- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Инфляционный вызов алжирским властям

Произошедшее в конце октября резкое снижение курса алжирского динара на 10 процентов по отношению к евро и доллару стало одним из самых серьезных и заслуживающих внимание событий осени 2013 г.

Не случайно, что Али Бенуари, бывший министр Государственного казначейства Алжира открыто указывает на то, что «С макроэкономической точки девальвация динара — признание провала экономической политики». И даже проправительственные издания называют это «девальвацией, угрожающей неконтролируемой инфляцией и покупательной способности населения».

 

Последствия инфляции

Следует особо заметить, что при заявленной средней зарплате в 300 евро на человека (подобный размер актуален главным образом для крупных городов) её обладатели еще до октябрьского обесценивания алжирской национальной валюты не могли позволить себе каких-то излишеств в плане покупок ввиду и без того высоких цен на товары и услуги.

Учитывая этот факт, подобное падение курса динара может заметно усугубить и без того непростую социальную обстановку в стране. В результате уже сейчас рост цен на многие товары превысил 10 процентов, что коснулось напрямую и продукции алжирских производителей, в большинстве своем зависящих от импортного сырья и оборудования.

Между тем, судя по реакции проправительственной газеты «Аль-Ватан», власти не ожидали такого развития событий. По её оценке, цены на «овощи и фрукты колеблются без какого-либо убедительного объяснения и не прекращают своего дальнейшего роста».

Например, это наблюдается в отношении моющих средств, яиц, мяса, рыбы, сушеных овощей, включая белую фасоль. Так, цена на последнюю только за 2013 г. повысилась на 25 процентов с 200 до 250 динар (два и два с половиной евро до октябрьской девальвации соответственно, тогда как в 2012 г. её стоимость за килограмм составляла 170 динар).

При этом даже в период активного лова сардины в 2013 г., когда наблюдался её избыток,он не продавалась менее, чем за 200 динар за килограмм, тогда как на протяжении 2000-2010 гг. стоила около 100 динар за килограмм.

Ситуация усугубляется тем, что в последние годы уровень реальной ежегодной инфляции составил не 4 – 5 процентов, как это указывали официальные алжирские власти, а 8 – 9 процентов. Так, только за 2012 г. курс алжирского динара за год потерял 8,9 процента. И уже тогда алжирские потребители с трудом перенесли последовавшее за этим повышение цен, которое минимизировали увеличение зарплат и социальных выплат начала 2011 г.

Тогда эти меры позволили властям справиться с акциями протеста на фоне прогрессирующего развития «арабской весны» в других странах региона. Но теперь перед властями Алжира стоит новый вызов, от решения которого зависит дальнейшая устойчивость режима.

Между тем, по оценке ряда алжирских экспертов, с 1990 г. покупательная способность динара сократилась на 90-100 процентов, хотя существуют и гораздо более пессимистические оценки. Таким образом, год от года социально-экономическая ситуация в стране неуклонно ухудшается, а действия властей лишь отчасти способствуют временной минимизации народного недовольства.

Поскольку до сих пор индексации зарплат и социальных выплат практически не последовало, даже в лояльных властям структурах стало отмечаться недовольство. Так, независимый профсоюз Национальный автономный союз общественных и государственных служащих (SNAPAP) заявил о «нарушении прав трудящихся» и потребовал индексации заработной платы, поскольку, по его мнению, лишь незначительная часть алжирцев, представленных верхушкой преподавательского состава ВУЗов и администрации, реально не ощутила на себе последствий понижения курса динара.

Между тем, дополнительное недовольство многих алжирцев действиями властей вызвано и просочившимися в местные СМИ данными о том, что, по крайней мере, часть алжирских сенаторов выразила желание сократить имеющийся разрыв по зарплатам между ними и министрами правительства (2900 и 3800 евро соответственно), увеличив своё ежемесячное денежное содержание на 600 евро.

