На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с переговорами по ядерной проблеме Ирана, проходившими с 7 по 10 ноября в Женеве между делегацией ИРИ и «шестеркой» международных посредников (пять постоянных членов Совбеза ООН и Германия).
В переговорах приняли участие главы внешнеполитических ведомств стран, входящих в «шестерку» (от КНР – зам. главы МИДа), и министр иностранных дел Ирана. Диалог, в ходе которого его участники пытались выработать удовлетворяющие все стороны соглашение по иранской ядерной проблеме, проходил очень трудно. В итоге найти компромиссы по всем обсуждавшимся аспектам проблемы найти не удалось, и соглашение достигнуто не было, хотя участники переговоров и приблизились к нему. В целом диалог получил положительную оценку у его участников. Так, министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что в Женеве «заложили основу для сотрудничества по выработке окончательного решения по иранской ядерной проблеме». Лавров также отметил лидирующую роль США и госсекретаря Дж. Керри «по продвижению подходов, которые были бы приемлемы для Ирана». По словам самого Керри, на завершившемся раунде переговоров удалось «не только сократить число разногласий, но и добиться значительного прогресса». Позднее, 10 ноября Керри заявил, что Вашингтон будет сохранять санкции в отношении Ирана пока переговоры Тегерана с «шестеркой» не увенчаются успехом, отметив, что США скептически относятся к готовности Ирана свернуть свою ядерную программу. Вновь резко выступил против возможных договоренностей с Тегераном Израиль.
Иран оценил прошедшие переговоры как «результативные». Президент ИРИ Х. Роухани, говоря о перспективах достижения соглашения по иранской ядерной проблеме, 10 ноября вновь жестко подчеркнул, что Тегеран не откажется от своего права на мирный атом в рамках «международных правил», в том числе на право обогащения урана на своей территории.
Глава дипломатии Евросоюза К. Эштон сообщила, что очередной раунд переговоров «шестерки» с Ираном должен состояться 20 ноября.
В различных районах Сирии продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников режима президента Б. Асада. На минувшей неделе наиболее интенсивные бои велись в районах, прилегающих к Дамаску, и в северной провинции Алеппо. На северо-востоке Сирии курдские отряды самообороны вели бои с силами радикальных исламистских группировок.
Лидер «Аль-Каиды» А. аз-Завахири 8 ноября объявил о роспуске сирийского отделения организации «Исламское государство Ирака и Леванта». По его словам, единственным законным представителем «Аль-Каиды» в Сирии является «Джабхат ан-нусра».
Продвигается процесс химического разоружения Сирии. В настоящее время работы по уничтожению неснаряженных химических боеприпасов ведутся на семи объектах. Инспекторы Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) посетили еще один объект, связанный с сирийским химическим оружием (ХО). Таким образом, не проинспектированным остался лишь 1 из 23 военных химобъектов, продекларированных правительством САР. В то же время ОЗХО располагает средствами для финансирования миссии в Сирии лишь до конца ноября. ОЗХО считает план по уничтожению сирийского ХО за пределами страны, предложенный Дамаском, наиболее «реальным», так как он основывается на «практических сложностях, с которыми связано уничтожение химического оружия на фоне вооруженного конфликта в стране». В Вашингтоне сообщили, что по имеющимся у США данным, сирийское правительство собирается скрыть часть своего ХО от уничтожения. МИД России считает подобные заявления необоснованными.
5 ноября на встрече в Женеве представителям России, США и ООН не удалось согласовать дату начала работа конференции «Женева-2» по сирийскому урегулированию. Тем не менее, усилия по созыву этой конференции продолжаются. Россия заявила о готовности предоставить площадку для встречи правительства и оппозиции Сирии с участием зарубежных партнеров в рамках подготовки женевской конференции. Однако головная организация сирийских оппозиционеров – Национальная коалиция оппозиционных и революционных сил (НКОРС) отказалась участвовать в переговорах в Москве. Глава МИД РФ С. Лавров считает, что договориться о сроках проведения «Женевы-2» пока не удается, прежде всего, потому, что представители сирийской оппозиции «не готовы принять приглашение на участие в конференции без предварительных условий». На совещании в Стамбуле руководство НКОРС заявило 10 ноября, что направит своих представителей в Сирию для обсуждения с Сирийской свободной армией и гражданскими группировками вопрос об участии в работе «Женевы-2». Правительство САР откажется от участия в конференции «Женева-2», если ее целью станет отстранение Асада от власти, заявил 5 ноября министр информации Сирии У. аз-Зоуби.
