также на этот период времени покинул страну. В свое время, в период разгара протестных выступлений, Салех пытался убить Али Мохсена, обвинив его в предательстве и переходу на сторону восставших. Теперь настало время для Али Мохсена отдать должок.

Все это иллюстрирует то напряжение в йеменской верхушке, сопровождающее ход работы Конференции национального диалога. Там продолжаются дебаты в отношении административного деления Йемена, которое очень тесно связано с ключевым для страны вопросом – темой распределения финансовых потоков и собственности.