Мы уже говорили, что одной из самых актуальных проблем восстановления относительного спокойствия на севере Мали является проблема туарегского сепаратизма. Свержение Каддафи, который смог выстроить с опорой на нефтедоллары эффективную систему своих взаимоотношений с малийскими и ливийскими туарегами, породило явление, которое на настоящий момент является основным дестабилизирующим фактором в зоне Сахеля. Именно туарегский (и, в меньшей степени, берберский) сепаратизм является системной причиной нестабильности в этом регионе. Ссылки аналитиков на усиление салафитов, которые действуют под эгидой пресловутой «Аль-Каиды исламского Магриба» (АКИМ), по нашей оценке, являются в большей степени моментом пропагандистским, нежели отвечающим реальности. Вообще смысл пропагандисткой трансформации чисто сепаратистского явления в исламистский фактор состоит в том, чтобы придать этому явлению характер международной опасности в первую очередь. В случае с требованиями туарегов о независимости или широкой автономии надо признать согласно той же «демократической» логике европейцев, что мы имеем дело с национально-освободительным движением и «правом наций на самоопределение». Рассмотрение этих требований в формате исламистской экспансии со стороны той же АКИМ дает основание и оправдание любой формы силового воздействия на ситуацию, чем собственно Париж, США и страны ЭКОВАС в полной мере и воспользовались. При этом принцип территориальной целостности стран зоны Сахеля стал главенствующим, поскольку в Вашингтоне и Париже, не говоря уже о столицах африканских государств, на сегодняшний день именно он считается главной предпосылкой сохранения стабильности в регионе.
Это совершенно не отменяет того факта, что среди туарегской «вольницы» есть откровенные исламисты, а все туарегские группировки в той или иной степени в качестве идеологической начинки своих, в общем-то прежде всего экономических требований, используют исламистскую «обертку». Существует и АКИМ, в которой заправляют фигуры (в основном алжирцы), тесно связанные общими «экономическими» интересами с алжирскими силовиками, и которая преследует в своей деятельности, прежде всего, получение максимальной финансовой прибыли от продолжения криминального бизнеса по трафику оружия и наркотиков из зоны Гвинейского залива через Магриб в Европу. Но первопричина нестабильности в зоне Сахеля – это поиск со стороны племенной элиты туарегов новых и долгосрочных источников своей экономической состоятельности взамен исчезнувших вместе с Каддафи ливийских дотаций.
Ситуацию в Мали в этой связи стоит рассматривать с точки зрения создания эффективной модели решения этой проблемы. В случае успеха такую модель можно было бы задействовать и в других государствах Сахеля и Африки, на территории которых есть компактные места проживания туарегских племен.
До настоящего времени власти Мали (прежние и нынешние) широко использовали принцип метода «кнута и пряника». Одновременно с инициированием процедуры выдачи международного ордера на арест ряда туарегских выборов запущен и процесс (во многом тихий и непубличный) инфильтрации «умеренной» туарегской верхушки в государственные и экономические инфраструктуры страны. И главным условием последнего для тех же властей Мали является отказ того или иного вождя туарегов от требований полной государственной независимости. А с этой целью задействуется старый и добрый принцип британцев — «разделяй и властвуй». Тем более что среди самих туарегов далеко не все монолитно и вертикально выстроено.
6 ноября с.г. Национальное Движение за Освобождение Азавада (НДОА) под руководством Билала аг аш-Шерифа объединилось с Арабским движением Азавада (АДА) и Высшим советом за единство Азавада (ВСЕА). Отметим, что ВСЕА, которое образовано бывшими боевиками наиболее радикальной туарегской группировки «Ансар ад-дин», в настоящее время фактически аффилировало в себя все те силы, которые принято называть «исламистскими» и олицетворять с АКИМ. Если еще точнее, то руководство«Ансар ад-дин» в лице ее лидера И.аг-Гали, его «правой руки» и главного инициатора объединения с НДОА Аль-Хабаса аг-Инталлаха и пресс-секретаря Хамеда аль-Бибби сейчас руководят ВСЕА. При этом важно понять, что по итогам объединения принято совместное заявление, в котором лидеры альянса фактически отказываются от идеи полной независимости за право широкой административно-хозяйственной автономии. Это доказывает гибкость туарегской верхушки в вопросах достижения главной цели, ради чего были забыты все первоначальные лозунги, а исламистский антураж, по крайней мере, на время сдан в утиль. Справедливости ради отметим, что лидеры НДОА еще до начала всей «военной истории» на севере Мали ровно об этом говорили и в Париже, и в Бамако. Но тогда их не послушали, а потом были вынуждены долго и дорого воевать и, в конечном счете, прийти к начальным условиям игры.
И этот сигнал от туарегской элиты услышан новым президентом Мали И.Кейтой. На предстоящих 24 ноября с.г. парламентских выборах по спискам его партии Rassemblement pour le Mali [1] (RPM) заявлены такие фигуры из туарегской верхушки как Ахамада аг-Бибби, младший брат одного из лидеров ВСЕА, а ранее «Ансар ад-дин», Мохаммед аг Инталлах и Инавелен аг Ахмед. Они соответственно представляют три основных опорных оплота туарегов Абейбара, Тин Эссако и Кидаль. Это означает признание со стороны туарегов «де факто» принципа неделимости Мали. В случае дальнейших позитивных шагов со стороны новых властей и предоставлению туарегам права заседать в новом парламенте этот принцип будет однозначно признан и «де юре».
Конечно, необходимо учитывать и все риски этого процесса «единения», который без сбоев и накладок точно не пройдет. Ряд племенных шейхов опасаются того, что могут потерять влияние на местах в случае ухода в большую политику и переезда в Бамако. Они тесно привязаны к своим компактным местам проживания и именно там являются полновластными хозяевами. Там же достаточно конкурентов из числа молодежи, которые могут воспользоваться «отсутствием» старых вождей и вновь поднять ради достижения своих целей по захвату власти лозунг о полном отделении. Такие эпизоды постоянно происходят. 1 ноября в Гао тысячи туарегов вышли на улицы (и заодно постреляли в здание мэрии для убедительности) в знак протеста против удаления ряда представителей молодежи из числа членов делегации, которая должна представлять этот регион на общенациональной конференции «севера» в Бамако. Но эти эпизоды заработают в полную мощь и будут реально угрожать достижению стабильности только в случае того, если новые власти Мали не смогут (или не захотят) сопроводить процесс политической интеграции крупными финансовыми инвестициями на север страны. И это еще одна ключевая проблема для нового президента И.Кейты. потому как очень многие среди его окружения делиться не очень-то хотят.