По итогам визита 4-5 ноября в Эр-Рияд госсекретаря США Дж. Керри глава МИД Саудовской Аравии С. аль-Фейсал заявил, что США и КСА полагают, что Асад «не должен играть какой-либо роли в переходный период в Сирии в соответствии с договоренностями конференции «Женева-1». Керри признал, что у США и КСА есть разногласия в подходах к решению сирийского кризиса. При этом США считают возможным создание полномочного переходного органа власти с участием двух сторон (представителей оппозиции и нынешних властей), который будет временно управлять Сирией. «Мы считаем, что это скорейший путь к прекращению конфликта и насилия».
Иран готов содействовать согласованному выводу из Сирии всех воюющих там иностранных сил, заявил глава МИД ИРИ М. Д. Зариф. Турция не поддерживает сирийское крыло «Аль-Каиды» и другие радикальные исламские группировки, сообщил премьер-министр этой страны Р. Т. Эрдоган. Он отметил, что для Турции легитимной является только оппозиционная Асаду Сирийская свободная армия. Правдивость слов Эрдогана подтвердил лидер ведущей организации сирийских курдов — Партии демократического союза С. Муслим. Он считает, что последние успехи курдов в Сирии в боях с группировками радикальных исламистских боевиков частично связаны с прекращением турецкой помощи джихадистам.
Нестабильная обстановка сохраняется в Ливии. В столице страны Триполи на минувшей неделе происходили вооруженные столкновения между боевиками различных группировок. Отряды берберских племен захватили терминал Меллита в 100 км к западу от Триполи, перекрыв поставки газа в Италию. Берберы намерены активизировать свои протестные акции, поскольку Всеобщий национальный конгресс (парламент) отложил обсуждение поправки к конституции страны, предусматривающей защиту их культурных прав и их языка. Правительство Ливии предупредило, что зарубежные компании должны воздержаться от закупок нефти с терминалов, захваченных боевиками на востоке страны. 8 ноября в Бенгази были введены крупные силы ливийской армии с задачей обеспечить безопасность и защитить граждан от вооруженных преступных группировок. В последнее время в городе от рук бандитов погибли более 100 офицеров армии, полиции, службы безопасности и гражданских лиц. Жители города неоднократно обращались к властям с требованием обеспечить безопасность в Бенгази. 6 ноября правительство Ливии заявило, что прекратит выплачивать жалование задействованным в обеспечении безопасности отрядам бывших повстанцев, если они до конца 2013 г. не войдут в состав государственных силовых структур. Также было указано, что 1 января 2014 г. истечет установленный властями срок для «роспуска вооруженных групп и их интегрирования в регулярную армию и полицию».
Премьер-министр Ливии А. Зейдан заявил 10 ноября о возможности иностранной интервенции в Ливии, отметив, что «международное сообщество не может быть толерантным к государству в центре Средиземноморья, которое является источником насилия и терроризма».
Безрезультатно завершился визит госсекретаря США Дж. Керри в Израиль и на палестинские территории, в ходе которого он попытался добиться подвижек в палестино-израильском переговорном процессе. Палестинский лидер М. Аббас заявил о готовности продолжать мирные переговоры с Израилем, несмотря на отсутствие признаков прогресса и обострившиеся разногласия. По мнению премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, палестинцы «по-прежнему продолжают создавать искусственные кризисные ситуации с целью избежать исторического решения, которое необходимо, чтобы достичь подлинного мира». Керри осудил строительство новых еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан и предупредил, что Израилю в случае провала мирных переговоров с палестинцами может грозить растущая международная изоляция и новое восстание на оккупированных палестинских территориях.