Дополнительный рост цен ожидается с 2014 г., поскольку к этому времени будут исчерпаны запасы сырья, купленные по старым ценам. В том числе это коснется молочной продукции и хлебобулочных изделий. Так, представители руководства Candia, ведущего производителя в Алжире пастеризованного молока, контролирующего 90 процентов рынка, указывают на то, что пока произошедшее не является критичным для компании, имеющей крупные запасы сухого молока на складах. Они даже готовы в этом случае на снижение доходов, не повышая некоторое время цены на свою продукцию, имеющую огромное значение для населения. Но уже в среднесрочной перспективе при сохранении подобной неблагоприятной конъюнктуры рынка, по признанию представителей Candia, «компания может оказаться нежизнеспособной». Тем более, что некоторые сотрудничающие с ней производители немедленно отреагировали на произошедшую девальвацию, повысив цены на свою продукцию. Например, на упаковки для товара. При этом рост цен в ряде случаев составил 11 – 12 процентов. Таким образом предприниматели пытаются снизить свои риски и компенсировать издержки от понижения курса динара.

 

Причины снижения курса динара

Примечательно, что в этом случае алжирские власти изначально избежали трактовок о происках в данном случае внешних сил. Так, министр финансов страны Карим Джуди фактически признал, что алжирское правительство и Центральный банк Алжира (с 1990 г. – Банк Алжира) фактически санкционировало это падение, указав, что падение курса динара по отношению к иностранной валюте вызвано, между прочим, реальным индексом уровня инфляции между Алжиром и зарубежными странами.

Следует также заметить, что целенаправленным понижением курса динара алжирские власти фактически выполнили соответствующие рекомендации Международного валютного фонда, считавшего его слишком завышенным и препятствующим развитию экономики страны, как это уже имело место в 2009 г.

Очередные действия подобного рода лишний раз доказывают, что власти страны фактически установили гибкий курс национальной валюты. В свою очередь, это свидетельствует о еще большей включенности страны в мировые экономические процессы.

Кроме конкретных соображений по ограничению импорта в данном случае алжирские власти демонстрируют Западу лояльность. По мнению ряда их представителей, такие действия служат определенной гарантией от резкого ухудшения отношений с Брюсселем и Вашингтоном.

С другой стороны, снижение курса национальной валюты было вполне ожидаемым. Не случайно, что управляющий Банком Алжира Мухаммед Лаксаси, ранее неоднократно указывал (в том числе и в момент увеличения зарплат и социальных выплат 2011 г.), что возможности его ведомства стали ограниченными. Тем самым он, фактически, намекнул на то, что по мере увеличения социального сектора будет искусственно раскручиваться инфляция, которую дополнительно подталкивало увеличение закупок Алжиром зарубежных товаров.

При этом одной из причин подобных мер стало дальнейшее увеличение импорта из других стран, на который страна год от года тратит все больше средств. Так, если в предыдущие годы в среднем ежегодно алжирские власти тратили на эти нужды порядка 50 млрд долларов, то по прогнозам на 2013 г. они могут превысить 60 млрд долларов.

Эту версию произошедшего открыто озвучил финансовый эксперт Мохаммед Гернауи, в недавнем прошлом работник Банка Алжира. По его мнению, подобные меры, предпринятые алжирскими властями в 2009 г., во многом преследовали цель ограничить импорт в пользу потребления производимой в АНДР продукции, хотя это и не привело к ожидаемым властям результатам.

Правительство в этой связи стремится снизить подобные издержки и пытается разработать соответствующие законопроекты, направленные на ограничение ввоза импорта и дополнительное налоговое обложение ряда товаров, составляющих конкуренцию алжирской продукции.

Однако имеющийся мировой и алжирский опыт говорят о том, что такие инициативы могут лишь еще больше ухудшить социально-экономическую ситуацию в стране и в частности, иметь катастрофические последствия в плане дальнейшего обвала курса динара. Так, ранее все соответствующие усилия, предпринятые для ограничения импорта, фактически провалились.

Соответственно, решение Банка Алжира окажет влияние на расходы по импорту лишь в краткосрочной перспективе. И за этим неизбежно уже в ближайшей перспективе последует заметное увеличение цен на импортируемую продукцию, в первую очередь, на те продукты, стоимость которых не субсидируется правительством, но которые составляют важную часть алжирской продуктовой корзины.

Так, по данным алжирского Национального бюро статистики (ONS), за последнее время произошло много изменений в потреблении алжирской семьи. Согласно его выводам, «Корзина домашней хозяйки не ограничивается несколькими продуктами, как это бывало прежде». В ней, согласно выводам экспертов ONS, год от года появлялись всё новые продукты. При этом основная их часть – зарубежного происхождения, закупаемая за «подорожавшие» евро и доллары. Подобная ситуация отмечается и в отношении йогурта, постепенно становившегося с начала 1990-х гг. важным продуктом потребления алжирского населения, особенно для детей. Так, цена на него с начала 2000-х гг. выросла более чем в два раза.

