- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжирское лобби в США

На фоне продолжающегося алжиро-марокканского обострения руководство АНДР пытается переломить настрой американской политической элиты в свою пользу, используя в качестве инструмента лоббирование. Так, влиятельные сенаторы демократ Патрик Лехи от Вермонта (временный председатель Сената) и Джеймс Инхоф (видный представитель Республиканской партии от Оклахомы) направили президенту Б.Обаме письменное обращение, приуроченное к запланированному на 22 ноября визиту короля Марокко Мохаммеда VI, пытающегося добиться от Вашингтона более явной поддержки в своем споре с Алжиром.

Они особо подчеркнули: «Мы просим Вас надавить на короля Мохаммедв VI прекратить сопротивляться созданию механизма мониторинга прав человека в МООНРЗС (Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референдума в Западной Сахаре -авт.). Расширение её полномочий позволит эффективнее применять одну из основных рекомендаций доклада по Западной Сахаре, направленного в апреле (2013 г. – авт.) Генеральным секретарем ООН Пан Ги Муном Совету Безопасности».

В этой связи, по их мнению, «необходимость осуществления независимого беспристрастного мониторинга в интересах создания всеобъемлющей устойчивой ситуации с правами человека в Западной Сахаре, становится все более актуальной».

Тем самым, фактически, они выступили на стороне представителей алжирских властей и президента АНДР Абдельазиза Бутефлики, который выступил 28 октября с соответствующим выступлением, за которым и последовало резкое обострение в алжиро-марокканских отношениях.

Они также отметили, что Совет по правам человека ООН и специальный докладчик ООН по вопросу о пытках, Хуан Мендес, также выступают за создание такого механизма. Примечательно, что сенаторы попытались усилить эффект своего обращения за счет обращения к докладу Таннока, предоставленного в октябре прошлого года Европейскому парламенту, выразив сожаление, что ООН до сих пор не удалось разработать «независимого и надежного механизма» по вопросу о положении прав человека в Западной Сахаре, чему противится Марокко. Сенаторы также специально указали, что подобные меры ранее рекомендовали ООН и Европейский парламент. При этом сенаторы подчеркивают, что они использовали для его написания ежегодный доклад о ситуации с правами человека в оккупированной Западной Сахаре Государственного департамента США.

Лехи и Инхоф особо указали, что они «внимательно следят за вопросом о Западной Сахаре». По их словам, с момента прекращения огня в 1991 году между Фронтом ПОЛИСАРИО и Марокко Госдепартамент США регулярно сообщает о нарушениях прав человека, таких как пытки, насильственные исчезновения, а также заметные ограничения на свободу выражения мнений и создания ассоциаций. К этому они добавили данные международных неправительственных правозащитных организаций, согласно которым марокканские власти используют в Западной Сахаре «несправедливые судебные процессы, в результате которых в ряде случаев в отношении обвиняемых были приведены смертные приговоры, например, так обстояло в деле с Гдеймом Изиком». По их утверждениям, соответствующие доказательства были подготовлены группой испанских экспертов.

По словам сенаторов, подобное положение дел «делает маловероятным любое разрешение конфликта между двумя сторонами». Однако, по их мнению, в случае создания механизма постоянного мониторинга ситуации в Западной Сахаре условия для продолжения нарушений прав человека будут фактически ликвидированы.

Тем более, что, по их мнению, «создание такого механизма является нормальной процедурой миротворческих сил ООН, в то время МООНРЗС является единственной миротворческой миссии ООН остаются лишены такой мандат».

При этом проправительственные источники, например, газета «Аль-Ватан», характеризуют инициативу американских сенаторов так: «Письмо сенаторов может изменить все», «Нет сомнений, что жители Сахары не найдут лучших юристов, чем эти два сенатора». Подобная «реклама» служит косвенным дополнительным индикатором того, что для АНДР по данному вопросу они являются своими проверенными людьми.