4-5 ноября Саудовскую Аравию с визитом посетил госсекретарь США Дж. Керри. В Эр-Рияде он заявил, что американо-саудовское партнерство носит стратегический характер и «продолжается в полном объеме, и любые слухи на этот счет не соответствуют действительности», опровергнув сообщения о возможном разладе в отношениях с КСА. С аналогичными высказываниями выступил и глава саудовского МИДа С. аль-Фейсал.
Саудовская Аравия потребовала постоянного членства в Совбезе ООН для арабских государств, подвергнув критике систему принятия решений в этом органе из-за права вето пяти основных стран-членов СБ ООН.
10 ноября Президент России В. Путин провёл телефонный разговор с саудовским королем Абдаллой, обсудив с ним урегулирование сирийского конфликта и ядерную программу Ирана.
Власти КСА начали масштабную кампанию по «упорядочиванию» пребывания в стране иностранной рабочей силы в рамках программы, призванной сократить зависимость королевства от иностранной рабочей силы и предоставить рабочие места саудовцам. В стране проводятся облавы на нелегальных мигрантов. Сообщается о задержании более 30 тыс. иностранцев, находившихся в стране без официального разрешения. В Эр-Рияде 9 ноября произошли столкновения мигрантов с полицией, имеются убитые и раненые.
4 ноября египетский суд принял решение о переносе суда над бывшим президентом страны М. Мурси на 8 января 2014 г. Суд Каира по срочным вопросам 6 ноября отклонил поданный адвокатами «Братьев-мусульман» протест на запрет деятельности организации в Египте, подтвердив принятое им 23 сентября решение. Исламисты заявили, что подадут аппеляцию в высшую судебную инстанцию.
Глава МИД Египта Н. Фахми 8 ноября заявил, что парламентские выборы в стране пройдут в феврале-марте 2014 г., а президентские состоятся в начале лета. При этом он ничего не сообщил о референдуме по новой египетской конституции, который планировалось провести до конца 2013 г.
8 ноября сторонники исламистов провели демонстрации протеста в Каире, Суэце, Исмаилии и некоторых других городах страны. Несмотря на произошедшие беспорядки, акции протеста носили ограниченный характер.
Сообщается, что более 15 млн египтян поставили свои подписи под петицией с призывом к министру обороны АРЕ генералу А. Ф. ас-Сиси баллотироваться на пост президента страны.
Пакистанские талибы 7 ноября избрали нового главу своего движения «Техрик-и-талибан Пакистан». Им стал мулла Фазлулла. Одновременно талибы отвергли предложение правительства о мирных переговорах и сообщили о намерении устроить серию нападений на местные власти.
Правящая в северо-западной провинции Пакистана исламистская партия «Техрик-и-Инсаф» заявила, что, если до 20 ноября США не прекратят наносить удары беспилотниками по северным районам страны, то исламисты заблокируют доставку грузов войскам НАТО в Афганистане.
На северо-западе Йемена в провинции Саада в районе города Дамадж продолжалось вооруженное противостояние между местными шиитами-хаусистами и суннитами-салафитами, приведшее к гибели более 100 человек. При посредничестве йеменского правительства 9 сентября стороны в очередной раз договорились о прекращении огня.
Приложение
О ситуации вокруг Западной Сахары
Конфликт о принадлежности Западной Сахары является одним из самых длительных в Африке. Он возник в середине 1970-х гг. В 1974 г. Марокко потребовало в ООН передать ему Западную Сахару, ссылаясь на исторические права. Свои претензии на часть западносахарской территории выдвинула также Мавритания. В 1975 г. Международный суд в Гааге вынес следующий вердикт по вопросу о Западной Сахаре: хотя в доколониальный период на этой территории и жили племена, поддерживавшие определенные связи, как с Марокко, так и с Мавританией, однако подобные связи не могут служить препятствием к осуществлению западносахарцами права на самоопределение. Переговоры между Марокко, Мавританией, Алжиром и Испанией по будущему статусу территории не привели к достижению взаимоприемлемого соглашения. В ноябре 1975 г. Испания, Марокко и Мавритания подписали соглашение о передаче власти в Западной Сахаре с 26 февраля 1976 г. временной мароккано-мавританской администрации. В ответ, поддерживаемый Алжиром Фронт ПОЛИСАРИО (Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро, создан в 1973 г.), провозгласил 27 февраля 1976 г. создание Сахарской Арабской Демократической Республики (САДР). Начались военные действия отрядов Фронта с Марокко и Мавритании.