В числе ещё одного из источника усиления инфляции необходимо отметить наличие многочисленных посредников между производителями и покупателями.

Также, по мнению представителей Союза коммерсантов и мелкого бизнеса Алжира (UGCAA), «стремительный инфляционный рост объясняется почти исключительно благодаря общему отсутствию долгосрочной экономической политики и движению значительной денежной массы на черном рынке. При этом два этих явления наложились на слабость национального производства».

В свою очередь, бывший управляющий Центрального банка, Абдеррахман Хадж-Насер еще в 2012 г. указывал, что причиной усиления инфляции служит господство неофициального черного рынка в народном хозяйстве и увеличение показателей контрабанды.

Кроме того, алжирские власти в этом случае не учли негативных последствий инфляции, исходя из неблагоприятных внутренних факторов, среди которых необходимо отметить отсутствие крупных современных портов, что подталкивает цены на продукты массового потребления.

 

Реакция властей на ухудшение ситуации

Между тем, представители властей АНДР не склонны драматизировать ситуацию. Напротив, в разъяснении Банка Алжира фактически подтверждается прежняя установка, согласно которой «действия по понижению курса динара, осуществленные Банком Алжира в соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда, обусловленные взлетом цен на основные сельскохозяйственные продукты в конце 2000-х гг., показали, что по сравнению с другими развивающимися странами инфляция в Алжире крайне незначительна». Таким образом, по оценке алжирских властей, подобная мера не станет невыносимой для населения.

Однако уже сейчас ситуация в целом ряде алжирских провинций, особенно южных, характеризуется как близкая к критической. Соответствующими индикаторами служат прокатившиеся по ним еще до последней девальвации динара волнения и серьезные беспорядки, а теперь создается почва для возникновения взрывоопасной ситуации и в других районах страны.

Единственным скорейшим выходом из положения для алжирских властей остается дополнительно увеличивать расходы на социальный сектор. Однако это даст лишь временный эффект и в очередной раз подтолкнет инфляцию и очень быстро сведет все эти усилия правительства на нет.

Понимая это, алжирские власти неохотно идут на дальнейшее расширение социальных расходов. Тем не менее, в преддверие приближающихся президентских выборов и незадолго до объявления действующего главы государства А.Бутефлики кандидатом на них от «партии власти» рисковать опасно. И в этой связи велика вероятность того, что властям придется пойти на индексацию издержек.

Дело в том, что хотя, учитывая существующую избирательную систему в Алжире, ожидать серьезных сенсаций здесь не стоит, осуществлять масштабные фальсификации, алжирским властям становится все тяжелее и поэтому ухудшение социально-экономической обстановки в стране также может сказаться на конечном исходе предстоящих в апреле 2014 г. президентских выборов.

Поэтому, учитывая инфляционные издержки для населения, для полной компенсации потерь алжирским властям уже необходимо ежемесячно дополнительно тратить 300 млн евро и это в дополнение к затрачиваемым каждый месяц с начала 2011 г. 250 млн евро на разного рода дотации, в том числе на услуги ЖКХ и сдерживание цен на продукты первой необходимости.

Следует заметить, что в данный момент золотовалютные резервы страны насчитывают 187 млрд долларов (за текущий год алжирские власти увеличили их на 27 млрд долларов), тогда как внешний долг не превышает 3 млрд долларов. Таким образом, требуемая для индексации издержек населения сумма не является критичной для устойчивости алжирского режима.

Несмотря на заявления в проправительственных изданиях, согласно которым «при необходимости правительство может быстро отреагировать на социальные волнения», это создаст дополнительную серьезную нагрузку для бюджета.

Подобная ситуация чревата серьезными рисками, поскольку в случае возможного резкого ухудшения конъюнктуры на нефтегазовом рынке алжирские власти могут оказаться неспособны выполнять взятые на себя социальные обязательства.

Однако уже в среднесрочной перспективе Алжир может столкнуться с серьезными  проблемами. Не случайно, что при этом министр финансов, Карим Джуди, не исключает ревизию политики поддержки цен, в случае, если падение экспортных поставок углеводородов продлится, о чем он открыто предупредил в своем выступлении на национальном радио. Подобная ситуация также может произойти в случае заметного снижения мировых цен на углеводороды. А это, в свою очередь, может привести к дестабилизации ситуации внутри страны.