Примечательно, что подобную деятельность, напрямую выгодную алжирским властям, Джеймс Инхоф подписал, невзирая на личную трагедию – 10 ноября в авиакатастрофе погиб его сын Перри. Это не случайно: он активно участвовал в отстаивании антимарокканской и проалжирской позиции по Западной Сахаре на протяжении последних нескольких лет и продолжает это делать сейчас.

Важно, что вышеупомянутые американские политики уже не в первый раз фигурируют в деле защиты алжирских интересов. Они и до этого выражали свое нетерпение и раздражение действиями Марокко, но это не приводило к перелому ситуации. Соответствующие попытки предпринимались с начала 1990-х гг.

В этой связи можно вспомнить и мирный план, разработанный бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером, на появление которого в определенной степени оказали влияние представители МИД и спецслужб АНДР. Как указывали проалжирские лоббисты в лице вышеупомянутых сенаторов, план был «единогласно принят Советом Безопасности ООН, Фронтом ПОЛИСАРИО, но отвергнут Марокко».

Тем не менее, наиболее ярко лоббистская проалжирская деятельность проявилось в последние годы. Так, например, 29 марта 2007 г. сенаторы Расс Файнголд (в то время председатель подкомитета по Африке Комитета по международным отношениям), Джеймс Инхоф, (член Комитета по вооруженным силам), и Патрик Лихи (председатель Сенатского комитета по судам) обратились с громким «антимарокканским» призывом к властям США. Они указали на необходимость «поддержать право на самоопределение народа Западной Сахары, права на справедливое и окончательное решение, которое принесет мир и стабильность в эту части мира». Три конгрессмены выразили «глубокую озабоченность» по поводу продолжающегося конфликта в Западной Сахаре, несмотря на «консультативное заключение Международного суда (1974), поддержавшего право народа Западной Сахары на самоопределение и игнорирование международного права».

Они же указали, что «Марокко, с помощью французского правительства, не позволяет ООН организовать свободные, справедливые и прозрачные выборы», охарактеризовав план Рабата по предоставлению Западной Сахаре автономии как «вопиющим нарушением международного права в отказе на право сахарского народа на самоопределение, принципа, являющегося одним из основных принципов США и мы верим, что ваша администрация не будет связана с таким нарушением основных прав человека».

А в апреле 2009 г. в качестве наиболее активного «проалжирского» лоббиста в связи с очередным докладом Госдепа по ситуации с правами человека в Западной Сахаре (обычно к этому времени относится всякий раз активизация подобных политиков) выступил влиятельный американский сенатор Эдвард Кеннеди. Он заявил о том, что «народ Западной Сахары страдает от вопиющей несправедливости в результате марокканской оккупации и действий военных».

Кроме него под письмом с соответствующими тезисами, направленном Бараку Обаме, подписались все те же сенаторы Инхоф и  Лихи. Вместе с ними выступил и другой влиятельный сенатор – Рассел Д. Файнгольд.

А в октябре 2009 г. сенаторы США отметились не просто как лоббисты, а как инструмент давления в отношении Рабата. Тогда в письме к королю Марокко они призвали к освобождению «семерых сахарских активистов, недавно арестованных марокканскими властями по их возвращению из лагерей беженцев», обвинив марокканские власти и силовые структуры в произволе против населения оккупированных территорий Западной Сахары. В связи с этим американские сенаторы выразили «озабоченность»: «Мы считаем, что этот арест не направлен на укрепление доверия между правительством (марокканским – авт.) и Фронтом ПОЛИСАРИО в конфликте по Западной Сахаре», что «наносит ущерб переговорам под эгидой Организации Объединенных Наций».

В этой связи американские сенаторы открыто призвали тогда короля Марокко «защищать универсальные ценности свободы, демократии, солидарности, справедливости и братства, бороться с вызовом на продвижение идеалов прав человека в Сахаре».

Это письмо, в частности, подписали Джеймс М. Инхоф, а также представители и руководители подкомитетов Сената по Восточной Азии и Тихому океану и по европейским делам.

Однако они не договаривали, что до своего ареста вышеупомянутые сахарцы посетили алжирские беженские лагеря в районе Тиндуфа и параллельно этому вели антимарокканскую пропаганду в СМИ, по причине чего их появление в Западной Сахаре было бы опасно для Рабата. Также сенаторы не упомянули и о роли Алжира в западно-сахарской дестабилизации через поддержку Фронта ПОЛИСАРИО.