Справка. Западная Сахара — территория на северо-западе Африки на побережье Атлантического океана. На севере граничит с Марокко, на северо-востоке с Алжиром, на юго-востоке с Мавританией. Площадь ок. 266 тыс. кв. км. Население в середине 1970-х гг. — 75-100 тыс. чел., в основном арабы и берберы. Территория богата полезными ископаемыми: фосфаты (до 1/4 мировых запасов), уран, железная и медная руда, ртуть, калийные соли. На шельфе обнаружена нефть. Прибрежные воды богаты рыбой.
В 1979 г. Мавритания и Фронт ПОЛИСАРИО подписали мирное соглашение, в котором отказались от взаимных территориальных претензий. После этого в Рабате объявили о полном присоединении к Марокко сахарских провинций. Война в Западной Сахаре продолжалась до сентября 1991 г., когда при посредничестве ООН Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО достигли договоренности о прекращении огня. В настоящее время под управлением Марокко находится более 2/3 сахарской территории, где проживают свыше 250 тыс. человек, в основном переселенцев-марокканцев. Остальную часть Западной Сахары контролирует Фронт ПОЛИСАРИО.
С середины 1970-х гг. сахарская проблема превратилась в основной вопрос политики Марокко. В Рабате рассматривают Западную Сахару как неотъемлемую часть территории королевства и считают абсолютно неприемлемым рассматривать любой вариант урегулирования проблемы, в котором имеется хоть какое-то упоминание о возможности самоопределения Западной Сахары. Эту позицию сахарскому вопросу разделяют все основные политические силы страны, что позволяет говорить о наличии общенационального консенсуса. За годы марокканского управления территорией здесь были построены промышленные предприятия, морские порты, школы, международный аэропорт и другие объекты. Рабат целенаправленно продолжает курс на дальнейшее освоение Западной Сахары. Сахарская проблема считается главным фактором, влияющим на состояние национальной безопасности Марокко. В этом регионе сосредоточена основная группировка королевской армии (свыше 90 тыс. чел.).
Вопрос о Западной Сахаре является основным «раздражителем» в мароккано-алжирских отношениях. Об этом свидетельствует и последнее их обострение, связанное с предложением президента АНДР А. Бутефлики о необходимости создания механизма по мониторингу и наблюдению за соблюдением прав человека в Западной Сахаре. Эту инициативу в Рабате назвали «провокационной», обвинив Алжир в «прямом участии» в сахарском конфликте. Марокко также обвиняет АНДР в оказании Фронту ПОЛИСАРИО разнообразной помощи. Алжир особо и не скрывает своей поддержки полисарийцев и права сахарского населения на самоопределение. На юго-западе АНДР в районе Тиндуф размещены руководящие органы САДР и Фронта ПОЛИСАРИО, базы подготовки партизан, основная масса сахарских беженцев. Просматривается политико-экономическая и стратегическая заинтересованность Алжира в благоприятном для него решении сахарской проблемы. Руководство АНДР, как видится, добиваясь утверждения в Западной Сахаре дружественного правительства, рассчитывает получить кратчайший выход к побережью Атлантического океана, что положительно сказалось бы на экономике страны. Алжир также негативно относится к усилению Марокко (главному сопернику за лидерство в Магрибе) за счет присоединения к королевству богатой природными ресурсами и занимающей важное военно-стратегическое положение территории, расценивает марокканский контроль над Западной Сахарой как прямую угрозу своей национальной безопасности.
