- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит государственного секретаря США Джона Керри в Эр-Рияд

4-5 ноября текущего года глава внешнеполитического ведомства Соединенных Штатов Джон Керри находился с официальным визитом в саудовской столице. Это было ожидавшееся и важное событие, происходившее в обстановке спекуляций, призванных доказать едва ли не «крушение» саудовско-американских связей. Обычно называвшиеся, при этом, причины «охлаждения» взаимных контактов обеих сторон – ведущей глобальной державой и ведущей державой регионального уровня резюмировались несколькими обстоятельствами – разногласиями в связи с развитием внутрисирийской ситуации, а также американо-иранским «сближением». Визит Д.Керри был призван, как накануне этого события подчеркивали в Вашингтоне, «стать поводом для проведения переговоров на высшем уровне по всем вопросам, в отношении которых происходит работа с саудовской стороной».

Что ж, переговоры на высшем уровне состоялись. 4 ноября в эр-риядской резиденции короля Абдаллы была организована встреча правящего монарха с главой американского внешнеполитического ведомства. Как это обычно бывает, распространенное Саудовским информационным агентством сообщение об этом событии не было многословным, — обе стороны обсудили «в рамках сотрудничества между странами развитие палестинской проблемы, положение в Сирии, всю совокупность региональных и международных событий, а также занимаемую в отношении них обеими дружественными государствами позицию».

Впрочем, несмотря на краткость сообщения официального информационного агентства, оно содержало достаточно подтверждений, позволяющих полагать, что переговоры правящего саудовского монарха и государственного секретаря Соединенных Штатов касались вопросов, традиционно рассматриваемых Саудовской Аравией в качестве «констант» ее внешнеполитического курса в тех регионах, которые в Эр-Рияде считают основными зонами ее интересов – Персидский залив и, чаще всего, объединяемый в единое целое арабский и мусульманский мир. Упоминание же в этом сообщении «региональных и международных событий, а также занимаемой в отношении них» позиции «обеих дружественных государств» связано с происходящим в различных столицах мира поиском путей, способных привести к разблокированию внутрисирийской ситуации, а также решению вопросов, имеющих отношение к тому, что квалифицируется как «иранское ядерное досье».

К моменту приезда Д.Керри в Эр-Рияд в Саудовскую Аравию был назначен новый американский посол, кандидатура которого была одобрена Конгрессом и согласована с саудовским руководством, — этот пост оставался вакантным, начиная с сентября текущего года.

Все так же накануне визита главы американского внешнеполитического ведомства и Д.Керри, и представители администрации Соединенных Штатов направили саудовскому руководству несколько важных сигналов, которые призваны содействовать улучшению отношений между обеими странами. Находясь в Каире (откуда он отправился в Эр-Рияд), американский государственный секретарь в ходе совместной со своим египетским коллегой пресс-конференции заявил о том, что «руководство египетской армии готово достичь демократии» в своей стране (отношение к нынешнему египетскому руководству было одним из аспектов саудовско-американских разногласий), считая, что «Египет движется в направлении реализации демократической дорожной карты, и все должны ему в этом помочь».

В свою очередь, представители американской администрации не раз подчеркивали, что «Вашингтон будет консультироваться со своими союзниками в Заливе перед и после каждого раунда переговоров» с Ираном. Эта точка зрения была высказана (как подчеркивали в американской столице) и королю Абдалле, и главе саудовского внешнеполитического ведомства принцу Сауду Аль-Фейсалу.

Наконец, уже в Эр-Рияде Д.Керри заявил саудовскому руководству, что «международное сообщество не уделяет достаточного внимания внутрисирийскому кризису», — речь шла о невозможности сведения связанных с Сирией проблем только лишь к вопросу о ликвидации находящегося в распоряжении режима Башара Асада химического оружия.

Вечером 4 ноября текущего года на совместной с Д.Керри пресс-конференции Сауд Аль-Фейсал счел необходимым заявить: «Исторические отношения между Королевством Саудовская Аравия и Соединенными Штатами основываются на независимости, взаимном уважении и служат обоюдным интересам обеих сторон», как и на «позитивном сотрудничестве при решении региональных и международных проблем ради поддержания мира и международной безопасности». Разумеется, учитывая существующие между обеими странами расхождения в отношении ряда проблем региона, саудовский министр иностранных дел подчеркнул: «Подлинно дружеские отношения не строятся на вежливости и взаимных комплиментах. Они опираются на откровенность и транспарентность в высказывании собственных точек зрения. В силу этого обстоятельства, — продолжал он далее, — нет ничего странного в том, что взгляды и политика каждого из друзей могут и совпадать, но могут и расходиться. Это естественно для серьезных связей и для обсуждения реально существующих проблем».

Далее Сауд Аль-Фейсал счел нужным добавить: «Мы высказываем друг другу различающиеся точки зрения и стремимся их сблизить, ведя между собой постоянный диалог на всех уровнях с тем, чтобы придти к общему взгляду, способному оказать позитивное воздействие на решение существующих проблем». Наконец, завершаю эту мысль, Сауд Аль-Фейсал заявил: «Я хотел бы заявить, что все появившиеся в последнее время анализы, комментарии и утечки информации, направленные на то, чтобы представить саудовско-американские отношения как находящиеся в упадке, как вступившие на этап драматического тупика, не имеет под собой никаких оснований».

Все же, выступление Сауда Аль-Фейсала на этой пресс-конференции доказывало, что, если в Саудовской Аравии и были приняты во внимание поступившие из Соединенных Штатов сигналы, все же, используя его слова о продолжающемся саудовско-американском «диалоге», этот «диалог» продолжается.

Да, разумеется, Сауд Аль-Фейсал подчеркивал, что «отказ королевства занять место непостоянного члена Совета Безопасности» вовсе не означает, что Саудовская Аравия «покинет ряды Организации Объединенных Наций». Однако он вновь говорил о «неспособности Совета Безопасности осуществлять управление кризисами, как и о его неспособности решать эти кризисы». Примером тому, по его словам, выступает «палестинская проблема, топчущаяся на одном месте в течение более шестидесяти лет», как и стремление «свести сирийский вопрос только к ликвидации запасов химического оружия». В равной мере, по словам главы саудовского внешнеполитического ведомства, это относится и к тому, что «Ближний Восток все еще не стал зоной, свободной от оружия массового поражения, включая и ядерное оружие». Не говоря прямо об американо-иранских контактах, Сауд Аль-Фейсал считал возможным заявить, что «ныне регион находится в ситуации, когда под него заложена бомба замедленного действия, которую не могут обезвредить ненужные компромиссы либо необоснованные маневры».

Да, конечно, Сауд Аль-Фейсал подчеркивал, что «королевство прекрасно осознает важность переговоров как пути к решению кризисов», не называя Сирию. Но, замечал он, «переговоры не только не могут длиться бесконечно, но, в случае возникновения крайних ситуаций, настоящей гуманитарной катастрофы, речь должна идти о срочном и решительном вмешательстве, способном положить конец человеческим страданиям». Такие «катастрофы», по его словам, «требуют немедленного прекращения идущей войны, когда становится яснее солнца, что ради спасения человеческих жизней нет места моральному выбору между войной и миром».

Впрочем, завершая свое выступление на совместной с Д.Керри пресс-конференции, саудовский министр иностранных дел подчеркивал: «Обе наши дружественные страны совместно взаимодействуют в ходе решения всех проблем региона. Мы действуем серьезно и открыто. В политике нет места симпатии или гневу. Политика требует языка мудрости, логики и разума. Ей необходимо имеющееся у нас взаимное доверие, позволяющее нам находить пути решения существующих проблем».

Вновь сложившаяся ситуация не кажется всем саудовским «центрам силы» полностью позитивной. В этой стране сегодня откровенно говорят (по крайней мере, эта точка зрения представлена членами комиссии по внешней политике Консультативного совета, как и рядом ведущих аналитиков саудовских изданий), что, «хотя отношения между королевством и Соединенными Штатами и являются стратегическими, полностью исключающими какие-либо рассуждения на тему о возможном разрыве между обеими сторонами», тем не менее, саудовская внешняя политика «должна перестать быть мягкой». Эта политика должна стать «новой», обретя «больший напор» с тем, чтобы добиться от своего «стратегического партнера» более адекватного понимания проблем и Персидского залива, и арабо-мусульманского мира, что принципиально необходимо для самой Саудовской Аравии.

Скорее всего, С. Аль-Фейсал положил начало этой «новой» саудовской политике в отношении Соединенных Штатов.