Они, в частности, попытались использовать приход нового главы государства для перелома настроений американской политической элиты в целом, указав: «Мы призываем Вас и Вашу администрацию поддержать право народа Западной Сахары на самоопределение путем организации свободных, справедливых и прозрачных выборов».

Следует заметить, что само по себе наличие подобных «антимарокканских» писем со стороны американских сенаторов, доказывает тот факт, что алжирские власти успешно осваивают технологии отстаивания собственных интересов через лоббирование.

Между тем, использование таких инструментов как лоббирование свидетельствует и о том, что у представителей алжирских властей уже имеется сложившийся механизм неформальных связей с США, наличие которого позволит им в будущем более активно отстаивать свои интересы.

Наличие подобных каналов, которые стали отстраиваться еще в 1990-е гг. после ослабления связей с Москвой, также свидетельствует о хорошей осведомленности алжирских спецслужб о настроениях в среде американской политической элиты и имеющихся у них выходах на её влиятельных представителей.

Анализ ситуации показывает, что у алжирского руководства к настоящему времени именно с США налажены гораздо более стабильные каналы неформальных связей, чем со странами ЕС. А это, в свою очередь, заметно влияет и на процесс принятия политических решений.

Примечательно, что попытки наладить лоббистскую деятельность в европейских странах были менее удачны. Например, в октябре 2009 г. участники конференции по положению прав человека в Западной Сахаре, проведенной во французском Витри-сюр-Сен, также подчеркнули тяжесть положения сахарцев и необходимость в связи с этим оказать международное давление против Марокко, чтобы вынудить его прекратить нарушения прав человека в этом регионе.

Тогда среди алжирских лоббистов отметился Ален Адубэ, мэр Витри, отметивший высокую честь, оказанную его муниципалитету участниками конференции, ведущими «бой солидарности, справедливости и права, и необходимости совместного порыва солидарности с сахарским народом с 1983, борющимся против марокканской оккупации». При этом Адубэ обрушился на французские СМИ, «замалчивающие и соучаствующие несправедливости со стороны Марокко».

Однако до сих пор алжирской стороне не удавалось серьезно развить успех в плане дальнейшего продвижения своих интересов и соответствующий круг американских политиков продолжает оставаться достаточно узким. Несмотря на то, что проправительственные источники применительно к последнему письму Инхофа и Лехи указывают, что «это первый случай, когда демократы и республиканцы Сената объединили усилия, чтобы защитить сахарцев», хотя подобная трактовка является явным преувеличением. В предыдущие годы они также выступали с похожими инициативами. И тогда в фактическую поддержку Алжира выступало большее число сенаторов.  Это очевидно по событиям апреля 2007 г.

Учитывая опыт прежних лет, можно предположить, что письмо вышеуказанных сенаторов не способно решительно переломить настроение американской политической элиты в целом по отношению к данному конфликту.

Об этом свидетельствует реакция проправительственного издания «Аль-Ватан», комментирующего последнюю инициативу американских сенаторов и одновременно обвиняющего Рабат в использовании подобных методов достижения результата, указывая на «Лоббирование со стороны Марокко в Конгрессе, которому заплатили в прямом и переносном смысле, до сих пор, кажется, было живо».

А это служит косвенным свидетельством того, что алжирская сторона до сих пор была не уверена в том, что ей удастся переломить коренным образом настроение политической элиты США в свою пользу. Однако сейчас для этой попытки создалась более благоприятная ситуация, чем раньше. Дело в том, что в последнее время нынешняя президентская администрация склоняется заметно изменить формат взаимодействия с Алжиром в сторону развития союзнических отношений и предоставления ему своего рода карт-бланша на проведение антитеррористических операций в Африке.

Тем не менее, наличие «иного» мнения на западно-сахарскую проблему среди сенаторов может осложнить перспективы получения Мохаммедом VI от Обамы дополнительных кредитов и военной помощи.