Руководители Фронта ПОЛИСАРИО продолжают твердо стоять на позициях отстаивания права сахарского населения (оценочно, до 160 тыс. чел.) на самоопределение. В распоряжении Фронта имеются крупные военные формирования, насчитывающие около 5 тыс. человек. На их вооружении имеются танки, артиллерия, ПТУР, ПЗРК.
Для наблюдения за соблюдением мирных соглашений 1991 г. в Западной Сахаре находятся миротворческий контингент ООН (MINRUSO): 26 военнослужащих, 6 полицейских и 201 военный наблюдатель из 32 стран. Совет безопасности ООН регулярно продлевает мандат MINRUSO.
Попытки найти приемлемые для всех участников конфликта пути урегулирования западносахарской проблемы, предпринимавшиеся в 1990-х гг. и в начале ХХI в. успеха не имели. В 2007 г. Марокко представило в ООН проект документа по урегулированию проблемы Западной Сахары, который предусматривал предоставление этой территории широкой автономии, но в качестве неотъемлемой части королевства. Этот документ объявлен в Рабате как «всеобъемлющее и окончательное решение сахарской проблемы», «компромиссный вариант, признанный международным сообществом серьезным предложением», с помощью которого можно урегулировать сахарскую проблему». Марокканский план, в частности, предполагал формирование в Западной Сахаре собственного парламента, который сможет принимать законы, не противоречащие королевскому законодательству. Местное правительство будет заниматься вопросами образования, туризма, социальной сферы и т. п. Рабат сохранит контроль за внешней политикой, финансами, обороной, пограничной службой и почтой. Король Марокко останется высшим религиозным авторитетом для населения Сахары. Территория не будет иметь собственного флага. США и Франция в целом позитивно расценили марокканский план, но официально сохраняют позицию нейтралитета. Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО отнеслись к этому документу отрицательно. Лидеры Фронта продолжают настаивать на проведении референдума по определению будущего территории, в ходе которого его коренное население должно выбрать один из трех вариантов: (1) предоставление Западной Сахаре независимости, (2) вхождение территории в состав Марокко на правах автономии, (3) полная интеграция Сахары с Марокко. Однако Рабат идею проведения референдума категорически отрицает.
Личный посланник Генсека ООН по Западной Сахаре К. Росс, учитывая жесткую непримиримость позиций конфликтующих сторон, их неготовность идти на компромисс, разработал свою стратегию. Её суть состоит в том, чтобы вместо возвращения к новому раунду переговоров, «сосредоточиться сначала на дополнительных консультациях с ключевыми международными заинтересованными игроками и затем прибегнуть к методу челночной дипломатии со сторонами конфликта и соседними государствами в рамках одного или нескольких визитов в регион, включая Западную Сахару».
Марокко же предпочитает урегулировать конфликт путем двусторонней сделки со стоящим за спиной Фронта ПОЛИСАРИО Алжиром. «Однако алжирское руководство пока не проявляет желания «сдать» Фронт и подарить Рабату дипломатическую победу, которая бы усилила марокканские позиции в регионе Магриба». Тем не менее, руководство Фронта ПОЛИСАРИО опасается, что Алжир под давлением США и Евросоюза может со временем изменить свою позицию.
Периодически Фронт ПОЛИСАРИО инициирует демонстрации и другие акции протеста в сахарских городах. Так, крупные антимарокканские выступления прошли 24 апреля с. г. в городах Эль-Аюн и Буджура. В целом же в настоящее время Фронт и руководство САДР находятся в сложном положении, пережили ряд расколов. Некоторые исследователи считают, что «созданный как освободительное движение, Фронт ПОЛИСАРИО довольно быстро переродился в вооруженную сепаратистскую организацию, действовавшую по указке извне и преследовавшую, по сути, захватнические цели».
Таким образом, на сегодняшний день реальные перспективы урегулирования конфликта вокруг Западной Сахары отсутствуют, что представляет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке.